Журнал «Воздушно-космическая сфера». №2 (91) июнь 2017 года - page 116-117

114
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
шина поставлена на вооружение –
вот и летай как умеешь.
Если судить по тому, что было
в инструкции, возможности са-
молета расстраивали: ресурс дви-
гателя всего 50 часов, прицел под
ракурсом 4/4 не видит, а вертоле-
тов не видит вообще.
С прицелом поначалу хоть было
понятно: доплеровский эффект,
физики поймут. «Поначалу» – по-
тому что потом опять непонятно
стало. Нам ведь включать прицел
в сторону границы было запре-
щено, чтобы не «светить» боевые
частоты. Я однажды схулиганил:
возвращаясь домой из нейтраль-
ной зоны, подсветил какой-то
иностранный вертолет, благо
никакой хитрой электроники
на нем быть не могло. Букваль-
но включил-выключил. Оказа-
лось, что есть захват цели. Но ведь
не должно было быть – «наука»
не велит.
Между собой мы тихонько обме-
нивались своими открытиями,
пока до командира не дошло.
Он собрал всех «экспериментато-
ров», дверь поплотнее прикрыл –
мол, колитесь. А потом доложил
наверх.
Приехали конструкторы, кото-
рые сами не верили, что такое
создали. Мы им для начала про-
демонстрировали шутку с верто-
летом. Конструкторы подогнали
теорию: прицел видит не сам вер-
толет, а «цепляет» вращающийся
винт. Для нас разница неболь-
шая: главное, работает!
Вытащили им еще рояль из ку-
стов: прицел и под 4/4 видит.
Надо только перейти в режим
«ближний бой – вертикаль».
Вряд ли кто-нибудь вообще
до конца разобрался, на что Су-27
способен. Уже новые машины
пошли – Су-30, Су-35. А наш-то
старичок до конца понят? Мы
потом по нему еще много откры-
тий сделали – и по боевым воз-
можностям, и по пилотажным.
Но мы же не испытатели, куда-то
по инстанциям докладывать.
Друг другу только рассказывали.
Кому надо было – тот использовал
опыт товарища.
Еще в самомначале вдруг откры-
ли, что Су-27 держится в воздухе
даже на скорости 200 км/час – цен-
ное качество для сопровождения
малоскоростных целей. Кстати,
об этом в инструкции нет ни сло-
ва, а ведь подобных истребителей
просто не существовало. У нас хо-
дила байка, что на Дальнем Вос-
токе Су-27 так и «завалил» кого-то
над океаном. Иностранец к нему
пристроился, наш обороты стал
убирать – тот тоже. Но наш-то
может, а тот еле держится. В ка-
кой-то момент Су-27 делает рез-
кий маневр в сторону противни-
ка. Тот на автомате дергает ручку,
а крылья не держат. Ну и все.
Подобные истории всегда оста-
вались в байках. Кто-то вернулся
из боевого вылета, а кто-то нет,
а что там произошло – о подобном
не докладывают. Только говорят
между собой.
ДИКАЯ ПАРА
Взять
тот
же
героический
1987 год, когда на нас в Киплъявре
было подано, если не ошибаюсь,
семь нот протеста. Однажды кто-
то из наших даже порвал антенны
между мачтами на каком-то ино-
странном корабле. Кто порвал –
об этом официальных сведений
не было, но ведь и иностранцы
свой кораблик с антеннами у на-
ших границ держали неофици-
ально. Была у нас «дикая пара»:
Миша Думаницкий и Андрей По-
лозков. Подозревали, что антен-
ны между мачтами – их рук дело.
Дикой парой их прозвали после
нашей полярной эпопеи. Дело
в том, что в случае ядерной вой-
ны американские стратегические
бомбардировщики шли бы к нам
через Северный полюс. Задачей
нашего полка было перехватить
их до того, как они выпустят свои
крылатые ракеты. Эта точка назы-
валась «Рубеж-1».
Когда мы летали на МиГ-23,
по сути, были смертниками –
МиГу хватало топлива лишь
на дорогу к «Рубежу» и пятими-
нутный воздушный бой. Поэ-
тому эту точку мы знали только
по карте. На МиГ-23 мы вообще
дальше 40 километров от бере-
га не летали: один двигатель –
мало ли что.
Когда пересели на Су-27, нам
сразу сказали: ребята, вы же те-
перь гораздо дальше улететь мо-
жете, поэтому рубеж смещается
еще ближе к полюсу. Так появил-
ся «Рубеж-1А». И его предстояло
реально освоить, благо теперь два
двигателя.
Шли двумя парами. Впереди мы
с моим ведущим Г. Нечипорен-
ко, за нами на значительном рас-
стоянии Думаницкий – Полозков.
Больше тысячи километров к по-
люсу, внизу только лед, иногда
полыньи. Жутковато – помощи
в случае чего не будет.
Дошли до «Рубежа», крутану-
лись – и домой. Ведущий запра-
шивает у меня курс, потом го-
ворит свои показания. Разница
в 60 градусов. Усреднили пока-
зания и вперед. Россия-матушка
большая, авось не промахнемся.
Вышли левее Мурманска.
А Думаницкий с Полозковым
в итоге летели до Мурманска на-
прямую, лихо проскочив нор-
вежский полуостров Варангер.
В «Красной Звезде» тогда мелькну-
ла заметка, что по непонятной
причине вдруг сняли с должности
начальника ВВС Норвегии. Это
было дело рук «дикой пары»: ПВО
Норвегии, по-моему, и не поня-
ла, что это такое прямо над ней
просвистело.
115
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
В классе в Килпах, рядом А.Миронов
После стрельб на Новой Земле
Тренаж по выживанию в условиях Заполярья, Килпы, в левом верхнем
углу подполковник Водостой, который не дал команду А. Полозкову на
уничтожение А. Соммерса
Когда мы летали на МиГ-23, по сути, были смертниками – МиГу
хватало топлива лишь на дорогу к «Рубежу» и пятиминутный
воздушный бой. Поэтому эту точку мы знали только по карте.
На МиГ-23 мы дальше 40 километров от берега вообще
не летали: один двигатель – мало ли что.
Кстати, это же Андрею Полозко-
ву в мае 1988 года не дали сбить
Андреаса Соммерса – того само-
го, которого кличут «наследни-
ком Матиаса Руста». Он так же
на нашу территорию на «Сессне»
лез, только скачками: войдет –
выйдет. «Википедия» до сих пор
пишет, что ПВО по нему «не от-
работала».
На самом деле Андрей «отрабо-
тал», просто он не рядом с «Сесс-
ной» шел, а висел над ним, чтобы
не угробиться в сопках,– нижний
край облаков был около 300 м.
У Соммерса был радиообмен
с кем-то из своих. Его предупре-
дили, мол, истребитель над тобой
висит. Тогда он совсем к земле
нырнул и над рекой Патсойоки
в Финляндию ушел.
НЕ ПРИКАЗАНО
УНИЧТОЖИТЬ
Полозков готов был его уничто-
жить, но команду не дали, хотя
не понимаю, почему: после по-
лета Руста вопрос сбивания на-
рушителя решался всего лишь
на уровне оперативного дежур-
ного командного пункта. Кста-
ти, человек, не давший команду,
потом сам признал свою ошибку.
На одном летном форуме я встре-
тил слова: «Ребята, руководил
этим бардаком я».
Очень много разговоров про «ды-
рявое ПВО», но они от незнания.
Нарушителя всегда засекут, ис-
требитель придет и обнаружит.
Вопрос в том, дадут ли команду
на уничтожение. Тут мы сами
не всегда понимали логику.
Через год после случая с Сом-
мерсом Марка Швецова подняли
на реального нарушителя: ан-
глийский вертолет в Горле Белого
моря. Марк шел из Киплъявра,
пришлось пересечь весь Кольский
полуостров. По всему маршруту
его прогнали на форсаже, в ре-
зультате почти все топливо ушло.
Нарушителя Марк засек, кру-
тился над ним – а команду ему все
не дают, как он ни запрашивал.
Дождались того, что нарушитель
ушел, а Швецов почти без топли-
ва. Его начали заводить на Севе-
роморск-3. Но там принимали
стратегические бомбардировщи-
ки, и его стали по своим зако-
нам выводить на дальний при-
вод. Пока он ругался, что у него
истребитель, что ему всего этого
не надо, время шло.
Наконец вывалился из облаков,
увидел аэродром – и сходу на по-
садку. Но полоса была градусов под
восемьдесят слева. Пока он дово-
рачивал, движки встали. Почему
непрыгнул– этоужевторойвопрос.
Сначала он готовился, уже сидел
притянутый ремнями к креслу.
В этом положении, кстати, вытя-
нутые руки до прицела не достают,
а он об него губу разбил! Шею так
вытянуло от удара, что ли…
До полосы он все же не дотянул,
его метров восемьдесят тащило
по болоту и камням. Самолет по-
том пришлось списывать на бое-
вые потери. Что до Марка, то он
выпрыгнул из кабины и побежал
1...,96-97,98-99,100-101,102-103,104-105,106-107,108-109,110-111,112-113,114-115 118-119,120-121,122-123,124
Powered by FlippingBook