Газета «Военно-промышленный курьер». №11 (724) 20-26 марта 2018 года - page 8

08
ОРУЖИЕ
АРСЕНАЛ
№ 11 (724) 20–26 марта 2018 года
Константин СИВКОВ,
заместитель президента РАРАН
по информационной политике,
доктор военных наук
Между тем еще в 2016 году незаметно для СМИ про-
шло известие о принятии на вооружение ПКР Х-32 для
самолетов ДА (экс-МРА) Ту-22М3. Ее появление на воо-
ружении нашей дальней авиации серьезно меняет расклад
на океанских и морских ТВД, поскольку ракетный ком-
плекс обладает выдающимися ТТД.
Ракета разрабатывалась МКБ «Радуга» с 1998 года. Это
глубокая модернизация хорошо известной Х-22 (первый
полет совершен в 1963-м, принята на вооружение в 1968-м),
до сих пор применяемой. Выполнена в корпусе предше-
ственницы. А это означает, что массогабаритные характе-
ристики Х-32 те же: вес – около 5800 килограммов, длина
– примерно 12 метров при диаметре приблизительно
метр и размахе крыльев три метра. Крепится на тех же
держателях, что и Х-22. Судя по открытым данным, не-
сколько уменьшен вес боевой части: в Х-22 она весила
около 900 килограммов, у новинки БЧ – примерно 500
килограммов. Освободившийся объем использован для
размещения дополнительного топлива.
У Х-32 более мощный и экономичный двигатель. Глав-
ным отличием от предшественницы стала новая
радиолокационно-инерциальная система наведения с ра-
диокомандной коррекцией и привязкой к рельефу мест-
ности по данным высотомера. У Х-22 ГСН использует
набор фиксированных частот. Это, с одной стороны, огра-
ничивало по электромагнитной совместимости допусти-
мое количество ракет в залпе, а с другой – делало эту ПКР
чрезвычайно уязвимой для современных средств РЭБ. В
системе управления Х-32 этот недостаток устранили. По
мнению экспертов, она обладает весьма высокой защи-
щенностью от помех даже наиболее совершенных средств
излучения.
Траектория ракеты из трех участков: стартового, на
котором набирается маршевая высота, маршевого – Х-32
летит к цели с потолком около 40 километров и конечно-
го, когда ракета атакует в крутом пикировании. Дальность
стрельбы оценивается от 600 до тысячи километров –
весьма большой разброс. Скорость полета варьируется в
диапазоне от 3,5 до 4,6 скорости звука (от 4000 до 5400
километров в час или 1100–1500 метров в секунду).
Эксперты предполагают, что в Х-32 предусмотрен за-
хват мишени из-под крыла самолета, это позволяет опера-
тору самостоятельно выбрать цель. Однако дальность
стрельбы 600–1000 километров исключает такую воз-
можность: слишком велико расстояние, на котором ГСН
способна обнаружить цель и установить за ней слежение,
что не под силу ни РЛС носителя, ни РЛС самолетов-
разведчиков и РЛД. Очевидно, что дальность действия
РГСН можно оценить в пределах 200–300 километров. А
оператор выбирает цель с момента обнаружения ордера
кораблей противника (группы наземных радиолокационно-
контрастных целей) РГСН ракеты с использованием ра-
диокомандной системы. По аналогичному принципу дей-
ствуют РК «Вулкан» и его предшественник «Базальт» на
крейсерах проекта 1164.
Уточним возможные дистанцию стрельбы и скорость
полета ракеты. Совершенно ясно, что при определении
Незамеченный
Ракетный комплекс Х-32 меняет расклад сил
в борьбе на море
Особое внимание сегодня привлечено к новым ракетным комплексам, о которых президент
Путин говорил в Послании Федеральному собранию. На слуху ПКР «Циркон» с выдающимися
ТТХ. Однако эти комплексы либо еще не приняты на вооружение и проходят опытную
эксплуатацию в войсках, либо не вышли из экспериментальной стадии.
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
Андрей ГОРБАЧЕВСКИЙ,
авиационный эксперт
Президент не упомянул, что Мин-
обороны планирует продолжить вы-
пуск этих самолетов до 2035 года и
произвести 50 Ту-160М2. Обоснова-
ние необходимости такой программы
не приводилось.
С СОВЕТСКИМ РАЗМАХОМ
За прототип Ту-160 был взят аме-
риканский самолет B-1a, максималь-
ная скорость которого составляет
2200 километров в час. После изго-
товления опытных образцов в США
решили, что использование сверх-
звуковой скорости невыгодно, так
как преодолевать ПВО лучше на
предельно малых высотах и дозвуко-
вых скоростях. Кроме того, отказ от
сверхзвука позволяет увеличить бое-
вую нагрузку за счет использования
внешних подвесок. В результате ре-
шено было экономить финансирова-
ние и перейти к производству вари-
анта B-1b, максимальная скорость
которого – 1300 километров в час. В
итоге получился самолет с макси-
мальной взлетной массой 216 тонн и
длиной 45 метров. В СССР же ре-
шили, что «торг не уместен», и тре-
бования об обеспечении максималь-
ной скорости Ту-160, равной 2200
километров в час, были сохранены.
В результате масса Ту-160 возросла
до 275 тонн, а длина увеличилась на
10 метров. Тягу двигателей
соответственно
пришлось
увеличить в два-три раза.
При этом максимальная бое-
вая нагрузка у Ту-160 оказа-
лась несколько меньше, чем
у B-1b.
При разработке последне-
го серьезное значение прида-
валось мероприятиям по сни-
жению эффективной поверх-
ности рассеивания (ЭПР) –
параметра, определяющего
радиолокационную
замет-
ность. У большинства самоле-
тов наиболее яркие отражаю-
щие элементы – воздухозабор-
ники. На B-1b в них были
применены специальные ре-
шетки и радиопоглощающие
покрытия. Разработка Ту-160 нача-
лась в 70-е годы по устаревшим тре-
бованиям, основное внимание уделя-
лось обеспечению большой дально-
сти полета, а не снижению заметно-
сти. Для обеспечения сверхзвуковой
скорости воздухозаборники Ту-160
были увеличены по сравнению с B-1b.
Если учесть размеры самолета, полу-
чим, что значение ЭПР Ту-160 в не-
сколько раз превышает этот показа-
тель у B-1b.
Повышенная мощность двигате-
лей Ту-160 приводит к увеличению
излучения в инфракрасном диапазо-
не, переход на сверхзвук дает резкое
повышение ИК-заметности – истре-
бители противника могут наводиться
на Ту-160, не включая собственную
бортовую РЛС. То есть наш экипаж
скорее всего даже не узнает о начале
атаки.
Любой самолет стратегической
авиации подавляющую часть маршру-
та пролетает на дозвуковой скорости,
на высотах порядка 10 километров.
Полет на максимальной скорости у
Ту-160 может использоваться только
на дистанции, составляющей единицы
процентов от общей длины маршрута.
Следовательно, режим максимальных
скоростей может использоваться лишь
для однократного отрыва от пресле-
дующих вражеских истребителей.
Для подавления РЛС ПВО B-1b
оснащен комплексом радиоэлектрон-
ного противодействия (РЭБ) ALQ-161
высокой мощности, доходящей до 120
киловатт. Поскольку у Ту-160 ЭПР в
разы больше, его комплекс РЭБ дол-
жен быть соответственно мощнее. Раз-
работка связана с большими техниче-
скими трудностями, она увеличит
стоимость самолета, а уровень излу-
чаемых помех существенно
осложняет работу всех
остальных радиосистем са-
молета, в частности радио-
разведки. Кроме того, рост
потребляемой мощности
комплексом РЭБ – нагруз-
ка на систему электропита-
ния и охлаждения, что за-
метно увеличит вес обору-
дования.
В настоящее время прои-
зошло улучшение боевых
возможностей ПВО против-
ника, связанное с появлени-
ем РЛС с активными фази-
рованными антенными ре-
шетками (АФАР). Они го-
раздо эффективнее, чемРЛС
предыдущих поколений, и
даже при наличии комплексов РЭБ
скрыть такую высокозаметную цель, как
Ту-160, в будущем не удастся.
Единственный самолет стратеги-
ческой авиации, выполненный по
технологии «Стелс» и способный про-
рывать ПВО, – американский B-2.
Кроме малой ЭПР, он имеет и низ-
кую ИК-заметность, так как исполь-
зует широкое сопло двигателей, по-
зволяющее охладить струю выхлоп-
ных газов.
Известно, что дальность обнару-
жения пропорциональна корню чет-
вертой степени из ЭПР цели. B-2
может находить «дырки» в ПВО про-
тивника, где расстояние до ближай-
шей РЛС ПВО не менее 50–70 кило-
метров, и проникать в глубь террито-
рии. Если таких «дырок» не находит-
ся, B-2 проникает через зону ПВО на
предельно низких высотах, используя
рельеф местности. Однако крайняя
дороговизна (около 2 млрд долл.) та-
кого самолета делает проблематич-
ной программу постройки его анало-
гов (ПАК ДА) в России.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ «СТРАТЕГИ»
В России производство самоле-
тов СА обосновывается необходимо-
стью сохранения ядерной триады. В
ней им отводится роль нанесения
второго ответного ядерного удара.
Считается, что нападение противни-
ка самолеты СА переживут, успев
подняться в воздух. Одновременно с
этим наносится первый ответный
удар с помощью межконтиненталь-
ных баллистических ракет. После
оценки его результатов второй удар
наносится самолетами СА в тот мо-
мент, когда они приблизились к тер-
ритории противника. Эти самолеты
вооружаются стратегическими кры-
латыми ракетами (СКР) с дально-
стью до четырех-пяти тысяч кило-
метров. СКР летят на дозвуковых
скоростях, их выживаемость обеспе-
чивается благодаря движению на
предельно малых высотах. ЭПР за
счет технологии «Стелс» составляет
сотые доли квадратного метра. По-
скольку СКР летят в низинах мест-
ности, то обнаружить их РЛС могут
только при прохождении ракет в не-
посредственной близости (20–40 км)
либо когда они вынуждены подни-
маться вверх, чтобы преодолеть пре-
пятствие. Поэтому противник будет
применять самолеты ДРЛО АВАКС.
Они способны обнаруживать типо-
вые СКР сверху на дальностях до
100 километров.
Нанесение ударов по США может
производиться только при полетах
через Северный полюс, так как марш-
рут через Атлантический океан пере-
крыт средствами наблюдения ПВО
НАТО. Кроме того, береговая линия
США защищается аэростатными
РЛС. При полете над Северным Ле-
довитым океаном вероятность обна-
ружения Ту-160 невелика. В северной
части Канады, чуть севернее поляр-
ного круга расположена радиолока-
ционная линия Дью. В ее составе –
мощные РЛС, обеспечивающие даль-
нее обнаружение высотных целей. В
промежутках находится по нескольку
штук малых РЛС, которые должны
обнаруживать только низколетящие
объекты. Для Ту-160 незаметно прео-
долеть эту линию нереально ни на
большой, ни на малой высоте.
Если уничтожить несколько РЛС
линии Дью и прорваться в образо-
ванную брешь, попытка будет в крат-
чайший срок пресечена истребителя-
ми с внутренних аэродромов Канады.
Аналогичный результат даст подавле-
ние РЛС комплексами РЭБ. Следова-
тельно, Ту-160 должен за 100–400
километров до линии Дью произве-
сти пуск СКР и незамеченным воз-
вращаться обратно.
Будем считать, что используя рельеф
местности, большая часть СКР про-
скользнет через линию Дью. Однако
достаточно одной или двум СКР «за-
светиться», как в воздух поднимутся
самолеты АВАКС. Система начнет
корректировать наведение истреби-
телей вплоть до уничтожения всей
обнаруженной группы. Кроме того,
над территорией Канады СКР долж-
ны будут преодолеть среднюю и
южную линию радиолокационного
предупреждения.
От линии Дью до Вашингтона
порядка четырех тысяч километров.
За время полета СКР могут обнару-
живаться любыми РЛС, в том числе
гражданскими, и случайными на-
блюдателями. При приближении к
территории США взлетят дополни-
тельные АВАКСы, и часть СКР, про-
рвавших северную линию обороны,
будет перехвачена у границ США. В
результате до цели дойдет малая
часть ракет.
Таким образом, нанесение ядер-
ных ударов с помощью СКР явно не-
эффективно из-за их больших потерь
на трассе. Куда выгоднее использо-
вать МБР, которые долетят до пора-
жаемых целей с вероятностью, близ-
кой к единице, так как система ПРО
США при массированном налете
МБР способна поразить не более трех
– пяти штук. Использование СКР с
обычными боевыми частями также
проблематично, нанести большие
разрушения они не смогут.
ДОБЫЧЕЙ
СТАНУТ ЛИШЬ ЭСМИНЦЫ
Типовая авианосная многоцеле-
вая группа (АМГ) состоит из ядра и
десятка кораблей сопровождения, на-
ходящихся на расстояниях до пяти –
десяти километров. Охрану обычно
обеспечивают два эсминца типа
«Орли Берк», оборудованных ЗРК
«Иджис». Их задача заключается в
том, чтобы они вызвали огонь на
себя, с помощью помех скрыв поло-
жение остальных кораблей группы.
Не в Ту сторону
Истребители противника
могут наводиться на Ту-160,
не включая собственную
бортовую РЛС.
То есть наш экипаж
даже не узнает
о начале атаки
ТЕМА
Оценки величин ЭПР самолетов
стратегической авиации США и для сравнения
типового истребителя F-15
Тип самолета B-52
B-1b
B-2
F-15
Э
ПР (м
2
)
100
10
0,01
3–4
Выступая в январе на Казанском авиазаводе, президент заявил о начале программы
возобновления выпуска модернизированных бомбардировщиков Ту-160М2. К 2027 году
предполагается собрать 10 штук.
Начало на стр. 01
testpilot.ru
wikimedia.org
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook