Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (90) февраль 2017 года - page 118-119

116
ТЕХНОЛОГИИ
Ответная мера,
опережающая время
– Проект «Энергия» – «Буран» по сей день остается
уникальным в истории отечественной и зарубежной
космонавтики. Олег Дмитриевич, как вы считаете,
что послужило причиной свертывания программы
и целесообразно ли ее возобновление в наше время?
– Да, это был уникальный проект, который опе-
редил свое время. Он создавался для выведения
на орбиту орбитального корабля «Буран» массой
105 т, внутри которого можно было разместить
до 30 т полезного груза. Орбитальный корабль мог
вернуть с орбиты 20 т.
Лишь в последние годы появились сведения о со-
здании американского сверхтяжелого носителя
SLS, который будет обладать грузоподъемностью,
сопоставимой с той, что могла выносить на опор-
ную орбиту «Энергия». А между тем, МКС «Буран»
разрабатывали в качестве ответной меры на запу-
щеннуюв США военнуюпрограмму «Спейсшаттл».
В начале 1972 года Никсон поставил перед НАСА за-
дачу разработать экономичнуюмногоразовую кос-
мическую систему грузоподъемностью примерно
50 тонн, способную также возвращать половину
груза на Землю. Было понятно – это не что иное,
как подготовка к отработке оружия на новых физи-
ческих основаниях, в естественных условиях кос-
моса. Подготовка к более эффективным способам
борьбы с нашей системой сдерживания… Наше
правительство сделало ответный шаг – приняло
решение по «Энергии» – «Бурану» в 1977 году. Че-
рез 10 лет в космос впервые отправилась РН «Энер-
гия», утверждая наше техническое превосходство.
– Получается, мы создали ракету-носитель в два раза
мощнее и намного быстрее, чем аппарат оппонентов,
которые, к тому же, идут к воплощению своей цели
уже более 30 лет…
– На самом деле грузоподъемность нашей «Энер-
гии» была гораздо выше 105 тонн– онамогла варьи-
роваться до 380! Ракета-носитель проектировалась
не только для выведения орбитального корабля.
Думаю, эти факты и являются тем самым веским
Монтажно-испытательный корпус космодрома.
Участок сборки РН
Завершене
транспор-
тировки РН
«Энергия»
на старто-
вый компе-
лекс
15 мая
1987 года
в 21 час
30 минут
московско-
го времени
с космодрома
Байконур
осуществлен
первый пуск
универсальной
РН «Энергия»
МКС «Буран» разрабатывали в качестве
ответной меры на запущенную в США
военную программу «Спейс шаттл»
В детстве я засыпал под от-
крытым небом на сеновале.
Вокруг темень, а над голо-
вой – необъятный небосвод,
полный мерцающих звезд.
Я смотрел, как они иногда
срываются и падают, как
рождается рассвет, я впи-
тывал все это, чувствовал
всем нутром, всеми фибра-
ми души, которая рвалась
туда, в эту загадочную кра-
соту. И это чувство не поки-
дает меня до сих пор. Я хочу,
чтобы люди поняли, что
космос бесконечен и добр.
Его нельзя «покорять»,
но можно изучать, ибо он
полон загадок… В космосе
нас ждут чудеса.
117
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
доводом, подтверждающим целесообразность возоб-
новления проекта.
– Олег Дмитриевич, расскажите, каким образом доби-
вались такого существенного увеличения грузоподъемно-
сти?
– Пакетная сборка РН, которая состояла из двух сту-
пеней, позволяла осуществлять ее трансформацию.
На центральный блок – вторую ступень – крепи-
лись четыре «боковушки» первой ступени, каждая
из них, по сути, являлась прототипом РН «Зенит»,
которая разрабатывалась для запуска с «морского
старта» и полигона Байконур. По грузоподъемности
онамогла заменить королевскую семерку. Конструк-
ция центрального блока позволяла варьировать
количеством «боковушек» – от четырех до восьми,
а также увеличивать их емкость за счет длины. В та-
кой трансформации груз мог крепиться не горизон-
тально, как «Буран», а по вертикали.
– Может быть, РН в самой крупной модификации была
слишком дорогой в производстве и не окупалась?
– Нет, все элементы проектировались многоразо-
Монтажно-испытательный корпус космодрома.
Участок сборки РН
1...,98-99,100-101,102-103,104-105,106-107,108-109,110-111,112-113,114-115,116-117 120-121,122-123,124-125,126-127,128-129,130-131,132-133,134-135,136-137,138-139,...140
Powered by FlippingBook