Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (90) февраль 2017 года - page 132-133

130
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
– Мне кажется, Игорь Волк,
возможно, неосознанно, все-
гда даже ждал отказа техни-
ки, заранее проигрывая си-
туацию – как из нее выйти.
При том, что ведь начинал он
в военной авиации, а у строе-
вых летчиков инструкция од-
нозначна: отказал двигатель,
особенно у земли, – немед-
ленно
катапультироваться
и точка.
У нас в Летно-исследователь-
ском институте руководи-
телем полетов был его друг,
с которым он еще в армии
служил. Он-то разрешал Вол-
ку после выполнения задания
зайти на посадку с имитаци-
ей отказа двигателей. Вот они
вместе и разработали методи-
ку бездвигательных посадок
для всех типов самолетов.
В воздухе что угодно может
произойти. Но на то он и ис-
пытатель – войти в неизведан-
ное и попытаться из него вый-
ти.Не знаю, спомощьюкакого
чутья Игорь Петрович этот
путь прошел. Наверное, это
у него и профессиональное,
и врожденное одновременно.
Но так родилась настоящая
школа, которая потом препо-
давалась новому поколению
летчиков.
Он выполнял сложнейшие
заходы на посадку даже в пло-
хих метеоусловиях, невзирая
на запреты руководителей.
Были нарекания даже по пар-
тийной линии – мол, Волк
отклоняется от выполнения
основной программы. На са-
мом деле, она им всегда вы-
полнялась полностью. А вот
посадка – здесь у него была
своя «программа».
Когда искали человека, ко-
торый мог бы возглавить ис-
пытания «Бурана», Игоря Пе-
тровича поначалу, возможно,
сочли слишком своенравным
и предложили эту работу дру-
гому летчику. А тот сказал:
«Почему меня? Вон есть Волк,
который постоянно без дви-
гателей садится – ему это как
манна небесная. Он все мо-
жет. Его и берите».
Владислав Митрофанович СЫСОЕВ
Руководитель полетов 1-го класса ЛИИ,
отличник воздушного транспорта
«Волк даже ждал
отказа техники»
А тот сказал: «Почему меня? Вон есть Волк,
который постоянно без двигателей садится –
ему это как манна небесная. Он все может.
Его и берите»
131
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
– В начале 1970-х я учился
вшколе летчиков-испытателей
на штурманском отделении
в Летно-исследовательском ин-
ституте. Игорь Петрович уже
был летчиком-испытателем,
но считался молодым – он при-
шел в 1965-м.
У нас тогда поняли, что надо
уметь воевать на истребителе
на высоте не выше 30 метров.
Так самолет становился почти
недосягаемым для зенитных
комплексов. Но когда самолет
так низко летит, например
над пустыней, за ним под-
нимается шлейф песка выше
полета
самого
истребите-
ля. У летчика перед глазами
все размыто из-за скорости,
а земля при этом совсем близ-
ко. Пролет на сверхмалой вы-
соте был качественным скач-
ком в боевой авиации. Но уж
очень это опасное дело.
Однажды выпало нам с Вол-
ком лететь вдвоем. Уже идем
на базу. Вдруг он мне: «Хо-
чешь, покажу, что такое
сверхмалые высоты?» Шли
мы над лесом, как раз напро-
тив солнышка. И он начинает
снижаться… Уже 70 метров,
50, 30! И вдруг смотрю: лес,
который на таких высотах
представляет большую угро-
зу, виден необыкновенно хо-
рошо – высвечивается встреч-
ным солнцем до последнего
кустика. Каждое деревце, каж-
дый столб линии электропе-
редачи подсвечены. И сами
провода четко видны, а они
и есть главная опасность. При
этом глаза солнце не слепит.
Тут он говорит: «Ну, понял,
как надо летать эти режимы,
чтобы было безопасно?» Раз он
мне это так уверенно показал,
значит, уже отработал, при-
чем вне своей утвержденной
программы испытаний.
Это и есть подход испытатель-
ский – тот самый полет «вбли-
зи края». Но заранее проду-
манный до деталей.
Здесь работали не только те-
оретические знания и интуи-
ция Волка. Он жадно усваивал
те обрывки информации, что
проскальзывали в разговорах
опытных пилотов, которые
вели такие исследования. Его
бесшабашность, которую мно-
гие замечали,на самом деле
была точным расчетом.
Его называют «королем без-
двигательных посадок». Это
верно. Ведь испытатель имеет
дело с опытными машинами.
Особенно ценными. Случи-
лось что на таком самолете, ты
катапультировался – а его при
этом можно было посадить.
Другого-то такого могут уже
и не сделать. Сегодня опыт-
ный самолет стоит дороже,
чем если бы он весь был сделан
из чистого золота. Поэтому ин-
струкции, как сажать самолет
с заглохшими двигателями,
для летчиков-испытателей су-
ществуют. Даже для однодви-
гательных машин. Только ведь
появлялись эти инструкции
во многом благодаря именно
Игорю Петровичу.
Леонид Степанович ПОПОВ
Заслуженный штурман-испытатель СССР,
Герой России
«На сверхмалой высоте»
1...,112-113,114-115,116-117,118-119,120-121,122-123,124-125,126-127,128-129,130-131 134-135,136-137,138-139,140
Powered by FlippingBook