Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 44-45

42
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Кресла типа К-36 существенно пре-
восходят зарубежные аналоги по воз-
можности спасения на больших ско-
ростях и высотах полета. И залог
этого – не только в сложной системе
фиксации, но и в уникальной системе
стабилизации, надежно обеспечиваю-
щей вертикальное расположение крес-
ла в потоке. Такое положение позволяет
выдержать большие перегрузки тормо-
жения (в направлении «грудь-спина»)
при отделении от самолета, обеспечи-
вает защиту от воздушного потока с по-
мощью уже упомянутого дефлектора,
а также дает возможность максимально
использовать импульс ракетного двига-
теля. Стабилизация в потоке обеспечи-
вается за счет двух жестких телескопи-
ческих штанг, «выстреливаемых» под
действием встроенного пиротехниче-
ского механизма при выходе кресла
из кабины и имеющих на своих концах
небольшие вращающиеся парашюты.
– В зарубежных креслах такой систе-
мы стабилизации нет,– говорит Сергей
Поздняков.– Там есть парашюты, кото-
рые как бы разворачивают кресло в по-
токе, но любой парашют на больших
скоростях рвется, поэтому на скорости
свыше 1100 км кресла не гарантируют
спасение. Как правило, там надо либо
скорость сбросить, либо сделать что-то
еще, чтобы скорость была меньше.
ФОНАРНЫЙ ВОПРОС
Для того чтобы без‑
опасно катапультиро‑
ваться, должна быть
устранена «есте‑
ственная преграда
на пути» – фонарь
кабины. В этой си‑
туации каждая доля
секунды на счету. При
больших скоростях
полета фонарь после
его расфиксации уно‑
сится потоком воздуха,
а вот на относительно
небольших скоростях
задержка в отходе фо‑
наря может создать
опасность для жизни.
Если фонарь достаточ‑
но тонкий, можно про‑
сто катапультировать
пилота «сквозь» него –
специальные пробой‑
ники помогут креслу
пройти через остекле‑
ние, особенно если
им при этом помо‑
гает дополнительная
система, состоящая
из пиротехнических
шнуров, наклеенных
на стекло и подрывае‑
мых в момент ката‑
пультирования. Такая
схема применяется
практически на всех
самолетах вертикаль‑
ного взлета и посад‑
ки, а также на легких
учебно‑тренировочных
самолетах. С толстым
фонарем помогут
справиться специ‑
альные толкатели,
которые отбрасывают
его назад и вверх.
Наиболее перспектив‑
ной является гибрид‑
ная схема: на малых
скоростях фонарь
разрезается шнуром
и проламывается про‑
бойниками кресла,
а на больших сбрасы‑
вается традиционным
способом.
43
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
0 секунд
Летчик вытягивает
поручни механиз‑
ма управления
катапультирования,
запуская работу си‑
стемы автоматики.
Подается команда
на сброс фонаря,
опускание светоза‑
щитного фильтра
защитного шлема
летчика. Проис‑
ходит инициация
системы фикса‑
ции: принудитель‑
ный притяг плечевых
и поясных ремней,
фиксация и подъ‑
ем ног, опускаются
и поджимаются бо‑
ковые ограничители
разброса рук.
0,2 секунды
Фиксация заканчи‑
вается. Происходит
корректировка
работы энергодат‑
чиков кресла в зави‑
симости от массы
летчика. Если
сброшен фонарь ‑
подается команда
на телескопиче‑
ский стреляющий
механизм и начи‑
нается собственно
процесс ката‑
пультирования. На
высоких скоростях
вводится защитный
дефлектор.
0,2-0,4 секунды
Кресло под дей‑
ствием стреляю‑
щего механизма
движется по на‑
правляющим в
кабине. По ходу
движения происхо‑
дит ввод стабилизи‑
рующих штанг.
0,4-0,8 секунды
Кресло выходит из
кабины, включается
пороховой ракет‑
ный двигатель. При
необходимости
(большой угол кре‑
на самолета или
разведение лет‑
чиков при парном
катапультировании)
последовательно
включаются двига‑
тели коррекции по
крену.
0,8 секунды
На малых скоро‑
стях происходит
отстрел заголов‑
ника, разделение
летчика с креслом
и ввод спасатель‑
ного парашюта. На
больших скоростях
это происходит
после торможения
кресла до прием‑
лемой скорости,
определяемой
системой авто‑
матики. В состав
подвесной систе‑
мы летчика входит
крышка сиденья,
которая остается у
него после отделе‑
ния от кресла. Под
крышкой распо‑
ложена аварий‑
ная кислородная
система, а также
уложены носимый
аварийный запас
(НАЗ), надувной
спасательный плот
и радиомаяк Через
4 секунды после
разделения летчика
с креслом НАЗ от‑
деляется и повисает
на фале, так же как
и автоматически
надувшийся плот.
Типичная диаграмма катапультирования К-36Д-3,5
Заголовник
с парашютом
Ракетный
двигатель
Поручни
Система
подъема
ног
Защитный
дефлектор
Сиденье
с профилированной
крышкой, с блоком
жизнеобеспечения
Боковые
ограничители
рук
1...,24-25,26-27,28-29,30-31,32-33,34-35,36-37,38-39,40-41,42-43 46-47,48-49,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,...166
Powered by FlippingBook