Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 60-61

Арктика
58
ЗОНА НАПРЯЖЕННОСТИ
Вторая группа факторов
– экономическая.
Освоение и рациональное использование при-
родных ресурсов в арктических морях входит в
сферу государственных интересов России. До 80%
разведанных запасов приходится на Крайний
Север. Здесь находится примерно четверть миро-
вых ресурсов нефти и газа, которые до сих пор не
открыты.
Моря Cеверного бассейна издревле являются
районами промышленного рыболовства. Здесь
значительны запасы водорослей и беспозвоноч-
ных, быстро растет популяция камчатского краба.
Европейский Север России исключительно богат
минеральными и топливно-энергетическими ре-
сурсами. В регионе находятся крупнейшие запа-
сы алмазов, бокситов, золота, медно-никелевых
руд. Географическое положение региона создает
благоприятные условия для их перевозки в Евро-
пу, США, Канаду, Японию и страны АТР.
Третья группа факторов
– природно-эколо-
гическая. Долгое время эти кладовые полезных
ископаемых не осваивались из-за крайне затруд-
ненного доступа к ним. Однако, по прогнозам
специалистов, уже к 2040 году из-за глобального
потепления значительная часть Северного Ле-
довитого океана освободится ото льда, что суще-
ственно облегчит добычу природных богатств со
дна и удешевит перевозки по СМП. Это обостряет
интерес развитых стран к региону.
Четвертая группа факторов
– политическая. В
«Основах государственной политики Российской
Федерации в Арктике на период до 2020 года и
дальнейшую перспективу» определены нацио-
нальные интересы, цели, задачи и меры, в том
числе в сфере военной безопасности, защиты и
охраны государственной границы.
Данный документ трактует национальные ин-
тересы России в морях Арктического региона как
обеспечение гарантированного доступа к ресур-
сам и пространствам, исключение дискримина-
ционных действий в отношении нашей страны
со стороны отдельных государств или военно-по-
литических блоков, а также их доминирования в
районах, имеющих значение для РФ.
Пятая группа факторов
– нормативно-право-
вая. Эффективность дипломатии по проблемам
Арктики определяется способностью государств
региона договориться. Начало формированию
российских владений здесь было положено дого-
вором 1867 года между Россией и США. Он неодно-
кратно нарушался странами Запада.
Еще в 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США
и Канада выдвинули концепцию полярных сек-
торов. Под полярным сектором понимается про-
странство, основанием которого является север-
ная граница государства, вершиной – Северный
полюс, а боковыми границами – меридианы,
соединяющие Северный полюс с крайними точ-
ками северной границы данного государства.
Акватории полярного сектора считаются зоной
внутренних государственных вод. Каждое при-
брежное государство имеет суверенные права на
экономическую деятельность внутри этих райо-
нов. СССР достался самый большой сектор – около
трети всей площади арктического шельфа.
Такие внешние границы арктической зоны РФ
сегодня не признаны многими государствами и
международными организациями, что порож-
дает территориальные споры и противоречия.
На определенной стадии политические разно-
гласия могут перерасти в фазу военного кон-
фликта.
ДЕЛЕЖ АРКТИЧЕСКОГО ПИРОГА
За последние три года страны НАТО – Норвегия,
Канада и Дания – провели в Арктике ряд крупных
военных учений, продемонстрировав готовность
к силовому соперничеству за контроль над аркти-
ческими ресурсами. При определенных условиях
в эту игру могут вступить Китай, Япония, Южная
Корея.
Но наиболее ощутимо в Арктике американское
военное присутствие. На Аляске дислоцировано
несколько баз СВ и ВВС, не считая частей берего-
вой охраны и обеспечения. В военно-политиче-
ском руководстве США считают, что и этого не-
достаточно. В доктринальных документах США
среди интересов, преследуемых в Арктическом
регионе, называются:
– размещение систем ПРО и раннего предупреж-
дения;
– увеличение военной спутниковой группиров-
ки, нацеленной на Арктику;
– развертывание наземной и морской инфра-
структуры для стратегической переброски сил в
регион;
– стратегическое сдерживание вероятного про-
тивника;
– присутствие военно-морских сил и проведение
морских операций;
– свобода навигации и перелетов для США.
Заявлено и о задаче сохранения глобальной мо-
бильности американских военных и граждан-
ских судов и самолетов по всей площади Арк-
тического региона. С этой целью ВМС США уже
приступили к развертыванию ВМБ передового
базирования. Чтобы обосновать необходимость
дополнительного финансирования военных про-
грамм, Пентагон моделирует свои операции в
регионе. Результаты оценок всегда однозначны
– войск и сил для защиты национальных интере-
сов недостаточно.
В настоящее время
на Арктический
регион, помимо
США, Канады,
России,
претендуют еще
12 государств:
Бельгия,
Великобритания,
Германия, Ирландия,
Исландия, Латвия, Литва,
Нидерланды, Польша,
Финляндия, Швеция, Эстония.
Некоторые эксперты
настаивают, что на самом
деле претендентов более
20 стран, включая Японию
и Китай.
Разведано почти
30% мировых запасов нефти
и газа
. Для России Арктический регион обеспечивает
около
11% национального дохода
. Здесь создается
22% объема общероссийского экспорта
, добыва-
ется и производится более
90% никеля и кобальта
,
60% меди
,
100% барита и апатитового концентра-
та.
Рыболовы производят около
15% общих объе-
мов рыбной продукции
и других водных биологиче-
ских ресурсов страны.
За полярным кругом располагается около
60
 круп-
ных углеводородных месторождений, из которых
43
– в российском секторе. Суммарные извлекае-
мые ресурсы Российской Арктики оцениваются
в
106 млрд тонн
нефтяного эквивалента, запасы газа
оцениваются в
69,5 трлн кубометров
.
69,5
трлн
кубометров
106
млрд
тонн
60
место-
рождений
20
стран-
претендентов
59
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
1...,40-41,42-43,44-45,46-47,48-49,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59 62-63,64-65,66-67,68-69,70-71,72-73,74-75,76-77,78-79,80-81,...166
Powered by FlippingBook