Газета «Военно-промышленный курьер». №11 (724) 20-26 марта 2018 года - page 7

Владимир ЩЕРБАКОВ,
ответственный редактор
«Независимого военного
обозрения»
Фактически речь идет о начале
перевода стрелок науки на военные
рельсы. Данный запрос, конечно,
еще должны одобрить конгресс и
сенат США, однако с учетом все
более агрессивной риторики заоке-
анских политиков и парламентариев,
стремящихся во что бы то ни стало
«защитить Америку» от российской,
китайской, иранской, северокорей-
ской и множества иных угроз, добро
на задумку Трампа они дадут с пре-
великим удовольствием.
Порежут всех
«Инновации в науке и технологи-
ях всегда были краеугольным камнем
экономического прогресса Америки
со времени создания нашего государ-
ства, – указывается в самом начале
раздела бюджетного запроса на 2019
ф. г., посвященного федеральным
тратам на соответствующие програм-
мы. – Недавнее исследование оцени-
ло совокупные расходы Соединенных
Штатов на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
(НИОКР) в объеме около 495 млрд
долл., что превосходит расходы на
эти цели любой из стран планеты и
составляет четвертую часть совокуп-
ных общемировых расходов в данной
сфере».
Правда, дальше сладкую песню
составителям бюджета приходится
прервать, поскольку на 2019 ф. г. ад-
министрация Трампа запросила на
федеральные научные исследования
и разработки на 900 млн долл. или
на 0,75 процента меньше, чем в 2018
ф. г.: 118,1 млрд долл. против 119
млрд. Даже для американской науки,
самой богатой в мире, 900 млн долл.
– приличные средства. Впрочем, ав-
торы бюджетного запроса тут же
оправдываются: дескать, это из-за
изменившейся методики, а реально
расходы на НИОКР должны якобы
даже вырасти на два процента.
Не будем вдаваться в американ-
скую казуистику (нам и своей хватает),
а укажем на другую, существенно
более «чудесную» вещь: в 2019 ф. г. по
сравнению с предыдущим админи-
страция президента Трампа намерена
порезать ниокровские бюджеты почти
всем министерствам и агентствам,
причем некоторым – радикально.
Минсельхоз, например, получит
на свои НИОКР на 23 процента
меньше зеленых бумажек, что в де-
нежном выражении составит 572
млн долл. (2019 ф. г. – 1914 млн).
Министерству торговли урежут этот
бюджет на 26 процентов или 472
млн долл. (1361 млн). Минобразова-
ния повезет больше – у него заберут
только один процент или 3 млн
долл. (240 млн долл.).
На 15 процентов или 2321 млн
долл. сокращаются расходы на
НИОКР у Министерства энергетики
(12 685 млн). Казалось бы, ему необ-
ходимо не только продолжать борьбу
с зарубежными конкурентами, но и
выдавать на-гора больше различной
энергии для тех амбициозных инфра-
структурных проектов, с помощью
которых Трамп намерен «сделать
Америку вновь великой». Да и кибер-
угрозы объектам энергетики, особен-
но атомной, постоянно растут, судя
по докладам соответствующих служб.
Причем Управление перспективных
исследовательских проектов мини-
стерства, этакое DARPA для энерге-
тиков, финансировавшее ранее госу-
дарственные и частные инновацион-
ные исследования, вообще не получа-
ет в новом бюджете ни цента и будет,
таким образом, закрыто.
Сокращение почти наполовину
– на 46 процентов или 227 млн долл.
– расходов на НИОКР у агентства
по защите окружающей среды удив-
ления вызвать уже не может, по-
скольку новый президент США по-
казал наглядно свое отношение и к
природе, и к ее охране, и к соблюде-
нию Америкой ранее взятых на себя
в этой сфере обязательств. Так что в
2019 ф. г. агентство получит только
269 млн долл.
Расходы на науку агентства (в
ранге министерства) здравоохране-
ния и социальных служб урезаются
на 27 процентов или более 9 млрд
долл. Сокращение идет второй год
подряд, но на этот раз оно радикаль-
но: 2017 ф. г. – 34 222 млн, 2018
ф. г. – 33 772 млн, 2019 ф. г. – 24 742
млн долл. При решительном на-
строе Дональда Трампа на борьбу с
мигрантами непонятно, с кем он
будет возрождать величие Америки.
Министерство внутренних дел
США, которое в отличие от нашего
МВД ничем таким не занимается,
отвечая за леса, поля, озера, реки,
дикую живность и тому подобное,
получит на 21 процент или 205 млн
долл. меньше (759 млн).
Национальномунаучномуфонду,
то есть той организации при прави-
тельстве США, которая как раз и от-
вечает за прогресс, а потому должна
располагать все большими средства-
ми, на следующий год перепадет по
статье НИОКР на 31 процент (!) или
1853 млн долл. меньше (4177 млн).
Недополучит иМинтранс. Его рас-
ходы на науку сокращают на 11 про-
центов или 103 млн долл. (826 млн).
Зачем охранникам наука
По большому счету в 2019 ф. г.
из гражданских ведомств повезет
только НАСА, которому прибавят к
ниокровскому бюджету четыре про-
цента или 408 млн долл. (10 651
млн). Хотя кто знает, сколько денег
НАСА тратит на военные или двой-
ного назначения программы. При-
чем в бюджетном запросе явно
видно, что администрация Трампа
намерена решительно порезать рас-
ходы на низкоорбитальные около-
земные исследования и пилотируе-
мые полеты (минус 20% или 439
млн долл. – до 1727 млн), тогда как
резко – на 49 процентов или 455 млн
долл. возрастут расходы на дальний
космос (1392 млн).
«Министерству безопасности Ро-
дины», как острословы прозвали
Министерство внутренней безопас-
ности, придется быть скромнее. Его
расходы на различные исследования
и тому подобные работы в 2019 ф. г.
сократятся на 18 процентов или 124
млн долл. и составят 548 млн. При-
чем серьезное перераспределение
средств грядет внутри самого мини-
стерства. В частности, расходы
Управления по науке и технологиям
сократят на 30 процентов или на 156
млн долл. (41 млн на кибербезопас-
ность передают другому подразделе-
нию, что продолжает линию Трампа,
который почему-то невзлюбил это
управление – с его приходом в
Овальный кабинет оно уже потеря-
ло серьезную часть бюджета).
Зато радикально – на 700 про-
центов – с 6 до 48 млн долл. выра-
стут расходы Управления по плани-
рованию и реализации планов защи-
ты национальной территории, кото-
рое отвечает за отражение нападения
террористов на расположенные на
территории США объекты инфра-
структуры (газо-, нефте- и продукто-
проводы, линии электропередачи,
железные дороги и т. п.), а также
сетей передачи информации, кото-
рые могут быть выведены из строя в
результате кибератак.
Весьма прилично: на 320 процен-
тов – с 5 до 21 млн долл. вырастут
расходы «на науку» и в Управлении
транспортной безопасности, а также
в секретной службе США – рост на
50 процентов или 1 млн долл. Какие
там НИОКР будут проводить охран-
ники президентского тела и разных
других VIPов, постоянно попадаю-
щие в криминальную хронику в связи
с пьяными загулами со жрицами
любви, потерей оружия и секретных
документов, непонятно. Несколько
примеров: в 2012-м охранник канди-
дата в президенты США Митта
Ромни забыл пистолет в туалете само-
лета, весной 2017-го сотрудник служ-
бы, охранявший вице-президента
Майкла Пенса, был задержан в отеле
во время «общения» с проституткой
(секьюрити от работы отстранили),
летом того же года другой «спец» слу-
чайно выстрелил в себя, разряжая та-
бельное оружие.
Зачем этим ребятам 3 млн долл.
в год «на науку»? Разве что на иссле-
дования, как безопаснее снять «жен-
щин с пониженной планкой соци-
альной ответственности» и не по-
пасться при этом в руки полиции
или в объективы репортеров.
«Американское химическое об-
щество (АХО) считает, что бюджет-
ный запрос администрации Трампа
на 2019 ф. г. разочаровывает, по-
скольку либо плохо финансирует,
либо резко сокращает и вовсе закры-
вает ключевые научные, технологи-
ческие, образовательные програм-
мы, которые стимулируют иннова-
ционную активность в Соединенных
Штатах и повышают их глобальную
конкурентоспособность», – указыва-
лось в пресс-релизе АХО, подготов-
ленном после того, как стали извест-
ны параметры бюджетного запроса.
Впрочем, бенефициар бюджета
на науку все же есть. Это, как уже
можно было догадаться, вотчина от-
ставного генерала морской пехоты
Джеймса Мэттиса.
Грызуны из Пентагона
Согласно представленному ад-
министрацией Белого дома бюджет-
ному запросу на 2019 ф. г. военному
ведомству Соединенных Штатов
планируется выделить на НИОКР
на 13,5 млрд долл. или 19,2 процен-
та больше, чем в 2018 ф. г. Совокуп-
ный бюджет НИОКР военного мон-
стра составит 57 156 млн долл. Для
сравнения: в 2018 ф. г. было 43 616
млн долл., в 2017-м – 49 197 млн
долл. Причем только Минобороны
и НАСА могут похвастаться тем, что
на 2019 ф. г. у них запланирован
рост расходов как на фундаменталь-
ные, так и на прикладные исследова-
ния. По другим министерствам,
агентствам и фондам либо падение
там и там (подавляющее большин-
ство), либо рост только по одному
направлению (всего три примера). А
по статье «экспериментальные раз-
работки» у Пентагона рост аж на 37
процентов (с 36,2 до 49,6 млрд
долл.), тогда как у всех, кроме Мин-
транса (+1%), наблюдается падение,
иногда радикальное.
В военном ведомстве прибавка
по всем основным направлениям
деятельности, хотя львиная доля, ко-
нечно, идет на исследования, разра-
ботки, испытания и оценку ВВСТ, а
также разнообразного оборудова-
ния, используемого Пентагоном. По
этой статье на 2019 ф. г. запланиро-
вано 56 286 млн долл., что на 13 482
млн или 31 процент больше, чем в
2018 ф. г. (42 804 млн).
Агентство по передовым оборон-
ным разработкам (DARPA) получит в
2019 ф. г. на различные исследова-
тельские программы 3,4 млрд долл.,
что больше, чем вместе взятые расхо-
ды на НИОКР министерств торговли,
транспорта и внутренней безопасно-
сти (в сумме около 2,74 млрд долл.).
Одной из причин роста расходов на
НИОКР в отношении военного ве-
домства США указывается необходи-
мость обеспечения более эффективной
кибербезопасности и защиты нации от
«физических» атак. И совокупный бюд-
жет Пентагона на кибербезопасность,
включая НИОКР, закупки и опера-
тивную деятельность, который на
2019 ф. г. запрошен в объеме 8497
млн долл., подтверждает это (для
сравнения: в 2018 ф. г. – 8157 млн, в
2017 ф. г. – 7224 млн). Однако в этой
связи возникает вопрос: почему был
существенно – на 18 процентов – со-
кращен бюджет Национального ин-
ститута стандартов и технологий, от-
ветственного за разработку стандар-
тов в сфере кибербезопасности для
государственного и частного секто-
ров? Данное противоречие вызвало
неподдельное удивление у многих
американских экспертов. Не иначе,
подчиненные ДжеймсаМэттиса лучше
разбираются в этом деле.
Еще интереснее то, что кроме
указанной выше гигантской суммы
«на науку», согласно данным, пред-
ставленным в другом разделе бюд-
жетного запроса, еще 38,7 млрд
долл. Пентагон получит на «созда-
ние операционной системы», иссле-
дования в целях обеспечения рабо-
тоспособности оборудования и объ-
ектов военного ведомства.
Таким образом, его ниокровский
бюджет суммарно потянет почти на
96 млрд долл. Что в итоге американ-
ские военные ученые, которые, как
известно, во многом по натуре схожи
с морскими свинками (последние,
напомним, и к свиньям не относят-
ся, являясь простыми грызунами, да
и с морем никак не связаны), на эти
миллиарды наизобретают, даже
предположить страшно.
Нальчикские полуфабрикаты наряду с тырныаузскими
поставлялись и в страны Варшавского договора.
Производство было открыто еще 1 сентября 1940
года, строительные же работы велись с 1936-го, а геолого-
разведочные – с начала XX века. Из-за оккупации почти
всего Северного Кавказа германскими войсками 6 ноября
1942 года ГОК был уничтожен серией взрывов. Но уже в
1947-м возобновил работу, а к концу 1948-го был полно-
стью восстановлен. С 1968 года добыча велась комбини-
рованно – карьерным и шахтным способами.
В постсоветский период государственное финансиро-
вание дальнейшего развития комплекса не предусматри-
валось. И к концу 1999 года
деятельность предприятия
прекратилась по «естествен-
ным причинам» – оборудо-
вание было более чем на 80
процентов разграблено и по
большей части вывезено в
ЕС (в основном через Гру-
зию, от Тырныауза до грани-
цы с ней не более 60 км). В
2001 году ГОК был при-
знан банкротом. Правда, в
2008-м объявлялось о при-
влечении японской Marubeni
Corporation для возрожде-
ния предприятия, но более
поздняя официальная ин-
формация об этом отсут-
ствует. По данным «ВПК»,
японцы претендовали на об-
ладание почти всей продукцией ГОКа. По другой версии,
сочли проект слишком дорогостоящим.
28 февраля ООО «Эльбрусский горнорудный комби-
нат» (ЭГК), дочерняя компания Ростеха, стало единствен-
ным участником конкурса на разработку и обогащение
Тырныаузского месторождения вольфрамо-молибденовых
руд. По уточнению замначальника управления геологии
твердых полезных ископаемых Роснедр Ярослава Кичало,
срок приема технико-экономических предложений со
стороны ЭГК – 28 марта, проведение конкурса – 17 апре-
ля. Компания эта учреждена, как отмечает замминистра
промышленности республики Александр Бирюк, специ-
ально для данного проекта и зарегистрирована в Тырныа-
узе. Сам конкурс Роснедра объявили в конце декабря.
Ранее – в середине мая 2017 года Минпромторг
Кабардино-Балкарии сообщил: «В связи с высокой стра-
тегической важностью проекта по возобновлению добычи
и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныауз-
ского месторождения для нужд России предполагается
предоставление проекту комплекса мер господдержки. В
частности, Минкавказом и Минпромторгом РФ совмест-
но с правительством Кабардино-Балкарии рассматрива-
ются возможность введения здесь специального налого-
вого режима и присвоение городу Тырныаузу статуса тер-
ритории опережающего социально-экономического раз-
вития». Эти решения дают зеленый свет льготному
банковскому финансированию проекта, инвестстоимость
которого примерно 21 миллиард рублей.
Словом, сегодня его развитие в отличие от советского
периода зависит от частного капитала, притом что ориен-
тация комплекса на «оборонку», двойные технологии и со-
ответственно импортозамещение сохраняется. В 2017-м
информационно-аналитическое агентство «Это Кавказ»
отмечало: «Реализация проекта по возобновлению добычи
и переработки вольфрамо-молибденовых руд Тырныауз-
ского месторождения на местном ГОКе... позволит обе-
спечить потребность оборонно-промышленного ком-
плекса РФ, выстроить высокотехнологичную цепочку по
производству вольфрамового концентрата, триоксида
вольфрама и по готовой импортозамещающей продукции
данного профиля в России».
Проектом предусмотрена и железная дорога Солдат-
ская – Тырныауз (около 90 км). Она по кратчайшему рас-
стоянию свяжет район через близлежащую станцию Про-
хладный с Транскавказской магистралью (Ростов-на-Дону
– Армавир – Георгиевск – Минводы – Моздок – Грозный
– Махачкала – Баку). Магистраль намечено проложить к
2030 году на основе государственно-частного партнер-
ства. Впрочем, срок уже не единожды переносился – так
было и с предшествующим проектом. Железную дорогу
Нальчик – Тырныауз (около 60 км) планировалось начать
строить в 1953-м, затем в 60-е, 70-е годы. Хотя расстоя-
ние от Нальчика до ТКМ почти вдвое больше в сравне-
нии с маршрутом Тырныауз – Солдатская, комбинат не
решались выводить на магистраль, минуя столицу
Кабардино-Балкарии. Но повторим, эти логистические
проекты остаются пока без
движения.
Тырныаузские запасыволь-
фрама и молибдена на 1 янва-
ря 2000 года, по оценке Рос-
недр и других источников,
составляли по категории
А+Б+С1 (общие разведанные и
достоверные) 401 миллион
448 тысяч тонн, по катего-
рии С2 (потенциально и
фактически рентабельные
для разработки) – 88 мил-
лионов 746 тысяч тонн. Со-
держание трехокиси воль-
фрама варьируется от 0,11
до 0,43 процента, молибде-
на – от 0,012 до 0,104 про-
цента. В 2016 году Роснедра
провели переоценку каче-
ства запасов: содержание триоксида вольфрама в рудах
было определено более высоким со средним значением
0,473 процента. Месторождение содержит еще и крупные
балансовые запасы сопутствующих меди, висмута, золота
и серебра, редкоземов – прежде всего теллура, сфалерита,
галенита, ферромолибдита. Все это, как известно, востре-
бовано в «оборонке». Так что комплексное восстановле-
ние Тырныаузского комплекса вполне можно считать
одной из стратегических задач отечественного ОПК.
выбор
ства радиоэлектронной разведки. По
тайваньским оценкам, за 2013–2017
годы объем обмена означенной про-
дукцией между Минском и Пекином
вырос почти на треть, причем здесь
пока превалируют белорусские по-
ставки, доходящие до 60 процентов.
Но растет доля компонентов совмест-
ного производства. В вышеназванных
белорусских ВВТ она к
2021–2023-му скорее всего
достигнет 20 процентов
против 13–15 процентов в
последнее трехлетие.
По данным агентства
«Синьхуа», еще в начале
2000-х в Чанчуне (провин-
ция Хэйлунцзян) была соз-
дана «государственная база
научно-технического
со-
трудничества КНР с Бело-
руссией, Россией, Украиной
и другими стран СНГ. Она
сориентирована на контакты в обла-
сти оптической электроники, мате-
риаловедения, биотехнологий, других
отраслей». Здесь проводятсяНИОКР,
охватывающие и ОПК, и отрасли
двойного профиля. Примерно в то
же время Белорусский госуниверси-
тет и Харбинский политехнический
институт (ХПИ) учредили Центр
научно-технического сотрудничества.
Он, по словам ректора ХПИ Чжао
Ци, призван стимулировать совмест-
ные научные исследования по самым
передовым направлениям и по изго-
товлению опытных образцов изделий
различных сфер применения.
Напомним, что в период 2000-х
Москва фактически отказалась пере-
давать Минску комплексы «Искан-
дер». Но уже в 2015-м появилась
белорусско-китайская
разработка
того же профиля – тяжелая дально-
бойная РСЗО «Полонез», которую в
Китае считают весьма конкуренто-
способной. Установка монтируется
на колесном шасси Минского завода
колесных тягачей МЗКТ-7930, ракеты
индивидуального наведения с дальнос-
тью полета до 200 километров и точ-
ностью 1,7 метра. Мощность их бое-
вой части в тротиловом эквиваленте
– 50 килограммов. По сути «Поло-
нез» – переходная стадия от РСЗО к
оперативно-тактическому ракетному
комплексу.
На выставке MILEX 2017 в Мин-
ске были впервые показаны новые
дальнобойные боеприпасы для этой
системы, поражающие цели на рас-
стоянии до 300 километров. Ракетная
часть была создана, причем в корот-
кие сроки, в тесном партнерстве с
КНР. Это по сути совместная версия
китайских ракет А200 и М20 для ком-
плексов WS-2 и WS-3. Кроме того, на
MILEX 2017 «Белтехэкспорт», ОАО
«140-й ремонтный завод» (Борисов)
и ОАО «Пеленг» (Минск) показали
модернизированный образец танка
Т-72, а именно Т-72БМЭ, который,
по ряду данных, будет экс-
портироваться прежде всего
в КНР. Растущий интерес у
китайской стороны вызыва-
ет продукция 558-го авиаре-
монтного завода в Барано-
вичах: истребители МиГ-
29БМ – белорусская модер-
низация
МиГ-29
с
возможностью применять
ракеты «воздух-воздух» сред-
ней дальности РВВ-АЕ,
Р-27ЭР и Р-27ЭТ.
Обращает на себя вни-
мание поставка из КНР в Белоруссию
в 2016–2017 годах новых легко- и
среднебронированных машин Dong
Feng Mengshi «Богатырь» и FAW
Hong Oi L5 «Красное знамя». Делеги-
рованные Минском военные обуча-
лись в Китае управлению модернизи-
рованными ББМ CS/VN3 «Дракон»,
после чего в конце 2017-го начались
и их поставки.
В целом, как считает белорусский
политолог и экономист Игорь Тыш-
кевич, в роли тяжеловеса, который
мог бы уравновесить российское вли-
яние, Минском однозначно выбран
Китай.
kavtoday.ru
i-fin.ru
07
«ОБОРОНКА»
ДОКУМЕНТЫ
Наука
под запросом
Американские
военные
выиграли
битву
за бюджет
на исследования
Согласно планам администрации президента США
в федеральном бюджете на 2019 финансовый год (ф. г.)
ожидается существенное – около 19,2 процента –
сокращение расходов на гражданские научные исследования.
Зато на НИОКР Министерства обороны США предлагается
выделить около 13,5 миллиарда долларов дополнительно.
К концу 1999 года
деятельность предприятия
прекратилась
по «естественным причинам»:
оборудование было
разграблено и вывезено
в Евросоюз
«Полонез» в Китае
считают весьма
конкурентоспособной
системой
ЕННОЕ В «КАМНЕ»
авиару.рф
Белорусская модернизация МиГ-29
дает возможность применять ракеты
«воздух-воздух» средней дальности
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook