Журнал «Воздушно-космическая сфера». №2 (91) июнь 2017 года - page 102-103

и пять первых уроков
коммерческой космонавтики
100
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Текст: Александр МЕРЖАНОВ
Фото из личных архивов Ю. П. Корнилова
и Э. Т. Радченко
В КОСМОНАВТИКЕ ИНОГДА СЛУЧАЮТСЯ НАСТОЯЩИЕ ЧУДЕСА: ПОГИБШИЙ
ЕЩЕ НА СТАДИИ ВЫВЕДЕНИЯ В КОСМОС АППАРАТ ВДРУГ ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ,
И ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО, ЛИШИВШИСЬ ВСЯКОЙ СВЯЗИ С ЗЕМЛЕЙ, ОН
САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНИЛ СВОЮ ЗАДАЧУ. В 1995 ГОДУ ЭТА ИСТОРИЯ
ПРОИЗОШЛА С ГЕРМАНО-ЯПОНСКИМ ПРОЕКТОМ EXPRESS.
ЯПОНСКАЯ РАКЕТА НЕ СМОГЛА ВЫВЕСТИ СПУТНИК НА РАСЧЕТНУЮ
ОРБИТУ, И ОН СГОРЕЛ В АТМОСФЕРЕ. ТАК ДОЛГОЕ ВРЕМЯ СЧИТАЛОСЬ,
И, ВОЗМОЖНО, ТАК БЫ И ПРОИЗОШЛО, ЕСЛИ БЫ ЭТОТ СПУТНИК НЕ БЫЛ
РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. ДЛЯ НАС EXPRESS СТАЛ ПЕРВЫМ ОПЫТОМ
КОММЕРЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ.
101
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
РУССКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ БОМБА
ДЛЯ НЕМЕЦКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В 1996 году на Международной аэрокосмической
выставке в Берлине был представлен оригинальный
экспонат: обугленная капсула «советской системы
частично-орбитальной бомбардировки», с помощью
которой немецкая фирма провела в космосе испы-
тания своих теплостойких материалов. Предста-
вители фирмы щедро раздавали посетителям свои
рекламные проспекты, но о самой «советской систе-
ме» не распространялись, и ее создателей из России
на выставке не было.
– Это сами немцы придумали такое название:
«система космического бомбометания», – рас-
сказывает заслуженный конструктор РФ Юрий
Петрович Корнилов. – Аппарат делали наши спе-
циалисты из КБ «Салют», которое проектировало
подобные спускаемые капсулыдля военных – спутни-
ков разведки, боеголовок. Но эту капсулу разработали
специально для немцев. А на выставке мы по очень
простой причине не были – нас никто не позвал.
ПЕРВЫЕ «СМОТРИНЫ»: ТО ЛИ
РАЗВЕДЧИКИ, ТО ЛИ ПАРТНЕРЫ
В начале 90-х годов ХХ столетия вместе с финанси-
рованием наши космические КБ вдруг разом потеря-
ли и покров государственной тайны.
– Это был какой-то разгул либерализма,– вспомина-
ет заслуженный конструктор РФ Эдуард Радченко.–
С иностранцами, которые приходили к нам в «Са-
лют», часто и сопровождающего из «режимщиков»
не было. Хотя до этого секретность была такая, что
даже моя семья не знала, где и кем я работаю.
Однажды, в апреле 1992 года, вызвал меня заме-
ститель генерального конструктора и попросил разо-
браться с немцами, которые должны были приехать,
понять, чего хотят. По опыту предыдущих встреч
я полагал, что это будет какая-то очередная разведка,
и надеялся побыстрее выпроводить гостей, как уже
бывало.
Визитеры оказались сотрудниками немецкой фир-
мы, которая по заданию Германского космического
агентства DARA работала над проектом EXPRESS.
Название
EXPRESS
было сложено из первых букв
слов
EXP
eriment
RE
entry
S
pace
S
ystem и говорило
о том, что проект предусматривал проведение экспе-
риментов на участке спуска некоей капсулы с орбиты
на Землю.
В наружную обшивку капсулы необходимо было
«вшить» для испытаний новейшие жаростойкие
немецкие материалы. Место посадки – полигон Ву-
мера в Австралии. Вывод на орбиту обеспечивала
Япония, тоже желавшая провести свои эксперимен-
ты. Это значило, что в капсуле нужно было разме-
стить и японское оборудование.
УРОК ПЕРВЫЙ: КОНКУРЕНЦИЯ –
ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Проект успешно развивался. Проблема упиралась
только в пресловутую возвращаемую капсулу, над
созданием которой в Германии бились несколько
1...,82-83,84-85,86-87,88-89,90-91,92-93,94-95,96-97,98-99,100-101 104-105,106-107,108-109,110-111,112-113,114-115,116-117,118-119,120-121,122-123,...124
Powered by FlippingBook