Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 34-35

Р
аботы по созданию комплекса нового
корабля идут полным ходом. Специа-
листы разрабатывают конструктор-
скую документацию, создают макеты
и стенды, экспериментальные образцы состав-
ных частей и оборудования.
Это самый ответственный этап, именно сей-
час проверяются и уточняются характеристики
и облик корабля, заложенные в проектной доку-
ментации. Создаются «в металле», в программ-
ном коде, в технических и организационных
решениях ключевые элементы проекта. Очень
скоро начнется строительство летного изделия
и его макетов для различных видов испытаний.
– Это динамические и статические испытания
на прочность, тепловакуумные испытания и ис-
пытания на герметичность, испытания пара-
шютной системы и системы посадки, морские
испытания; это отдельные виды эксперимен-
тальной отработки системы жизнеобеспечения,
действий поисково-спасательного комплекса
после приземления корабля, отработка алгорит-
мов деятельности экипажа имного-много других
больших и малых испытаний и экспериментов,
направленных как на разработку элементов и со-
ставных частей, так и на подтверждение эффек-
тивности, надежности и безопасности функцио-
нирования корабля в целом,– поясняет Марк
Серов, ведущий космонавт-испытатель летно-ис-
пытательного отдела РКК «Энергия», разработ-
чик перспективно-транспортной системы (ПТС)
«Федерация».
ЗЕМЛЯ – ЛУНА
ПТК (перспективный транспортный корабль)
«Федерация» полетит к Луне – и это принципи-
альное отличие данной разработки от корабля
«Союз». «Федерации» предстоит оснащать около-
земные орбитальные станции и объекты на око-
лолунных орбитах: доставлять космонавтов
и грузы, обеспечивать спасение экипажей. Ко-
рабль сможет до 30 суток находиться в автоном-
ном полете, а значит, появится возможность
для самых сложных научных экспериментов
в условиях невесомости.
– Новый корабль предназначен для меж-
планетных перелетов, – говорит Владимир
Солнцев, президент РКК «Энергия». – Все тех-
нологии перелета к Красной планете нужно
отработать, и подготовка лунной экспедиции
подходит для этого лучше всего. Мы отрабаты-
ваем с американцами возможность стыковки
наших кораблей. С Европой и Америкой об-
суждаем возможность создания орбитальной
лунной станции. Наши подходы где-то совпа-
дают, а в чем-то отличаются. Но я считаю, что
согласованный сейчас проект ФКП с прицелом
на лунную программу как раз наиболее опти-
мален, эффективен и логичен.
Техническое задание на «Федерацию» предъ-
являет к разработчикам очень непростые тре-
бования. Необходимо создать многоразовый
корабль, способный выполнять миссии в ближ-
нем и дальнем космосе, длительный автоном-
Макеты перспективного транспортного корабля (ПТК) «Федерация»
на авиасалоне МАКС. На переднем плане макет 2015 года.
Макет перспективного транспортного
корабля «Федерация», представлен-
ный на форуме «Армия-2016».
Автор фото – Александр Омельянчук
32
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ный перелет, совершать точное приземление
на подготовленный полигон, доставлять до-
статочно большое количество грузов и расши-
ренный по составу экипаж, обеспечивать воз-
можность управления одним пилотом и иметь
высокую экономическую эффективность.
– Наши коллеги и конкуренты из других
фирм-разработчиков космической техники
такой комплекс задач перед собой не ставят.
Мыже подняли планку очень высоко,– коммен-
тирует Марк Серов.– Нам бы хотелось создать
умную машину, позволяющую реализовывать
действительно прорывные проекты освоения
космоса, в которых синергия возможностей
человека и машины даст качественное изме-
нение в практике космических полетов. Для
реализации подобного подхода разработчи-
кам, и в частности нашей команде – летно-ис-
пытательному отделу фирмы С.П. Королева,
приходится иногда пересматривать, казалось
бы, незыблемые истины. Например – то, что
конструктивные элементы корабля можно де-
лать не из металла, а из композитных углепла-
стиков; что с помощью твердотопливной двига-
тельной установки можно снизить посадочную
скорость до нуля.
Использование сенсорных экранов на пуль-
те экипажа и единой многоканальной ручки
управления, многоразовый стыковочный агре-
гат, солнечные батареи из арсенида галлия,
новейшие теплозащитные материалы – эти
и многие другие решения являются инноваци-
онными не только для отечественной, но и для
мировой космонавтики.
СТЕНД ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ
ОТРАБОТКИ
Для экспериментальной отработки интерфей-
са будущего корабля специально создан эр-
гономический стенд. Здесь тестируют систему
управления.
Для нового корабля специалисты разработали
и новый модульный пульт управления. На трех
независимых экранах выдается вся инфор-
мация о циклограмме полета и состоянии
корабля.
– Мы использовали сенсорные технологии,
то есть на пульте нет ни одной физической
клавиши, они все только виртуальные, –
объясняет ведущий космонавт-испытатель
летно-испытательного отдела РКК «Энергия»
Марк Серов
(на фото)
. – «Человеко-машин-
ный» интерфейс новый, с новыми подходами.
Здесь преобладает образное представление,
графика, мнемосхемы.
Не будет у космонавтов и журнала бортовой
документации – вся информация перед глаза-
ми на экране.
– Мы хотим сделать «умный» корабль, чтобы
у экипажа уходило меньше времени на подго-
товку для работы в нем.
Испытание макета ПТК «Федерация»
33
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
1...,14-15,16-17,18-19,20-21,22-23,24-25,26-27,28-29,30-31,32-33 36-37,38-39,40-41,42-43,44-45,46-47,48-49,50-51,52-53,54-55,...166
Powered by FlippingBook