Журнал «Воздушно-космическая сфера». №2 (91) июнь 2017 года - page 114-115

112
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
1986 год. Экипажи наших стра-
тегических
бомбардировщиков
на Ту-95, которые ходили«за угол»,
то есть по маршрутам патрулиро-
вания, показывали нам снимки
со своего фотоконтроля. В Норвеж-
скомморе F-16 у них и перед носом
висели при дозаправке, топливом
поливали, и даже консоль килем
кому-то пропороли и так далее.
Мы как раз только-только пере-
сели с МиГ-23 на Су-27. Самолет
дальнобойный. Командование по-
слало нас прикрывать Ту-95, летав-
шие, как у нас говорили, «за угол».
Первая пара слетала удачно. Через
пару недель пошла наша пара. Ве-
дущим был командир эскадрильи
СергейЖмуров.
В Баренцевом море состыкова-
лись с А-50 – это самолет дальнего
радиолокационного наблюдения.
Он всю дорогу держался сзади
в двухстах километрах. Где-то
в середине пути выходит на связь:
«Слева гости, высоту определить
не могу». Голову поворачиваю –
вижу пару норвежских F-16.
По нашей тактике при подхо-
де противника ведомый оття-
гивается и готов открыть огонь
на поражение. Тут же это выпол-
няю. Норвежцы тоже разыграли
как по нотам: ведущий – к веду-
щему, ведомый – ко мне. Я до-
кладываю обстановку Сергею.
Он в ответ: подтянись ближе
и держись. Выводим газ на мак-
симальный. Норвежцы рядом
держатся, но смотрю – им при-
ходится форсажами подрабаты-
вать. Партия – за нами.
Сергей переходит к следующему
номеру. Обороты «малый газ».
Скорость падает, норвежцы висят
рядом, потом смотрю – закача-
лись-закачались – отвалили. До-
кладываю: F-16 не держат малых
скоростей.
Набираем обороты – опять
подходят. Тут Серега резко кру-
тит в их сторону, те врассып-
ную, а мы переворотом уходим
вниз. И закрутилось. Видел
только хвост ведущего, через
него F-16 и небо – вода – небо –
вода – небо. В хвост они нам
не зашли, внутрь виража к нам
не влезли, на вертикальных фи-
гурах тоже не достали. Жмуров
сел им на хвост – они его так
и не скинули. Все продолжа-
лось четыре минуты. Они вы-
водят в горизонт и идут прямо.
Мы подошли – они нам пальцы
большие показывают. Потом
крыльями покачали и отвали-
ли. Это был первый ближний
воздушный бой Су-27 с F-16 –
пара на пару.
На перехваты нас почему-то
обычно поднимали по одному.
На локаторе цель одна, вылета-
ешь, а она вдруг раздваивается.
И ты один против двух. Майор
Алексеенко однажды в нейтраль-
ных водах так оказался один про-
тив целого звена. А потом снизу
еще звено подошло. Они пыта-
лись его зажать, но не смогли. Он
был опытный, из инструкторов.
После развала Советского Сою-
за – дефицит топлива, никаких
тренировок-учений, только бое-
вые вылеты. А на Балтике в это
время бельгийцы, датчане, дру-
гие, кто имел F-16, – чирк-чирк
вдоль границы. Вылетает «де-
журка», один самолет, а его ми-
нимум пара дожидается. Они
так своих натаскивали, видно
было: ведущий опытный, а ведо-
мый – нет. Наш командир Алек-
сандр Сергеевич Бойков тогда
сказал: «Мужики, кто подставит
хвост – домой не прилетайте».
И не один наш старший лейте-
нант выигрывал бой против двух
F-16. Это при том, что, когда
те же шведы прилетали к нам
с «визитами дружбы», наш ко-
мандир этих старших лейтенан-
тов просил: «Вы уж не рассказы-
вайте им, что у вас налет за год
всего пять часов».
ЛЕТАЙ
КАК УМЕЕШЬ
В самом конце 1985 года на авиа-
базе в Саваслейке Горьковской
области, где располагался учеб-
ный центр ПВО, мы начали пе-
реучиваться на Су-27. Около трех
месяцев нас обучали на плакатах.
Потом все же пригнали самолет –
чисто посмотреть. Только полу-
чилось так, что в Саваслейке мы
изучали девятую серию, а, когда
вернулись, пришли Су-27, если
не ошибаюсь, двенадцатой серии.
Сунулись в кабину. Оказалось,
что это просто другой самолет!
А после переучивания коман-
дир сажал тебя в спарку, после
взлета показывал высоту подхо-
да к полосе и начала выравнива-
ния, ты садился на полосу, и он
принимал решение – можешь ли
ты на новом самолете лететь са-
мостоятельно. Только вот спарка
была МиГ-23 – самолет, на ко-
тором мы и так летали. Спарок
Су-27 не было, как и тренажеров.
Подходил сразу к боевому самоле-
ту, запускал двигатели, взлетал,
выполнял два захода с проходом,
садился, сруливал с полосы, и…
тогда начинали дрожать колени.
Вся инструкция по летной экс-
плуатации Су-27 была на несколь-
ких страничках. Не то что
режимы – многие выключате-
ли-переключатели не описаны.
Сами понажимаем, подергаем
в полете – там увидим, что будет.
Отдельное огромное спасибо
инженерно-технической службе
полка, которая тоже изучала са-
молет по мере прохождения под-
готовки. Обычный разговор был:
«Ты куда летишь? Ага, понажи-
май-ка то-то и то-то, но аккурат-
ней,потомрасскажешь».Итакмы
узнавали много интересного про
новейшую технику, которую нам
Родина доверила. Узнавали даже
в процессе боевого дежурства: ма-
Старший лейтенант В. Чернявский
Спарка – двухместный (пилот плюс
инструктор) вариант одноместного
летательного аппарата (обычно истреби-
теля или спортивного самолета), предна-
значенный для проведения практических
занятий в полете на начальном этапе
обучения. В этом случае у истребителя к
названию добавляется аббревиатура УБ
(МиГ-23УБ, Су-27УБ и т.д.) – учебно-боевой
F-16
Fighting Falcon
(«Атакующий
сокол»)
 – американский многофункцио-
нальный легкий одномоторный истреби-
тель четвертого поколения. Разработан
в 1974 году компанией General Dynamics.
Благодаря своей универсальности
и невысокой стоимости является самым
массовым истребителем четвертого поко-
ления, состоит на вооружении 25 стран.
Максимальная скорость – 2120 км/час.
Практическая дальность – 1315 км. Прак-
тический потолок – 16 750 м. Вооруже-
ние – 20-мм пушка M61A1 Vulcan, боевая
нагрузка – 5420 кг на 9 узлах подвески
(в ущерб маневренности возможна на-
грузка 9280 кг).
Су-27
(по кодификации НАТО Flanker – буквально «Фланговый
дозорный»)
 – советский/российский многоцелевой всепогодный
истребитель четвертого поколения, предназначенный
для завоевания превосходства в воздухе. Первый полет
состоялся в 1977 году. Максимальная скорость – 2500 км/час.
Практический потолок – 18 500 м, практическая дальность –
3680 км. Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка –
6000 кг на 10 узлах подвески.
113
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
1...,94-95,96-97,98-99,100-101,102-103,104-105,106-107,108-109,110-111,112-113 116-117,118-119,120-121,122-123,124
Powered by FlippingBook