Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (90) февраль 2017 года - page 128-129

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
126
Космос словно преследовал его
Он родился в 1937 году, в день,
когда страна отмечала годовщи-
ну первого Коммунистического
субботника. Спустя десятилетия
день его рождения станет знаме-
нательной датой для всего мира –
не из-за самого Волка, конечно,
а потому, что это 12 апреля. Потом
для Игоря Волка в этом даже будут
видеть мистическое предопреде-
ление.
Сначала ему доверили испытать
в атмосфере прототип советского
многоразового космического ис-
требителя «Спираль». Эта маши-
на не добралась до орбиты, а Волк
стал командиром ее наследника –
«Бурана». Именно в рамках под-
готовки работы на этом корабле
Игорь Волк и совершает свой по-
лет в космос.
Истина рождается в небе
При этом сам Игорь Петрович
считал себя именно летчиком-ис-
пытателем, а не космонавтом.
О полученном за полет на орбиту
звании Героя Советского Союза
шутил, что самому,мол, странно:
столько было важной летно-испы-
тательской работы, а звание полу-
чил за удовольствие.
Работу летчиков-испытателей
недаром называют исследова-
нием. Летать им чаще прихо-
дится не на новейших опытных
самолетах, а на перепроверен-
ных, давно стоящих на вооруже-
нии, всем понятных машинах,
но при этом летать по-новому,
так, как еще никто не летал.
Спросить после полета «Как
вы вошли в этот закритический
режим?» иногда бывает уже
не у кого. Потому что летчик про-
сто не успел катапультироваться.
Недаром говорят, что инструк-
ции в авиации пишутся кровью.
Зато у последователей появля-
ется четкое представление, как
и почему делать нельзя. А суть ис-
следовательской работы испыта-
телей заключается именно в том,
чтобы проверить на себе, как пой-
ти туда, куда нельзя, чтобы стало
можно. Истина рождается в небе,
вдалеке от теорий.
Один очень известный и за-
служенный
летчик-испытатель
сказал об Игоре Волке: «Он ведь
ни разу не катапультировался.
У меня, например, было. Хотя
по краю мы ходили примерно
одинаково». Это не значит, что
тот, кто катапультировался –
хуже. Этоможет значить, чтоВолк
поступал…иначе. Вот это «иначе»
было у Игоря Петровича Волка
во всем – в характере, в жизни,
в работе. Он был человеком свое-
го «летно-испытательского» круга
и одновременно немного другим.
Лучшим.
127
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
– Сказать, что Игорь Петрович
очень сильно выделялся из наше-
го круга, недостаточно. Правиль-
нее сказать: он такой был один –
Игорь Волк.
В нем сочетались такие, казалось
бы, несовместимые качества, как
мощнейший интеллект, интуи-
ция и огромная физическая сила –
с другой стороны. Расчетливость,
хладнокровие ипри этомдерзость,
даже рискованность в полете. Гово-
рят: умный в гору не пойдет… Так
вот, Волк был умным и мог. При
этом он никогда не искал бессмыс-
ленного риска и постоянно рабо-
тал над собой.
В нашем деле мало иметь хоро-
шее образование. Самолет мож-
но знать, но не чувствовать его.
Аможно чувствовать, но не знать –
и это нехорошо. Нужно и знать,
и чувствовать – Игорь Петрович
был таким. В общем, человек-глы-
ба, гигант летного дела.
Однаждылетал онна чужомаэро-
дроме, которыйне относитсякЛет-
но-исследовательскому институту.
Выполнял какие-то исследователь-
ские заходы на посадку. Сделал
подряд 13–14 заходов. А на послед-
нем в силу ряда факторов забыл
выпустить шасси. Аэродром чу-
жой, почему-то на земле не было
полной команды, которая должна
контролировать все этапы поле-
та, особенно взлет и посадку – вы-
пуск шасси, механизации крыла
и т.д. Так и приземлился… До сих
пор помню строчку из докладной
техника, наблюдавшего посадку:
«…из клубов огня, дыма и пыли
от движущегося самолета выбежал
волк!» Он от волнения «Волк» с ма-
ленькой буквы написал.
А Игорь Петрович, едва само-
лет чиркнул брюхом по бетону
полосы, сразу сообразил, что де-
лать. Во-первых, увел машину
на грунт: на бетонке она бы сра-
зу загорелась. Далее, во всей этой
тряске и биении о грунт, пока са-
молет скользил, останавливаясь,
он успел отстегнуть ремни, все си-
стемы костюма, открыть фонарь
и выпрыгнуть из кабины. Вот это
была его реакция, его способность
мгновенно оценить обстановку
и принять решение. Хотя, когда
говорят «летчик принимает ре-
шение», это не совсем коррект-
но. Принимать решение можно
на совещании. Летчики решение
находят, иногда на подсознатель-
ном уровне.
При этом Волк ведь ни разу
не катапультировался. Это особые
способности – что-то, наверное,
большее, чем талант…
В первой половине 1980-х про-
водили испытания нового то-
гда Су-27 на большие углы атаки
и штопор. Машина, конечно,
уникальная, но если ее загнать
в штопор, она уникальна еще
и тем, что не очень любит из него
выходить. Игорь Петрович владел
знаниями и опытом для испыта-
ний на большие углы атаки, сва-
ливание и штопор практически
всех марок и типов самолетов,
которые были в то время в стране.
Именно он проводил штопорную
программу на Су-27, в процессе ко-
Анатолий Николаевич КВОЧУР
Заслуженный летчик-испытатель СССР,
Герой России
«...Из клубов огня, дыма
и пыли от движущегося самолета
выбежал волк!»
1...,108-109,110-111,112-113,114-115,116-117,118-119,120-121,122-123,124-125,126-127 130-131,132-133,134-135,136-137,138-139,140
Powered by FlippingBook