Газета «Военно-промышленный курьер». №11 (724) 20-26 марта 2018 года - page 2

02
№ 11 (724) 20–26 марта 2018 года
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
ГЕОПОЛИТИКА
Александр БАРТОШ,
член-корреспондент
Академии военных наук
Сторонники пересмотра доктриналь-
ного документа утверждают: произошли
существенные изменения, что требует
нового прочтения сформулированных
ранее задач. В сфере коллективной обо-
роны обеспокоенность вызывает «суще-
ственное повышение угрозы со стороны
России», а также укрепление новых центров
силы, прежде всего Тегерана и Пхеньяна,
угрожающих наряду с Москвой и Пеки-
ном основам безопасности членов альян-
са. В концентрированном виде эта мысль
выражена в февральском докладе сенату
начальника РУМО генерала Роберта
Эшли: «Стратегия Москвы заключается
в том, чтобы заставить США и их союз-
ников признать наличие у России своих
интересов в области обеспечения безопас-
ности, а также признать ее важность как
глобального игрока, интересы которого
не могут быть проигнорированы без по-
следствий…»
Вызывает тревогу тенденция к росту
акций международного терроризма в ев-
ропейских странах. Угрожающую реаль-
ность обретают кибератаки, вероятность
переноса противостояния в космос, а
также распространения ОМУ и трансна-
циональная оргпреступность. Требует со-
вместных с ЕС усилий проблема мигра-
ции, дестабилизирующей Европу.
Кому оно НАТО
Необходима инвентаризация полити-
ческих и военных средств преодоления
кризисов любого характера – накануне,
во время и после завершения конфлик-
тов. В связи с этим упоминается, что
НАТО снизило уровень своего участия в
Афганистане, однако обстановка там
остается источником мощной турбулент-
ности, воздействующей на многих чле-
нов альянса.
Не добавляют уверенности европей-
цам выход Великобритании из ЕС, уси-
ливающиеся позиции правых национали-
стических сил и сепаратистские тенден-
ции в крупных странах блока. Главным
источником опасностей для НАТО про-
возглашаются цели Кремля, включаю-
щие влияние на постсоветские государ-
ства,
предотвращение
расширения
альянса на восток и обеспечение участия
России в решении всех крупных между-
народных вопросов.
Казалось бы, основы для радикально-
го пересмотра ключевых задач блока и от-
ражения их в новой стратегической кон-
цепции сформулированы. Однако движе-
ния к подготовке такого документа нет.
Причина в том, что новая американская
администрация поставила под сомнение
роль и место НАТО во внешней политике
США. Тут не до концепций.
Остается в силе заявленная Вашингто-
ном позиция о возможном пересмотре
обязательств перед НАТО в случае, если
члены альянса не выйдут на уровень во-
енных расходов в два процента ВВП. Не-
определенность порождает вопросы: озна-
чает ли это угрозу сократить финансиро-
вание североатлантического общака и не
готовят ли США почву для радикального
снижения военного присутствия в Европе
при растущей мощи России?
И в том, и в другом случае авторы
мифа о «русской угрозе» оказываются в
двусмысленном положении, ибо без США
военный потенциал НАТО пренебрежи-
мо мал, а готовности садиться за стол пе-
реговоров с Москвой державы Старого
Света пока не выказывают.
Таким образом, не только сводится на
нет перспектива разработки новой страте-
гической концепции, но и ставится под
сомнение достижение консенсуса по дру-
гим жизненно важным для альянса во-
просам.
Одна из острейших проблем обеспе-
чения безопасности европейских стран
НАТО связана с несоответствием приня-
той стратегии сдерживания и устраше-
ния России военно-политическим реали-
ям. Руководители альянса отдают себе
отчет, что доктрина не работает. Однако
в НАТО вынуждены упорно подчерки-
вать приверженность устаревшим кон-
цептам, направленным против государ-
ства, провозглашенного одним из глав-
ных недругов США, поскольку такая
поддержка союзников льет бальзам на
истерзанные внутриполитическими кол-
лизиями души трамповской администра-
ции. Сдерживание и устрашение – потен-
циально хрупкий товар и требует прежде
всего единства членов НАТО, их готов-
ности предоставить ресурсное и полити-
ческое обеспечение стратегии. Но о
единстве внутри альянса говорить не
приходится.
В основе разногласий, как правило,
меркантильные интересы. Послы США
во многих странах мира грозят карами
тем, кто будет приобретать оружие у Рос-
сии. К ним присоединился председатель
военного комитета НАТО чешский гене-
рал Петр Павел, который дал понять, что
Турцию ожидают некие «последствия»
из-за решения купить российские ком-
плексы ПВО С-400. Но Анкару на испуг
не возьмешь.
Серьезный источник турбулентности
– стремление ЕС создать собственную
армию, а также открыто проявляющаяся
заинтересованность европейцев в скорей-
шем налаживании нормальных отноше-
ний с Россией. Вашингтон основательно
утомил мир антироссийскими эскапада-
ми, и многие в Брюсселе всерьез задумы-
ваются о создании с Китаем и РФ едино-
го «антиамериканского» финансово-
экономического фронта.
Под дырявым зонтиком
На последовавших за Посланием Вла-
димира Путина Федеральному собранию
экстренных консультациях руководителей
Германии, Франции и США Трампу при-
шлось ответить на нелицеприятные во-
просы о том, как крупнейшая разведка
мира проглядела стратегический рывок
России в создании сверхсовременных си-
стем оружия. И что теперь со сдержива-
нием и устрашением?
Для США и НАТО настал момент ис-
тины. Сдержать и испугать Москву не
удалось. Не получилось, как планировали
в Вашингтоне, и «порвать в клочья» рос-
сийскую экономику. Не принесли желае-
мых результатов ни выход США из
Договора по ПРО, ни разработка
стратегии быстрого глобального
удара, ни провокационное наращи-
вание военной активности у рос-
сийских границ.
Однако качественное измене-
ние ситуации в мировой политике
пока не в полной мере воспринято
на Западе. Хотя в преддверии сам-
мита НАТО резко возросло коли-
чество зарубежных визитов руко-
водителей альянса. Активизирова-
ны все виды разведки.
Одним из обсуждаемых вопро-
сов является развитие взглядов
НАТО на использование ЯО в современ-
ных конфликтах в свете предложенной
американцами концепции применения
маломощных боеприпасов при начальной
стадии возможного военного конфликта в
Европе. Ее жителей пугает перспектива
превратиться в полигон под прикрытием
хлипкого зонтика американских систем
ПВО/ПРО. Вдобавок ко всему заммини-
стра обороны США Джон Рудд на слуша-
ниях в комитете сената по вооруженным
силам на прямой вопрос сообщил, что
американская ПРО неспособна противо-
стоять стратегическим силам России и
КНР. Тут уж не до Европы.
Кроме того, военные США и НАТО
всячески привлекают внимание к высо-
ким возможностям российских ВС про-
водить операции предотвращения или
сковывания боевых действий противника
в заданном районе, особенно на Балтике в
районе Калининграда, в Черном море, а
также в Сирии после размещения там со-
временных средств ПВО. Проталкивает-
ся идея, что противостояние угрозам та-
кого типа потребует от НАТО дополни-
тельного наращивания сил и расходов.
В окопах гибридной войны
Серьезное внимание НАТО предпола-
гает уделить вопросам практического во-
площения стратегии гибридной войны. В
альянсе исходят из того, что государствам
следует объединить усилия своих прави-
тельств, армий и разведок под эгидой
США и максимально эффективно ис-
пользовать методы политического, эконо-
мического, военного и психологического
давления. Гибридная война рассматрива-
ется как новый вид противостояния, осно-
ванного на комбинации обычных, нерегу-
лярных и асимметричных средств в соче-
тании с постоянными манипуляциями
конфликтом.
С учетом названных особенностей за-
дачей альянса считается реализация стра-
тегии, построенной на комплексном ис-
пользовании дипломатических, информа-
ционных, экономических, финансовых,
правовых ресурсов вместе с военной
силой.
Серьезной угрозой видится расшире-
ние доступа к разрушительным техноло-
гиям и мощным вооружениям со стороны
негосударственных субъектов. Здесь, по
словам натовских командиров, призрак
«так называемой гибридной войны стано-
вится все реальнее, когда наши противни-
ки применяют тактику повстанцев, ис-
пользуя при этом высокооснащенные воо-
руженные силы и сложные технологии». В
февральском докладе национальной раз-
ведки США «Оценка глобальных угроз» в
качестве основных указаны РФ и КНР,
при этом первая упоминается 67 раз, вто-
рая – 36.
С учетом подобных алармистских
взглядов перспективы саммита по-
разному оцениваются представителями
блока из континентальных государств и
Восточной Европы. По мнению постпреда
Бельгии при НАТО Франсуа де Керкхов,
встреча должна продемонстрировать един-
ство альянса, решимость НАТО приспосаб-
ливать политику к изменяющимся усло-
виям. Особое внимание планируется уде-
лить новым системам оружия, действиям в
киберсреде и другим компонентам гибрид-
ной войны. Подготовку предложений по
координации информационного противо-
борства поручено осуществлять создан-
ной в составе военного комитета НАТО в
начале марта рабочей группе по стратеги-
ческим коммуникациям. Ей предписано
изучить проблемы насильственного экс-
тремизма, выработать предложения по
противодействию информационной кам-
пании России против стран альянса и пар-
тнеров, в частности роботизированному
троллингу.
Одним из главных вопросов остается
взаимодействие в борьбе с терроризмом.
В операции «Решительная поддержка» в
Афганистане НАТО готовится увеличить
контингент с 13 до 16 тысяч с учетом
представителей 39 партнерских госу-
дарств. Повышению их роли в операциях
НАТО уделяется особое внимание. По
программе повышения квалификации в
области обороны Брюссель намерен про-
должить финансирование подготовки
афганских сил безопасности по крайней
мере до 2020 года. Развернул полномас-
штабную деятельность учебный центр
НАТО в Ираке, где местных военных го-
товят специалисты из Испании, Канады
и Словакии.
Формально программа и учебный
центр действуют под лозунгами борьбы с
терроризмом, обеспечения суверенного
развития и стабильности партнерских
государств. Однако фактически развер-
тывание подобных проектов НАТО по-
зволяет целенаправленно влиять на наци-
ональные элиты в нужном для Запада на-
правлении, готовить условия для «цвет-
ных революций» и свержения неугодных
правительств.
Но выработка на предстоящем самми-
те эффективных мер борьбы с междуна-
родным терроризмом представляется не-
реальной. Одному альянсу тут не спра-
виться. Необходимы масштабные дей-
ствия под эгидой ООН, совместные
усилия крупных международных игроков,
в частности использование возможностей
Совета Россия – НАТО, привлечение
Китая, Индии, Ирана.
Планируется подтвердить решения
саммита в Варшаве в части усиления мер
сдерживания России и укрепления оборо-
ны, реализовать комплекс дополнитель-
ныхмерпоразвитиюструктурыкомандно-
штабных органов ОВС НАТО, суще-
ственно увеличить количество учений.
Обсуждается переход от патрулирования
воздушного пространства Прибалтики
самолетами НАТО к развертыванию пол-
ноценной системы ПВО с охватом в пер-
спективе Швеции и Финляндии.
Представители Восточной Европы
традиционно нагнетают обстановку мни-
мой российской угрозой, что, по их мне-
нию, потребует новых решений саммита
по вопросам оперативного наращивания
сил альянса, организации их беспрепят-
ственной переброски на восток, чему при-
званы способствовать изменения в ко-
мандной структуре ОВС НАТО и снятие
пограничных формальностей.
В связи с десятилетней годовщиной
саммита НАТО в Бухаресте предполага-
ется подтвердить политику открытых
дверей для желающих стать членами
альянса, прежде всего Грузии и Украины,
а также БиГ и Македонии. Не исключе-
ны попытки обойти формальные требо-
вания к наиболее интересным для США
государствам-кандидатам и направить
им приглашение присоединиться к
Плану действий по подготовке к член-
ству в НАТО.
Конспект для реликта
Предстоящий саммит НАТО откры-
вает определенные возможности для
оптимизации взаимодействия между РФ
и НАТО. Критерием должно служить со-
ответствие результатов взаимодействия
национальным интересам и ценностям
нашего государства, а сами отношения
необходимо выстраивать с учетом следу-
ющих факторов:
– появление у России новых стратеги-
ческих систем оружия служит катализа-
тором изменений всей международной
системы и приведет к установлению
новых мировых реалий. Однако процесс
осознания неизбежности кардинального
пересмотра отношений с Россией займет
время;
– в среднесрочной перспективе НАТО
останется главной военной силой Запада
в Европе с одновременным наращивани-
ем других составляющих (в первую оче-
редь политической и информационной) в
деятельности альянса. Продолжится рас-
ширение географического охвата НАТО с
ориентацией значительных ресурсов на
Украину, Закавказье и Центральную
Азию;
– на настоящем этапе РФ не заинтере-
сована в исчезновении НАТО. Стабиль-
ность развития Европы во многом зави-
сит от наличия на континенте военно-
политической организации обеспечения
коллективной безопасности. С общей
структурой строить взаимоотношения
всегда легче, чем с отдельными государ-
ствами, зачастую преследующими эгои-
стические интересы, что особенно опасно
при нарастающей хаотизации;
– политика расширения альянса на
восток, усиления военных приготовле-
ний блока выступает мощным катализа-
тором недоверия и подозрений со сторо-
ны России в отношении истинных целей
НАТО. Альянс в свою очередь за-
являет об обеспокоенности дейст-
виями России. При недостаточ-
ной прозрачности возрастает ве-
роятность конфликтов, связанных
с неправильной оценкой действий
сторон или случайными фактора-
ми. Это обусловливает необходи-
мость восстановления диалога для
снижения градуса недоверия;
– Совет Россия – НАТО, фор-
мально созданный для новых рав-
ноправных и дружественных от-
ношений, не отвечает своему на-
значению и пока не стал действен-
ным механизмом. Озабоченность
нашей страны откровенно игнорируется,
в стагнации обсуждение ключевых во-
просов, оказывающих прямое влияние
на состояние национальной безопасно-
сти России;
– несмотря на негативные тенденции,
политическая важность НАТО сохраня-
ется. России надо взаимодействовать с
блоком в том объеме и по тем вопросам,
которые нужны и выгодны с точки зрения
наших национальных интересов, одновре-
менно противодействуя попыткам навя-
зывать решения, не соответствующие
нашим целям.
При всех обстоятельствах нам нежела-
тельно обособляться от Запада. А в альян-
се должны осознать преимущества и вы-
годы по-настоящему партнерских отно-
шений с Россией для глобальной и регио-
нальной стабильности.
Многие годы руководители НАТО
твердят о трансформации союза. Ему, од-
нако, скорее нужно кардинальное очисти-
тельное перерождение из реликта холод-
ной войны в качественно новую организа-
цию, способную под эгидой ООН адекват-
но реагировать на вызовы современности в
многополярном мире. Решение этой зада-
чи невозможно без пересмотра смыслов
существования и места НАТО в системе
международной безопасности.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
В НАТО исходят из того,
что государствам следует
объединить усилия
правительств, армий
и разведок под эгидой США
Альянс
с троллями
Европа нашла с кем бороться
Подготовка к очередному саммиту НАТО в Брюсселе,
намеченному на 11–12 июля, ведется в беспрецедентной атмосфере
неопределенности, опасений и разногласий. Многие в странах-
союзницах считают устаревшей принятую в 2010 году в Лиссабоне
стратегическую концепцию альянса и предлагают актуализировать
ключевые задачи в коллективной обороне, кризисном регулировании
и безопасности на основе сотрудничества.
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
n-z.tv
Западные лидеры просто не прочитали характер русского че-
ловека – когда нас обвиняют во всяческих грехах и пытаются
угрожать чуть ли не войной, народ консолидируется и поддержи-
вает власть. При этом Путин достаточно предсказуемый, народ
его хорошо знает и понимает, что в подобной ситуации не следует
поддерживать кого-то иного.
Напрашивается вывод: прозападный курс не имеет в стране
никакой поддержки, Собчак и Явлинский получили куда меньше
голосов, чем имела либеральная оппозиция на прошлых выбо-
рах. Потому самым серьезным конкурентом Путину оказался
директор совхоза.
Что мы можем ожидать в будущем? Следует иметь в виду,
что Запад, объявив России гибридную войну, от своей политики
отказываться не собирается. И проблема, с которой столкнется
действующий-будущий прези-
дент, – это агрессивное, угро-
жающее давление западных
политиков: и расширение
санкций, и аресты имущества,
вкладов и прочих активов
наших чиновников и олигар-
хов. Еще одна проблема – ми-
нимум в течение первого года
нового срока будет муссиро-
ваться легитимность Путина.
К этому приплетут Крым либо
найдут еще какие-то поводы.
И здесь перед президентом
встанет дилемма – кого назна-
чить премьер-министром. Ва-
риантов, собственно, два:
либо мощный хозяйственник,
организатор
производства,
либо это место займет фигу-
ра, угодная Западу, в надежде,
что такой ход позволит сни-
зить размах санкций и других
антироссийских действий.
Путин наверняка понима-
ет, что народ дает ему боль-
шой аванс, веря его обещани-
ям о мощных и динамичных
внутренних преобразованиях, и скорее всего он, сохранив ны-
нешнюю внешнеполитическую команду, пойдет на решение
многочисленных внутренних проблем. А это новые премьер-
министр и его замы, нынешние должны уступить место профес-
сионалам. Здесь у Путина есть на кого опереться. Новые образ-
цы вооружений, о которых недавно было сообщено миру, не
менеджерами создавались, не юристами и не политологами. На
основе мощных советских прикладных исследований работу
вели технари-профессионалы, и это можно взять за основу для
распространения на все сферы промышленного производства.
Инженеры, конструкторы и организаторы хозяйства, оставшие-
ся у нас с советских времен, те, кому по плечу программы вроде
«Энергии» – «Бурана», в сочетании с молодыми кадрами, кото-
рые отбираются по президентской программе, реально способ-
ны на грандиозные дела. Единственное, что может помешать
такому развитию событий после инаугурации, – президенту смо-
гут внушить, что раз он получил такую поддержку, значит, все
хорошо и менять ничего не надо. Тогда проиграет и он, и страна.
Но надеюсь, Путин правильно оценивает причины, почему по-
давляющее число россиян высказалось за него, несмотря на
серьезные экономические проблемы. Житейские вопросы очень
быстро выйдут на первый план, и забывать об этом президенту
не стоит.
Еще важно обратить внимание на выбор внешнеполитиче-
ской стратегии. Скажем, Китай сегодня – наш надежный парт­
нер, но надо иметь в виду, что Пекин конституционно закрепил
выбор социалистического пути развития. И нам, строя либе-
ральный капитализм, как-то нужно не оказаться его идеологи-
ческим противником. И необходимо понимать, что Китай с нами
считается в той степени, в какой ему это выгодно. Если мы по-
кажем высокие темпы развития в культуре, в науке, в образова-
нии, в производстве, эта заинтересованность сохранится. Если
экономический потенциал России станет сокращаться, мы пере-
станем быть значимыми партнерами, и тогда выстроятся совсем
иные отношения.
Еще я бы посоветовал Путину обратить внимание на то, что
у нас сейчас нет реальных союзников, главным образом в сфере
обороны и безопасности. Здесь предстоит огромная работа,
чтобы страны ШОС, БРИКС не только аплодировали нам со сто-
роны, но и могли реально поддержать действия России на меж-
дународной арене.
Президент Академии
геополитических проблем,
генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ
Аванс
народа
и выбор
Пекина
Избранному президенту
надо искать союзников
Высокая явка и большой процент доверия
действующему президенту, на мой взгляд, –
результат сложившейся международной
обстановки. Реакция на агрессивное давление
со стороны Запада показала зрелость
российского общества. Люди отодвинули
бытовые проблемы на второй план и выступили
в поддержку внешней политики действующего
президента.
«
Либо премьером
будет мощный
хозяйственник,
организатор
производства,
либо это место
займет фигура,
угодная Западу,
в надежде,
что такой ход
позволит снизить
размах санкций
и других
антироссийских
действий
»
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook