Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 30-31

правильнее решать всем «клубом» мировых кос-
мических держав.
– Способен ли космос объединить все страны?
– Во времена холодной войны существовала
программа «Союз» – «Аполлон». Именно космо-
навтика была мостиком мира между Россией
и Америкой. При всех обострениях в отноше-
ниях наших двух стран этот мостик остается.
Ни один связанный с космонавтикой контракт
ни нашей, ни американской стороной не был
сорван. Без российских «Союзов» на МКС ле-
тать практически невозможно. Нам тоже труд-
но в короткий период воспроизвести у себя весь
опыт ведущих мировых фирм по созданию элек-
троники, электронной компонентной базы. Мы
в космосе зависим друг от друга.
– Программа развития космического туризма
притормозила? Мы отправили на орбиту семь ту-
ристов – и все, хватит?
– Нет, она не притормозила, мы готовы раз-
вивать это направление, просто не педалируем
его, не превращаем в самоцель. Но если люди
готовы платить, почему нет? Просто сейчас
наши космические корабли, что называется,
нарасхват. На них летают и американские, и ев-
ропейские астронавты. А наращивать производ-
ство кораблей ради отправки космических тури-
стов нерентабельно.
ДОЛГАЯ РЕПЕТИЦИЯ ПРИЛУНЕНИЯ
– Согласно Федеральной космической программе,
мы должны высадиться на Луну в 2030 году. Нет ли
в этом уловки? Дата названа достаточно далекая,
и что произойдет за это время, неизвестно. Не-
вольно вспоминается притча про Ходжу Насредди-
на, который обещал шаху за тридцать лет научить
говорить осла…
– В нашей стране за основу стратегического
планирования обычно берется десятилетний
период, это верно. Но прежде чем посылать
на Луну космонавтов, мы должны отработать
все системы нового корабля, новую пуско-
вую схему, систему стыковки, сборку кораб-
ля на орбите. Нам нужно отработать систему
точной посадки на Луну, поскольку садиться
придется в четко заданные координаты. А по-
том взлетать и состыковываться с тем базовым
кораблем, который работает на орбите. Все это
задачи, требующие другого конструкторского,
технического решения, длиной «репетиции».
Мы просто реально смотрим на вещи. Нужно
все время отвечать на вопрос: «Зачем, в какие
сроки, ради чего». Я думаю, если бы требова-
лось этим полетом немедленно решить вопрос
безопасности страны, мы бы слетали на Луну
очень быстро. Если цель полета – познание, это
другое. Мы все-таки должны думать о наших
гражданах, об их достойной жизни, а не толь-
ко о глобальных идеях.
КАК ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ
КОСМОНАВТИКУ
– Полеты в космос – это по-прежнему серьезное
испытание, работа на пределе, огромный риск для
здоровья. Как вам кажется, что необходимо для
популяризации космонавтики? Что требуется
от СМИ, пишущих на эти темы? Есть ли у вас, как
у члена редакционного совета журнала «ВКС», поже-
лания к нашему изданию?
– Вот NASA сильно популяризирует свои до-
стижения. Когда изучаешь этот вопрос в США,
кажется, что в космосе все сделали американ-
цы, а нас там вообще не было. Становится
обидно. Невольно задумываешься о разнице
в системе пиара.
На сегодняшний день у нас существует ряд кос-
мических журналов, которые на самом деле дуб-
лируют друг друга. А хотелось бы, чтобы каждое
издание заняло свою нишу, и, самое главное,
по содержанию стало интересным широкому
кругу читателей.
Надо создавать дискуссию по проблемам.
Никто не пишет о людях, которые отдают
свои знания, опыт, самоотверженно трудятся
над созданием космических аппаратов, ра-
кет-носителей, наземных средств управления
и т. д. Моя корпорация – это 190 тысяч чело-
век, и только единицы из них космонавты.
Я нисколько не умаляю труда космонавтов.
Это, безусловно, очень храбрые люди, и у них
очень тяжелая работа. Но не только они «рабо-
тают на космос».
Очень много было публикаций о космодроме
Восточный. О том, сколько там наворовали, на-
писаны тома, хотя по факту это не совсем так.
Виновных определяет суд, остальное – сплетни.
Почему бы не написать о том, как, строя новый
космодром, люди в очередной раз победили
тайгу, заложили там красивый город, где по но-
вому архитектурному проекту, в едином стиле,
возводятся жилые дома, школы и детские сады –
все обязательно с бассейном.
Я разговаривал на космодроме Восточный
со строителями, местными жителями, учены-
ми из будущего наукограда. Вы бы видели, как
горели глаза этих людей, когда они мечтали
о том, что у них будет космодром… Вот о них-то
и надо писать!
28
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
2016 год – осенью специалисты РКК «Энер-
гия» начали серию экспериментов по отработке
действий человека на Луне с использованием
уникального стенда «Cелен», позволяющего ими-
тировать силу тяжести на поверхности спутника
Земли.
В ходе очередного эксперимента экипированные
в скафандры «Орлан-ДМ» ведущий космонавт-ис-
пытатель летно-испытательного отдела корпора-
ции Марк Серов и инструктор-космонавт-испыта-
тель 1 класса, руководитель научно-технического
центра РКК «Энергия» Александр Калери отра-
ботали в условиях лунной гравитации комплекс
движений, имитирующих работу космонавта
на поверхности Луны. В частности, был смодели-
рован вход/выход космонавта из ровера, а также
продемонстрирована возможность пешего пере-
движения по лунной поверхности.
Источник фото – РКК «Энергия»
2015 год, 27 октября – 4 ноября проходил
эксперимент по имитации пилотируемого
полета на Луну, реализованный Институтом
медико-биологических проблем. Экипаж,
состоящий из шести девушек, провел восемь
дней в замкнутом пространстве. Условия
перелета к Луне были воссозданы в том же
комплексе, где ранее проводился экспери-
мент «Марс-500».
На фото:
члены экипажа «Луна-2015» возле
макета ПТК «Федерация». Разрабатываемый
РКК «Энергия» транспортный корабль
нового поколения предназначен для
доставки людей и грузов к Луне и на
орбитальные станции, находящиеся на
околоземной орбите.
Источник фото – РКК «Энергия»
РЕПЕТИЦИИ ЛУННОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
29
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
1...,10-11,12-13,14-15,16-17,18-19,20-21,22-23,24-25,26-27,28-29 32-33,34-35,36-37,38-39,40-41,42-43,44-45,46-47,48-49,50-51,...166
Powered by FlippingBook