Журнал «Воздушно-космическая сфера». №2 (91) июнь 2017 года - page 82-83

Хронология изучения
Красной планеты
по программе
«ЭкзоМарс»
ДАЛЬНИЙ КОСМОС
80
ние до них нужно преодолевать
много лет. Про экзопланеты
я и не говорю – там счет идет уже
на сотни и тысячи лет, поэто-
му наша ближайшая в прямом
смысле этого слова цель в даль-
нем космосе – все-таки Марс.
– Я люблю шутить, что на Марс
сможет полететь то поколение
людей, которое вырастет около
чернобыльского реактора, – улы-
бается Лев Зеленый. – Но мы
с вами для путешествия к Мар-
су, и тем более для жизни там,
в том виде, как есть, не годимся.
Возможно, это и к лучшему. Сво-
бодно перемещаться по Красной
планете все равно не получит-
ся, придется сидеть в укрытии –
от радиации ведь под зонтиком
не спрячешься. А это убьет всю
романтику.
Ученые спорят, как и когда че-
ловеку лучше лететь на Марс?
Как вычислить самый удобный
для полета период?
– Когда солнце активное, лететь
опасно – много солнечной ради-
ации. Однако солнечный ветер
«выдувает» из Солнечной систе-
мы галактические космические
лучи, частицы которых более
энергичны и опасны,– говорит
Лев Зеленый.– А в солнечном ми-
нимуме светило спокойное, зато
галактических космических лу-
чей гораздо больше. Солнце легче
прогнозировать, мы наблюдаем
его, а поведение галактических
космических лучей мы предска-
зать не можем. Сейчас, наконец,
мы научились прогнозировать
солнечные вспышки, однако пе-
риода, чтобына 11 месяцев Солнце
было спокойным, быть не может.
Не менее опасны для челове-
ка марсианские песчаные бури,
которые удается наблюдать даже
в земные телескопы.
МАРСИАНСКОЕ
ПРОКЛЯТИЕ
Пока мы можем изучать Крас-
ную планету лишь удаленно,
при помощи роботов. Но и здесь
не все складывается гладко.
Для нашей страныМарс истори-
чески был недружелюбной пла-
нетой. В период с 1960-х по 1980-е
годы к Марсу были отправлены
девять исследовательских зон-
дов. «Марс-1» свою программу
выполнил полностью, другие
аппараты тоже дали много ин-
формации, они не выполнили
самого главного – не смогли до-
ставить марсоходы и передавать
данные с самой планеты.
В 1988 году к Фобосу, спутни-
ку Марса, были отправлены два
зонда – «Фобос-1» и «Фобос-2».
Первый аппарат был потерян
еще на пути перелета к Крас-
ной планете, второй проработал
на орбите около трех месяцев,
а затем по непонятным причи-
нам связь с ним прервалась.
Новой надеждой стал совмест-
ный российско-европейский про-
ект «ЭкзоМарс» (ExoMars), первый
этап которого начался в 2016 году.
«ЭКЗОМАРС-2016»
Сейчас орбитальный аппарат
TGO (Trace Gas Orbiter, «Орбиталь-
ный аппарат для исследования
малых составляющих атмосфе-
ры») международного проекта
«ЭкзоМарс» находится на орбите
Красной планеты. Он постепен-
но снижает высоту орбиты, и, как
только достигнет запланирован-
ной, начнутся активные измере-
ния. АтмосфераМарса разрежена,
а процесс торможения осущест-
вляется с ее помощью (именно так
снижает высоту TGO), надо дей-
ствовать очень аккуратно.
Европейские коллеги также
включили в состав этой миссии
демонстрационный
посадоч-
ный модуль «Скиапарелли».
Этот аппарат был доставлен
к Марсу. Отделившись от ос-
новного орбитального модуля,
он должен был произвести по-
садку. Но отработка технологии
посадки оказалась неудачной:
из-за программной ошибки ап-
парат разбился.
– Проект «Экзомарс-2016» состо-
ит из двух частей: орбитальный
14 марта 2013 года
– подписа-
ние договора о запуске про-
граммы совместного изучения
Марса «Экзомарс» между
российской госкорпорацией
«Роскосмос» и Европейским
космическим агентством.
14 марта 2016 года
– старт
ракеты-носителя «Протон» с
двумя автоматическими косми-
ческими аппаратами: Trace Gas
Orbiter и «Скиапарелли» –
в связке.
5–6 апреля 2016 года
– вклю-
чение и проверка российских
научных приборов на аппарате.
13 июня
– первое фото Марса
с космического аппарата с рас-
стояния 41 млн км.
16 октября 2016 года
– отделе-
ние демонстрационного десант-
ного модуля «Скиапарелли».
19 октября 2016 года
– посадка
«Скиапарелли», окончившаяся
нештатно, аппарат потерян.
Орбитальный аппарат TGO
успешно переходит на орбиту
спутника Марса.
С марта 2017 года
по сей день –
торможение TGO о верхние слои
атмосферы.
Март 2018 года
– начало
научных наблюдений в рамках
основной миссии TGO.
Март 2021 года
– начало функ-
ционирования TGO в качестве
станции-ретранслятора для
марсохода и автоматической
марсианской станции.
М
ожно сказать спасибо Илону Маску за то, что он
возобновил интерес людей к космосу. Его высказы-
вания и идеи привлекают большое внимание, а кос-
мос становится более открытым, доступным и популярным.
И хотя технологии, которые он использует, не суперсовре-
менные (мы проводили анализ его двигателей), Маск ре-
шает свою, более глобальную задачу.
Например, сейчас он создает двигатели на метане. Для
того чтобы в перспективе лететь к Марсу. Его логика та-
кова: я лечу на Марс и хочу прилететь обратно, но на чем?
Керосина же там нет, но следы метана обнаружены, значит,
его можно добыть и вернуться назад. Поэтому он и занима-
ется метановыми двигателями. У нас сейчас такой задачи
не стоит, но мы ее готовы решать, в том числе и с помощью
наших двигателей.
Без маршевых двигателей большой тяги проблему полета
к дальним планетам не решить, поэтому сейчас ведется
активная работа по созданию ракетного комплекса сверх-
тяжелого класса. Первым этапом станет создание на базе
тяжелой «Ангары» ее модификаций: «Ангара А5П», «А5В»
с усовершенствованным двигателем РД-191. В дальней-
шем планируется создание ракеты-носителя сверхтяжело-
го класса, которая за один раз сможет поднимать свыше
80 тонн, а в перспективе и до 100 тонн. В основе ее будет
модифицированный РД-171 с индексами, отличающийся
от того двигателя, который стоял на «Энергии» – «Буране».
Глобально полет на Марс – это сложная и многофактор-
ная задача. Наши двигатели способны вывести марсиан-
ский модуль на орбиту Земли, но дальше возникает много
других вопросов: на каких двигателях лететь дальше, как
обеспечить защиту от радиации и рассчитать точность при-
земления. Многие технологии уже есть, но еще предстоит
большая работа по подготовке и проведению пробных по-
летов.
Зачем лететь к дальним планетам, зачем государство фи-
нансирует такие проекты? Все очень просто, если вспо-
мнить, что Солнце – это звезда и, в конце концов, погас-
нет. Не скоро – по оценкам, через 2,5 млрд лет, но задолго
до этого оно превратится в красный гигант и сожжет все
близлежащие планеты. Где жить дальше? Мы уже сегодня
должны искать ответ на этот вопрос, и исследования Луны,
Марса и других планет – только первый шаг на этом долгом
и сложном пути.
Кстати, именно Россия еще со времен Циолковского явля-
ется законодательницей мод в области освоения космоса,
развития пилотируемой космонавтики. Именно Королёву,
Глушко и другим основоположникам практической космо-
навтики удалось убедить руководство страны в важности
развития мирного космоса. Именно они смогли, применив
законы физики, предположить, как будет дальше разви-
ваться Солнечная система и что космическая экспансия
в будущем необходима.
Мнение
Петр ЛЁВОЧКИН
,
главный конструктор
НПО «Энергомаш»
81
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
От радиации на Красной планете можно
укрыться, построив здания с достаточ-
но толстыми стенами или закопавшись
в грунт. Атмосфера на Марсе в 150 раз
слабее, чем у Земли, поэтому она и плохо
защищает от энергичных частиц.
1...,62-63,64-65,66-67,68-69,70-71,72-73,74-75,76-77,78-79,80-81 84-85,86-87,88-89,90-91,92-93,94-95,96-97,98-99,100-101,102-103,...124
Powered by FlippingBook