Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (90) февраль 2017 года - page 134-135

Фото из личного архива, сделано 15.08.1994 на испытательной базе
Patuxent River (KNHK) американской военно-морской авиации
в US NAVY Test-PiLot SchooL.
Слева направо испытатели:
Р. Таскаев,
И. П. Волк, А. Гарнаев, А. Крутов. На переднем плане проводит занятия
американский летчик палубной авиации Барри Уилмор
132
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
– Вфеврале 2001 года, будучико-
мандиром отряда летчиков-ис-
пытателей № 1 Летно-исследова-
тельского института, я получил
от руководства строгий наказ:
слетать на проверки техники
пилотирования и крайние ре-
жимы с Игорем Волком и «зару-
бить» его как профессионально
непригодного. Что за конфлик-
ты тому предшествовали –
об этом говорить не будем.
Слетал я с ним на разнотипных
миговских спарках два прове-
рочных полета. Игорь Петрович
в тот момент был уже в более чем
преклонном возрасте для актив-
ного испытательного летания.
Но меня тогда больше поразила
даже не его по-прежнему уверен-
ная, по-испытательски дерзкая
и очень точная манера пилоти-
рования, особенно при выводе
из самых злых штопоров. И до,
и после полетов мурашки бе-
жали по спине от его какого-то
затравленного «волчьего» взгля-
да. Ведь он, конечно, знал, что
ко мне, как к «злому» инспекто-
ру, у которого никакие прежние
заслуги в расчет не принимают-
ся, его посылают «за приговором
на эшафот».
Итогом этих полетов стало то,
что всех «заказчиков» я твердо
послал куда подальше, что по-
томпринесломне кучу проблем.
Но я не дрогнувшей рукой про-
ставил в его летной книжке все
«пятерки». Он на самом деле им
соответствовал!
Игорь Петрович после этого
в Летно-исследовательском ин-
ституте больше не летал – ушел
на пенсию с почестями и гордо
поднятой головой. Теперь, ког-
да его не стало, я горжусь тем,
что моей рукой расписаны са-
мые последние «пятерочные»
проверки техники пилотирова-
ния в заключительной летной
книжке Игоря Петровича Вол-
ка – Героя Советского Союза, за-
служенного летчика-испытателя
СССР, летчика-космонавта, ре-
ально летавшего и на орбиту,
и, на самом деле, осуществив-
шего первый подъем «Бурана».
Александр Юрьевич ГАРНАЕВ
Заслуженный летчик-испытатель
Российской Федерации, Герой России
«Пятерки» в летной книжке
вместо «приговора на эшафот»
133
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
– Программа нашего совместно-
го космического полета возникла
неожиданно. Нужно было опере-
дить американцев в таком деле,
как выход женщины в открытый
космос. И мы со Светланой Савиц-
кой готовились очень напряжен-
но: на все про все давалось всего
четыре месяца – и старт.
А у Игоря Волка программа по-
лета была своя. Оценивалась его
эффективность как оператора при
переходе к невесомости и далее –
проверка навыков пилотирова-
ния самолета сразу после посадки
из космоса.
Мне это, в принципе, знакомо:
я сам дважды после приземления
Ту-134 пилотировал. Эксперимент
с моим участием в научном плане
был организован безупречно.
Строго в горизонтальном положе-
нии меня погрузили в вертолет,
так и везли, потом так и выгрузи-
ли на аэродроме. Далее – специ-
альное кресло в самолете, масса
медицинской аппаратуры, кото-
рая во время пилотирования фик-
сировала все, что только можно.
Помню, кстати, говорил я Иго-
рю, что надо осторожнее – тен-
денция к недолету есть. Меняется
передаточная функция у летчи-
ка. У меня и в первом, и во вто-
ром полете была эта тенденция,
и он на МиГ-25 в самом начале
полосы сел.
Но Игоря после посадки как пе-
ренесли в вертолет – он тут же сел
управлять им, причем, насколько
понимаю, по собственной ини-
циативе. А уже потом – плановые
полеты на Ту-154 и МиГ-25 по бура-
новской глиссаде.
Естественно, я спрашивал его
про «Спираль». Это многоразовый
орбитальный истребитель типа
«Бурана», только очень малень-
кий, одноместный. Его плани-
ровали к старту в самом начале
1970-х. Я на нем должен был ле-
тать. Но до космоса этот кораблик
не добрался, однако в атмосфере
«Спираль» испытали – именно
Игорь был одним из испытате-
лей. Взлетал, отключал двигатель
и садился. Он мне сказал, что это
близко к тому, как Су-7 без дви-
гателей сажать. Но такого опыта
у меня не было. Он говорит – ты
сам почувствуешь, когда надо тя-
нуть ручку. Ну, посмеялись. Он
несколько раз мне говорил, что без
двигателя сажать машину даже
легче, чем с двигателем. Я ему
верил! У него ведь колоссальный
опыт посадки без двигателя –
и больших самолетов, и малень-
ких. Он же, по-моему, вообще
все, что только может летать, ис-
пытывал. В его послужном списке
за полторы сотни освоенных само-
летов, кажется.
Владимир Александрович
ДЖАНИБЕКОВ
Летчик-космонавт, дважды Герой Со-
ветского Союза, генерал-майор ВВС
Командир экипажа КК «Союз Т-12»
(бортинженер – С.Е. Савицкая, космо-
навт-исследователь И.П. Волк)
«Игорь Волк испытывал все, что только может летать»
1...,114-115,116-117,118-119,120-121,122-123,124-125,126-127,128-129,130-131,132-133 136-137,138-139,140
Powered by FlippingBook