Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 50-51

48
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Герои Ле-Бурже
Летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур
был на волосок от гибели не однажды. В 1989 году
на авиасалоне в Ле-Бурже его МиГ-29 завалился
на бок и начал падать. Но в последнее мгновение пе-
ред взрывом катапультное кресло буквально вырвало
пилота из рук смерти.
Анатолий Квочур не просто выжил, он вернулся
в летный строй и продолжал испытывать самолеты.
Спасательные возможности катапультного кресла он
оценил и немного позже, когда в испытательном по-
лете принял решение оставить летательный аппарат.
– Принять решение о катапультировании чрезвы-
чайно сложно для пилота,– говорит Квочур.– Есть
два момента, которые останавливают, до последне-
го не позволяют покинуть самолет. Во-первых, надо
понять, куда самолет упадет, не погубит ли людей
на земле. А во-вторых, срабатывает нравственный
запрет, сомнение – нет ли другого выхода. Инстинкт
самосохранения у пилота на последнем месте.
В 1999 году – снова ЧП на авиасалоне Ле-Бурже.
Во время демонстрации российскими пилотами
сверхманевренного самолета Су-30МК всем при-
шлось понервничать. При позднем выводе из пики-
рования истребитель хвостовой частью задел землю,
повредив левый двигатель… На правом двигателе
горящий самолет медленно набрал высоту 50 ме-
тров, и в этот момент из горящего истребителя ката-
пультировались пилоты.
«Это был шок!» – вспоминают очевидцы. Случай
действительно тяжелый. Сверхмалая высота. В та-
ких ситуациях удачей считается, если пилоты вооб-
ще останутся живы. А тут летчики после катапуль-
тирования самостоятельно шли по полю аэродрома.
Получилась непредусмотренная, но самая лучшая
реклама российских катапультных кресел.
– Я не знаю других средств, которые могли бы спа-
сти экипаж в этих условиях! – сказал на пресс-конфе-
ренции по поводу крушения самолета генеральный
директор авиасалона Эдмон Маршеге.
Гордость «Звезды»
Владимир Северин, космонавт-испытатель, сын
генерального конструктора НПП «Звезда» Гая Ильи-
ча Северина, на заводе отца испытывал катапульт-
ные кресла для спортивных самолетов.
– Мы делали облегченное кресло СКС-94, и папа
пригласил меня на испытания в качестве помощни-
ка ведущего конструктора,– рассказывает Владимир
Северин.– Я летал каждый день на видеосъемку, мы
выстреливали манекен из кабины самолета. Это
была интереснейшая работа. Летал на все экспери-
менты с манекеном, на все отработки, один лишь
раз случилось небольшое ЧП, когда манекен стесал
нос о взлетную полосу при приземлении, но это по-
тому, что он не умел куполом управлять. На самом
деле система работала настолько безотказно, что
уверенность в ней была стопроцентная! И вот од-
Катапультирование
от первого лица
49
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
нажды, когда предстоял самый ответственный этап,
оказалось, что основной испытатель не может лететь
на катапультирование – его не допускают по здоро-
вью, и мне предложили испытать это кресло вместо
него.
В тот день дул сильный ветер – критичный для ис-
пытаний. Гай Ильич Северин не очень хотел, чтобы
его сын рисковал жизнью. Но Владимир решил, что
в этот день – а это было 12 апреля – откладывать ис-
пытания не стоит.
– Вышли в зону. Готов? Световое табло. Готов.
Я знал, что камера смотрит мне в лицо. Думаю: сей-
час с широко открытыми глазами мужественно ка-
тапультируюсь. Дернул ручки. Сзади такой грохот
раздался, что глаза автоматически закрылись. Все
это сотые доли секунды – и я уже под куполом па-
рашюта. И первое, что увидел, – голубое небо и мои
ботинки, которые показались настолько далекими,
что я подумал: ну все, ноги оторвало…Потом, когда
под куполом повис, понял, что все на месте, – Вла-
димир Северин чуть не погиб, когда приводнился
после катапультирования. Смог по стропам пара-
шюта выбраться на берег канала. На своем примере
он доказал: после катапультирования – можно сно-
ва в испытатели, в небо.
На НПП «Звезда» вспоминают еще один случай.
В мае 2010 года на учебном Як-130 под Липецком
в полете у самолета отказала система управления.
– Уже через несколько минут после происшествия
нам сообщили номера кресел. Кресла были наши.
В полете отказал самолет, пилотам пришлось ката-
пультироваться, оба выжили. Мы всегда знаем, где
установлены наши средства спасения, – вспомина-
ет Виктор Макаров, слесарь-сборщик катапультных
кресел ОАО «НПП «Звезда».
Летчики выжили и, как говорят специалисты,
не потеряли здоровья. В этом и состоит главная
цель тех, кто производит катапультные кресла для
пилотов.
1...,30-31,32-33,34-35,36-37,38-39,40-41,42-43,44-45,46-47,48-49 52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,66-67,68-69,70-71,...166
Powered by FlippingBook