Журнал «Воздушно-космическая сфера». №1 (90) февраль 2017 года - page 120-121

118
ТЕХНОЛОГИИ
выми. «Боковушки» первой ступени должны были
планировать на парашютах – таким образом, спа-
сались ценные 740-тонные двигатели РД-170, раз-
работанные специально для РН «Энергия». Вторую
ступень оснастиликрыльями, которые распрямля-
лись после отстыковки полезной нагрузки. На нее
была установлена система управления, аналогич-
ная разработанной для орбитального корабля «Бу-
ран». Отработка спасения ступеней должна была
начаться с 3–4 запусков. Но нам не дали планомер-
но, шаг за шагом подвести проект к полноценно-
му раскрытию его возможностей, хотя в тот мо-
мент на космодроме уже находились в различной
стадии готовности не менее пяти РН «Энергия».
– Так почему же программу закрыли?
– Проект «Энергия» – «Буран» не закрыли, а пере-
стали финансировать по указанию Михаила Сер-
геевича Горбачева.
Но давайте вернемся к вопросу целесообразно-
сти возрождения проекта в наши дни. Замечу, что
восстановление и использование РН «Энергия»,
которая унифицирована под решение многих за-
дач, будет очень актуальным. Что до воссоздания
орбитального корабля, то это вопрос, требующий
дополнительного рассмотрения.
Как Волк научил «птичку» летать
– Вспоминая о МКС «Энергия» – «Буран», нельзя
обойти вниманием и орбитальный корабль «Буран».
Это же интереснейшее явление в истории космонав-
тики. Например, зачем для пилотирования «Бурана»
понадобился летчик-ас?
– Мыприбегли к помощи пилота для того, чтобы
научить «птичку» летать. Автоматика тогда такой
посадки сделать не могла. Мы поставили допол-
нительные двигатели на «птичку», с их помощью
Игорь Волк взлетал с аэродрома, потом, достиг-
нув предельных высот стратосферы, выключал
двигатели и садился без них. Только человеку,
наделенному талантом от Бога, такое под силу.
И этот талант мы вогнали в «цифру». Но сначала
предстояло убедить Волка, чтобы он помог нам
это сделать. Он-то рвался пилотировать «Буран»
Кислородно-
водородный
двигатель
второй
ступени РН
Кислородно-водородный двигатель
второй ступени РН
Двигатель
РД-170
первой
ступени РН
Я бы сказал, что и «Энергия»,
и «Буран» – это квинтэссенция
таланта, творческой мысли
и самоотверженного труда
каждого из 1 200 000 людей,
которые работали над их
созданием
119
Воздушно-космическая сфера №1(90) февраль 2017
самостоятельно. Убеждал, что машине без пилота
такое не под силу. Мы честно спорили: он отстаи-
вал свою позицию, я свою, и всегда в этих спорах
побеждал здравый смысл. Он не обижался, когда
я его посылал куда-то, и я не обижался, когда он
написал на меня жалобу в ЦК, что я хочу добиться
невозможного – посадить самолет на автомате.
– Как после этого складывались ваши отношения
с Волком?
– Мы подружились. Я его спросил: «А ты посадил
бы?» Он ответил: «Посадил…» И я сказал: «Вот и са-
жай, а мы будем записывать все твои эволюции».
Я убедил его, что мы сможем воспроизвести каж-
дое движение тела и даже мысли на автоматиче-
ском пилоте. Мы поставили туда очень мощную
вычислительнуюмашину, и она впитывала в свою
программу каждое движение, абсолютно все, даже
положение рулей в зависимости от скорости и по-
годы! И он подарил свой талант нашей «птичке».
Такой подход оправдался на 100%! Во время запла-
нированного пуска МКС «Энергия» – «Буран» по-
года была, можно сказать, нелетная. А к моменту
посадки «Бурана» стала надвигаться самая настоя-
щая гроза. Так вот, программа почувствовала это,
развернула «Буран» на второй заход в автоматиче-
ском режиме и посадила машину…
Я даже сейчас, когда об этом вспоминаю, волну-
юсь. В первый момент, когда «Буран» развернул-
ся, некоторые, наблюдавшие за ним, решили, что
это авария. Рассказывают даже, что одна дама,
на эмоциях, не выдержав, прокричала ему вслед:
«Вернись!»
Ябысказал,чтои«Энергия»,и«Буран» – этоквинт-
эссенция таланта, творческой мысли и самоотвер-
женного труда каждого из 1200000 людей, которые
работали над их созданием! Более 500 разработок,
сделанных за время создания проекта, были вне-
15 ноября
1988 г.
ОК «Буран»,
выполнив
двухвитковый
полет
по орбите
вокруг Земли,
приземлился
на посадочную
полосу
космодрома
Байконур
1...,100-101,102-103,104-105,106-107,108-109,110-111,112-113,114-115,116-117,118-119 122-123,124-125,126-127,128-129,130-131,132-133,134-135,136-137,138-139,...140
Powered by FlippingBook