Гордость академии - выпускники. Андрей Демин: Наши связи неразрывны и не временны, они навсегда

 
Командующий 1-й ордена Ленина армией противовоздушной и противоракетной обороны (особого назначения) генерал-лейтенант Андрей Геннадьевич Демин, выпускник – золотой медалист Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова рассказал корреспонденту журнала «Воздушно-космическая сфера», какую роль сыграла академия в его военной биографии.
Кирилл Валерьевич Плетнер, главный редактор журнала «Воздушно-космическая сфера», Москва, Россия, gersch@yandex.ru
Альгирдас Руйбис
 
 
Статья журнала ВКС, №1 (90) февраль 2017
 
– Андрей Геннадьевич, расскажите, как вы поступили в академию.
 
– В 1994 году я был назначен командиром зенитного ракетного дивизиона С-300 В-2 (поселок Белые Столбы), который входил в состав одного из зенитных ракетных полков центральной группировки ПВО Москвы. Через два года командования дивизионом пришло понимание, что тех знаний, которые приобрел в Ярославском зенитном ракетном училище, уже недостаточно. Поэтому в 1996 году я поступил в академию и три года учился заочно, продолжая исполнять служебные обязанности. 
 
Во время учебы был назначен заместителем командира полка. Изучение предметов курса оперативно-тактической под-готовки как раз очень помогло при освоении новой должности. За год до планового окончания академии я получил новое назначение – стал командиром зенитного ракетного полка. Четвертый курс пришлось заканчивать экстерном, так как командовать полком и учиться заочно, выезжая раз в полгода на сессии, просто невозможно.
 
– Сложно было поступить?
 
– На тот период в войсках противовоздушной обороны страны было несколько армий и отдельных корпусов, поэтому поступить в академию, особенно на факультет заочного обучения, было очень сложно. В академию шли офицеры, назначенные на должности, предполагающие высшее военное образование с оперативно-тактической подготовкой. Они имели больше опыта, практических знаний и авторитета. 
 
Другими словами – была очень серьезная конкуренция и большой конкурс. Мне, молодому майору, командиру дивизиона, конечно, поступить на заочное обучение было не просто.
 
 
– Сегодня формы заочного обучения в академии нет. Как вы считаете, правильно ли это?
 
– Очень жаль, что факультет заочного обучения и в других академиях, и в нашей родной академии ВКО сегодня отсутствует. В определенных случаях, когда какие-то зигзаги военной судьбы не дают возможности офицеру учиться по очной форме, либо по возрасту, в силу существующих ограничений, он уже не подходит для такого обучения, именно заочное отделение могло бы ему помочь, синхронизируя учебу с выполнением служебных обязанностей, получить необходимое образование.
 
– Андрей Геннадьевич, прибыв из войск уже взрослым человеком с офицерским званием, трудно, наверное, было снова сесть за парту?
 
– Мне на тот момент был 31 год. Можно сказать, что для офицера это еще юношеский возраст. В то же время я уже освоил свою специальность, выполнял задачи на полигоне со своими подразделениями, имел опыт боевого применения вооружения. Командир зенитного ракетного дивизиона – это фактически первая самостоятельная командирская должность в зенитных ракетных войсках.
 
Конечно, офицеру в таком звании, как майор или подполковник, имеющему приличный опыт боевого применения вооружения, уже сформировавшемуся военному руководителю, командиру, не просто снова садиться за парту.Опыт преподавателей, богатый, основанный на глубоких фундаментальных знаниях, в каких-то частностях все-таки проигрывает практическому опыту конкретного слушателя по каждой конкретной специальности. В отличие от курсантов, которые постигают все вновь, слушателям академии часто хочется высказать свое мнение, поспорить. Особенно это проявляется на курсах переподготовки, на заочном обучении, когда слушатели приезжают только на сессии.
 
Науку, которую им преподают и по которой их экзаменуют, они параллельно изучают на практике и имеют свое мнение и свои взгляды на порядок работы, ее алгоритмы и методику. Слушатели обладают зачастую более конкретными знаниями самых современных действующих руководящих документов, которые в академию иногда поступают с опозданием. В этом заключается психологическая трудность для слушателя и очного, и заочного обучения.
 
– Кто-нибудь из преподавателей особенно запомнился?
 
– Однажды преподаватель курса математических дисциплин полковник Владимир Николаевич Зимин сказал нам, молодым офицерам, получающим не очень большую зарплату, что каждый уважающий себя офицер должен иметь дома компьютер. Я парировал, что в таком случае каждый уважающий себя офицер должен иметь дома и кабину управления Ф-9 или Т-9. Пикирование у нас было очень дружеским. 
 
О Владимире Николаевиче остались самые добрые впечатления, не только как о преподавателе с большой буквы, глубоко знающем свое дело и умеющем хорошо подать свой предмет, но и как о человеке, который разговаривает с тобой не свысока, а на равных.
 
– Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии академии с Воздушно-космическими силами, первой армией ПВО-ПРО (ОсН), которой вы командуете.
 
– Академия является высшим военным учебным заведением Воздушно-космических сил. Начальник академии подчиняется главнокомандующему Воздушно-космическими силами. По вопросам подготовки слушателей, курсантов, а также по вопросам развития он взаимодействует с одним из заместителей главнокомандующего – командующим войсками противовоздушной и противоракетной обороны. Академия является уникальным центром военной науки, уникальной кузнецей военных кадров для Воздушно-космических сил, поэтому главное командование напрямую заинтересовано в ее эффективном развитии.
 
На основании соответствующих указаний в соединениях, воинских частях и подразделениях армий ВВС и ПВО, и прежде всего, 1-й армии ПВо-ПРО (ОсН) мы регулярно и системно обеспечиваем стажировку курсантов и слушателей академии с проведением практических занятий. Мы регулярно и системно участвуем в мероприятиях академии: в военно-научных конференциях, в исследовательских командно-штабных военных играх. 
 
Направляем в академию на курсы повышения квалификации и переподготовки своих офицеров. Нас связывают не только профессиональные задачи, но и дружба, потому что мы, большинство – выпускники академии. Мы уважаем и любим наших преподавателей, продолжаем с ними общаться, обмениваться опытом. Наши связи неразрывны и не временны, они навсегда.
 
Генерал-лейтенант А.Г. Демин (в центре) с ветеранами Великой Отечественной войны и Войск ПВО страны на открытии экспоната (противоракета дальнего действия 51Т6) Музея истории противовоздушной и противоракетной обороны в городе Балашиха
 
– В истории академии был трагический момент. Ее собирались закрыть. Как вы думаете, какими последствиями это грозило бы для Вооруженных сил, ВКС, обороноспособности страны?
 
– Были бы уничтожены научно-преподавательские школы, формировавшиеся десятилетиями, и система подготовки специалистов ПВО. Если для обучения лейтенантов, офицеров с высшим военно-специальным образованием, хоть и с потерями в уровне подготовки, но все же нашлось бы место в Ярославском высшем военном училище ПВО, в других академиях, то подготовка офицеров уровня начальника штаба, командира полка, командира противоракетного комплекса и выше была бы катастрофически провалена и фактически бы прекратилась. Ни одна из академий Вооруженных сил не способна готовить офицеров профиля противовоздушной, противоракетной обороны, несмотря на свои высокоподготовленные научные и преподавательские кадры. Подготовку офицеров ПВО с необходимым качеством организовать бы не удалось, по крайней мере, в ближайшие десять лет.
 
Эксперимент по обучению слушателей академии в течение одного года (а фактически десяти месяцев), который проходил в то время, когда пост министра обороны занимал Сердюков, показал: большинство из этих выпускников, какими бы способностями они ни обладали, за такой короткий период не смогли получить нормального уровня подготовки по специальности ПВО. И это показывает качество выполнения ими служебных и должностных обязанностей.
 
Так что сохранение академии – это огромное счастье и благо для всех войск, выполняющих задачу воздушно-космической обороны.
 
Академия была создана в городе Калинине в 1957 году и развивалась вместе со вторым центральным научно-исследовательским институтом ПВО. Фактически Калинин, а потом город Тверь, является столицей военной науки противовоздушной обороны и в целом воздушно-космической обороны. Именно в стенах академии родилось понятие «воздушно-космическая оборона».
 
– Андрей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, как академия меняет мировоззрение офицера-слушателя. Как это происходило на вашем опыте?
 
– Обучение в академии – это не только новые знания, полученные на занятиях. Это дружеская атмосфера, обмен опытом службы вне аудиторий. Все это расширяет военный кругозор, позволяет по-новому взглянуть на свой род войск, на свою службу. Кроме того, изучение теории и практики применения других родов войск, условий применения не только соединений, но и объединений воздушно-космических сил, изучение оперативно-стратегических форм применения войск меняет масштаб мировоззрения и взгляд на роль и место Вооруженных сил, видов и родов войск в вооруженной борьбе.
 
Во время обучения в академии во мне укрепи-лась уверенность, что войска ПВО одни из самых передовых в технологическом и интеллектуальном плане. И это особенно важно сегодня, когда вооруженное противоборство переходит в воздушно-космическую сферу.
 
Наконец, академия в процессе обучения воспитывает слушателей. Преодолевая трудности в учебном процессе, ты повышаешь уверенность в своих силах, получаешь основу для принятия важных командирских и жизненных решений.
 
8 февраля 2017 года в ходе внезапной проверки соединения противоздушной и противоракетной обороны ВКС отразили авиационный удар, уничтожив около 150 летательных аппаратов, которые имитировали полеты различных классов целей, в том числе крылатых ракет. Успешно руководил защитой неба Москвы и центрального промышленного района командующий 1-й армией ПВО-ПРО (ОсН) генерал- лейтенант Андрей Геннадьевич Демин.
– Какую роль сыграла академия в вашей жизни?
 
– Я очень благодарен академии, она дала мне возможность получить хорошую подготовку, позволила служить на командных и административных военных должностях. Я нашел здесь хороших друзей, с которыми мы дружим уже 20 лет. Дружим лично, дружим семьями. Судьба мне подарила, можно сказать, родных людей. Это товарищи, с которыми я учился три года заочно, и те, с кем я выпускался, заканчивая академию экстерном.
 
– Академии исполняется 60 лет. Что бы вы пожелали учебному заведению?
 
– Прежде всего, желаю, чтобы в академию вернулся факультет истребительной авиации противовоздушной обороны. Подготовка командных кадров для этого рода войск должна вестись совместно со специалистами зенитно-ракетных и радиотехнических войск, которые, во взаимодействии проигрывали бы вопросы на командно-штабных играх и других видах занятий.
 
Желаю, чтобы в академию поступали новейшие образцы военной техники, чтобы курсанты и слушатели приходили в войска, освоив воинские должности на самых современных средствах вооружения.
 
Атмосферы настоящего научного поиска и продвижения тех идей, которые были заложены основателями академии, корифеями научно-педагогических школ воздушно-космической обороны!
 
Продвижения новых и перспективных форм вооруженной борьбы против самого современного воздушно-космического противника, чтобы закладывались вместе с НИИ ПВО основы тактико-технических заданий на перспективные средства вооружения!
 
К сожалению, пока существует понятие государства, пока мир разделен границами, всегда будет угроза войны. Сегодня вооруженная борьба перемещается в воздушно-космическую сферу, поэтому я уверен, что академия будет востребованна и в будущем.Процветания на долгиедолгие годы!
 
А самое главное: я хотел бы пожелать каждому преподавателю, каждому начальнику структурного подразделения, факультета, кафедры, всем ветеранам, слушателям, выпускникам, коман-дованию и лично начальнику академии Влади-миру Николаевичу Ляпорову здоровья, счастья, успехов во всех делах и мирного неба над головой!С праздником, с прекрасным юбилеем, с шестидесятилетием!

ранее опубликовано

все статьи и новости