Журнал «Воздушно-космическая сфера». №2 (91) июнь 2017 года - page 70-71

– Алексей, в чем уникальность вашего изобретения?
– Я представляю не свой индивидуальный проект,
но разработку всей нашей кафедры. Мы создали демон-
стратор двухступенчатой многоразовой космической
системы. В ней предлагается концептуальная модель
транспортно-космической системы, в которой приме-
няется гиперзвуковой прямоточный воздушно-реак-
тивный двигатель, выполняющий функции маршевого
двигателя.
За счет использования атмосферного воздуха при ра-
боте атмосферной ступени наше изобретение позволя-
ет значительно сократить бортовой запас окислителя.
Тем самым можно повысить полезную нагрузку, вы-
водимую на орбиту. Атмосферный воздух – на высоте
от 18 до 60 км. На этом расстоянии работает двигатель.
Он разгоняет аппарат до 7,5 км в секунду. И дальше,
когда атмосфера на большей высоте становится очень
сильно разряженной, вступает в работу классический
жидкостной ракетный двигатель, который довыводит
полезную нагрузку на орбиту.
– Есть ли у вашей разработки аналоги в России или за ру-
бежом?
– Такой двигатель раньше нигде не применялся. Он
перспективный. По стране ведется много подобных
разработок, но изготовить его пока не получается из-
за того, что еще не созданы материалы, которые смог-
ли бы работать при таких условиях.
Inspace Forum не только
дискуссионная площадка,
но и хорошая возможность
рассказать миру о своем
изобретении.
Алексей Па-
хомов
, студент 5-го курса
Московского авиационного
института (кафедра ракет-
ных двигателей), представил
на форуме новый ракетный
двигатель, который, по его
словам, обеспечит возмож-
ность выведения дополни-
тельной полезной нагрузки
на орбиту. Журнал «ВКС»
узнал о подробностях этого
проекта.
РАЗРАБОТКА
ПЕРСПЕКТИВНОГО
ДВИГАТЕЛЯ:
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ
ВЫВОД ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ
НА ОРБИТУ
68
ФОРУМ
Это, скорее всего, должны быть композицион-
ные материалы, которые выдерживают большую
температуру. В нашем институте испытывается
такой двигатель (правда, он еще стендовый), уже
проводятся огневые испытания. В нем находится
ниобиевая камера со специальным термостойким
покрытием. По сравнению с традиционными ра-
кетными носителями двигатель позволит выво-
дить большую полезную нагрузку на орбиту.
Если сегодня у ракеты-носителя «Протон» масса
полезной нагрузки составляет 3–4% от общей стар-
товой массы ракеты, то при использовании ГПВРД
полезную нагрузку можно будет повысить до 10%.
Если у ракеты-носителя масса 100 тонн, то полез-
ная нагрузка может составить 10 тонн, а не 3–4, как
сейчас.
В Америке тоже работают над этим двигателем,
но и у них нужных материалов пока нет. Задача
исследователей – их создать.
Еще одна проблема: организация самого горе-
ния ГПВРД – горения горючего в камере сгорания.
В камере большая скорость, а в сверхзвуковом ре-
жиме тяжело организовать горение так, чтобы оно
проходило эффективно и выдавало хорошие эрго-
номические характеристики. В это изобретение
нужно вкладывать довольно большие средства. И,
скорее всего, это прерогатива государства.
Если сегодня у ракеты-носи-
теля «Протон» масса полез-
ной нагрузки составляет 3–4%
от общей стартовой массы
ракеты, то при использова-
нии ГПВРД полезную нагрузку
можно будет повысить до 10%.
Если у ракеты-носителя масса
100 тонн, то полезная нагруз-
ка может составить 10 тонн,
а не 3–4, как сейчас.
Алексей Пахомов, студент 5-го курса МАИ,
рассказывает о своем изобретении
69
Воздушно-космическая сфера №2(91) июнь 2017
1...,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,66-67,68-69 72-73,74-75,76-77,78-79,80-81,82-83,84-85,86-87,88-89,90-91,...124
Powered by FlippingBook