Гордость академии - выпускники. Виктор Гуменный: Академия стала моим вторым домом

 
Выпускники ВА ВКО составляют элиту Российской армии. Среди них командующий войсками противовоз-душной и противоракетной обороны – заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Виктор Васильевич Гуменный.
Кирилл Валерьевич Плетнер, главный редактор журнала «Воздушно-космическая сфера», Москва, Россия, gersch@yandex.ru
Альгирдас Руйбис
 
 
Статья журнала ВКС, №1 (90) февраль 2017
 
Как выстраивалась система подготовки офицеров для войск ПВО
– Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала, с какой целью была создана академия в 1957 году?
 
– На заре холодной войны в 1950-х годах в СССР была довольно громоздкая система подготовки офицеров для войск ПВО страны. В то время она включала в себя шесть академий, два высших училища и 14 средних. Были еще центральные курсы усовершенствования офицерского состава и годичные курсы при училищах. Кроме этого, подготовка кадров велась в 18 гражданских вузах.
 
Разумеется, руководство страны осознавало, что для умелого и грамотного управления объединениями и соединениями войск ПВО страны требуется много высококвалифицированных командиров, которым предстоит управлять одним из самых современных и технологически сложных видов Вооруженных сил.Поэтому для централизованной подготовки кадров войск ПВО для звена «объединение – соединение – часть» и была создана в 1957 году Во-енная командная академия противовоздушной обороны.
 
Золотой век Хюпенена
– А как происходило развитие академии? Ведь Вооруженные силы СССР в 1960–80-х годах развивались достаточно динамично?
 
– В 1980-х академия стала многопрофильным учебным заведением. Она решала широкий спектр задач. В ней не только готовились специалисты с высшим военным образованием для Войск противовоздушной обороны, но и проводились исследования по вопросам совершенствования ПВО страны. Число специальностей, которым обучали в академии, постоянно росло.
 
Без сомнения, академия достигла пика своего развития в 1985–1990 годах, когда ее возглавлял генерал-полковник, доктор военных наук профессор Анатолий Иванович Хюпенен. В это время сложилась и стала развиваться стройная система подготовки профессорско-преподавательского и научного состава. Развивались научные школы, плодотворно влиявшие на качество образовательного процесса и уровень научно-исследовательской работы.
 
Даже распад единой системы подготовки офицеров, связанный с развалом СССР, академией был успешно преодолен благодаря запасу прочности, созданному в этот период.
 
Командующий ПВО-ПРО генерал-лейтенант В. В. Гуменный вручает погоны полковника выпускнику академии подполковнику Д. М. Гиниятуллину. 2016 год
Командующий ПВО-ПРО генерал-лейтенант В. В. Гуменный вручает погоны полковника выпускнику академии подполковнику Д. М. Гиниятуллину. 2016 год
 
– Виктор Васильевич, назовите, какая первоочередная задача стоит перед педагогами и профессорами академии?
 
– Главная задача для главнокомандующего ВКС, меня и начальника академии, для преподавателей – подготовить достойную смену командирам полков, дивизий, армий.
 
Пожалуй, сегодня это самая насущная проблема. Она обострилась в то время, когда академию собирались закрыть. Тогда перестали набирать слушателей в академию, а преподавателей сокращали. Сегодня имеется проблема с назначением подготовленного командного состава. Задача академии – в кратчайшие сроки подготовить достаточное количество специалистов для войск, создать кадровый резерв, подготовить молодых специалистов для преподавания в вузах. 
 
Сделать это может только академия с ее уникальным профессорско-преподавательским составом. Сегодня есть Гуменный – завтра его не будет. Сегодня есть профессор Иванов – завтра его не будет. Нужно сохранить традиции, передать их новому поколению молодых педагогов, чтобы они переняли и дальше передавали нако-пленный опыт и знания, учили молодежь, готовили достойную смену.
 
Теория и практика
– Виктор Васильевич, по вопросам подготовки курсантов, слушателей, а также по вопросам развития академия закреплена за командующим войсками ПВО-ПРО, то есть за вами. Расскажите, пожалуйста, немного о взаимодействии главного командования ВКС и академии.
 
– Воздушно-космические силы являются на сегодня одним из самых высокотехнологичных видов Вооруженных сил. Поэтому вопросы их строительства и развития требуют глубокой научной проработки. Не использовать научный потенциал академии при этом было бы неправильным.
 
Так, в прошлом году под моим руководством проведена исследовательская командно-штабная военная игра. Ее целью был поиск оптимальных путей построения и боевого применения системы ПВО города Москвы. По результатам игры проведен анализ перспективных форм и способов применения войск, оснащенных перспективными средствами вооружения.
 
Результаты были доложены главнокомандующему Воздушно-космическими силами. Выводы, сделанные по итогам игры, были им одобрены, а впоследствии использованы в ходе подготовки доклада начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации – первому заместителю министра обороны Российской Федерации по обоснованию предлагаемых направлений дальнейшего совершенствования системы ПВО города Москвы и системы ВКО страны.
 
Сегодня руководящий состав академии и ее кафедр – начальники и их заместители – проходят стажировку в войсках и на полигонах. Ведь одно дело – знать в теории, а другое – все прочувствовать на себе. «Военной науке» нельзя отрываться от «армейской жизни». 
 
К примеру, на полигоны Ашулук или Телемба для проведения учений с боевой стрельбой с очередным полком со мной убывает несколько преподавателей кафедр, где они участвуют со мной во многих из проводимых мероприятий. В дальнейшем при проведении занятий они от первого лица могут довести учебный материал о проводимых мероприятиях оперативной и боевой подготовки, в которых участвовали лично. Также руководящий состав академии привлекается к мероприятиям, про-водимым в рамках международного конкурса боевых расчетов зенитных ракетных войск «Ключи от неба» и конкурса боевых расчетов радио-технических войск «Воздушные рубежи». Это и есть теория, подкрепленная практикой жизни войск.
 
Полигон Ашулук (Астрахань). Запуск ракеты системы С-125 «Печора»
Полигон Ашулук (Астрахань). Запуск ракеты системы С-125 «Печора»
 
Птенцы гнезда тверского
– Виктор Васильевич, какую роль в вашей жизни сыграла академия?
 
– Я нисколько не преувеличу, если скажу, что академия стала моим вторым домом. И дело не в том, что здесь я получил путевку в жизнь и возможность продвижения по служебной лестнице. Самое главное – это знания, бесценный опыт и знакомство с замечательными преподавателями.
 
Наша академия (не в обиду другим военным ву-зам России будет сказано) всегда славилась профессорско-преподавательским составом. Люди, обучавшие нас, не просто рассказывали нам о своем предмете. Они воспитывали нас, были нашими наставниками. 
 
С первого дня, взяв под свое крыло, с каждым месяцем прибавляя нам ума-разума, как своим птенцам, сопровождали нас до выпускных экзаменов, участвовали в распределении и поддерживали нас в течении дальнейшей службы.
 
При первой возможности мы с удовольствием возвращались в родную академию и радовались общению со своими преподавателями, делились с ними опытом службы, а они в свою очередь старались помочь советом и углубить полученные знания.
 
И где бы ты ни служил, рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь, что тебе не хватает знаний. И тогда при первой же возможности ты стремишься приехать в родную Тверь, в родную академию. Дожидаешься завершения занятий и после окончания рабочего дня встречаешься со своими учителями и задаешь им вопросы. 
 
Все преподаватели с радостью готовы тебе помочь, проконсультировать по любым вопросам, ведь ты для них такой же птенец, каким был, когда учился в академии, хотя и расправивший крылья.
 
– Что бы вы хотели пожелать академии, ее преподавателям, курсантам в честь юбилея?
 
– Оценивая пройденный академией 60-летний путь и заглядывая в перспективу, выражаю надежду и уверенность в том, что коллектив Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова будет и впредь успешно решать стоящие перед ним задачи, с достоинством укреплять славные традиции академии и являться неиссякаемым источником высокоинтеллектуального потенциала страны.
 
От всей души желаю всему профессорско-преподавательскому составу, курсантам, слушателям и адъюнктам крепкого здоровья, неиссякаемой творческой энергии, успехов в образовательной и научной деятельности, новых научных открытий и достижений, дальнейшей плодотворной работы на благо нашего Отечества.

 

ранее опубликовано

все статьи и новости