Йоханн-Дитрих Вернер: «Из космоса границ не видно»

– Космонавты и астронавты вдохновляют людей. Та энергия, которую мы получаем от них и от совершаемого ими дела – это некое послание, идущее от сердца.
Наталья Леонидовна Бурцева, преподаватель факультета журналистики Института массмедиа РГГУ, аспирант, Королёв, Россия, natalya.burtseva@rsce.ru

Статья журнала ВКС, №3 (92) сентябрь 2017

Йоханн-Дитрих Вернер, генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) в интервью журналу «ВКС» рассказал о сотрудничестве EKA и Роскоcмоса и о совместных проектах по освоению дальнего космоса, реализуемых европейскими и российскими учеными.

На МКС
– Мы постоянно сотрудничаем по программе МКС (Международной космической станции). Недавно с орбиты вернулся Тома Песке, в июле туда отправился Паоло Несполи. В будущем году совершить полет предстоит Александру Герсту.

В 2009 году в европейский отряд астронавтов было отобрано семь человек, и мы планируем отправить на орбиту каждого из них по крайней мере дважды.

Вместе в дальний космос
– Я лично убежден в том, что пилотируемое исследование Вселенной, дальнего космоса не только желательно, но и необходимо. Шаг за шагом мы будем выходить за пределы низкой орбиты.

За прошедшие годы нам удалось достичь больших успехов в совместных космических проектах. В будущем мы намерены развивать тесное сотрудничество в реализации совместных планов, касающихся исследований околоземной орбиты, а также исследований Луны и Марса.

Мы планируем совместные исследования дальнего космоса в рамках программы «Бепи Коломбо» (BepiColombo) по изучению Меркурия.

Кроме того, сейчас идет интенсивная подготовка к миссии «Экзомарс-2020». Это тоже наш совместный проект – очень тесная кооперация специалистов и ученых из европейских стран и России.

В ходе программы BepiColombo планируется исследовать ближайшую к Солнцу планету – Меркурий. Миссия будет состоять из двух космических аппаратов, работающих на разных орбитах. Запуск планируется осуществить с помощью ракеты-носителя «Ариан-5» в октябре 2018 года. Полет продлится более семи лет (7,2 года). Прибытие в район Меркурия ожидается в декабре 2025 года. Ученые надеются, что обе станции смогут проработать в окрестностях Меркурия как минимум год.

Мы отправляем бурильное оборудование как на Марс, так и на Луну.

Совместно с Россией работаем в рамках миссий «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс».

Сейчас разрабатывается служебный модуль для американского пилотируемого корабля, который позволит облететь вокруг Луны. Этот проект развиваем вместе с Россией и Японией.

Сейчас мы формируем совместную долгосрочную стратегию развития космических исследований, касающихся низкой орбиты, Луны и Марса.

Перспективная разработка космического комплекса «Бумеранг», предназначенного для доставки образцов вещества Фобоса на Землю, является первым этапом «Экспедиции-М» («Марс-Грунт») по исследованию Марса и его спутников Фобоса и Деймоса, а также доставки образцов грунта на Землю. Предполагаемая дата запуска – 2024 год, в качестве носителя планируется использовать тяжелую ракету «Ангара-А5». Масса аппарата 5000 кг, срок активного существования три года.
Идеальные отношения
– Наличие такого количества совместных миссий подтверждает успешность сотрудничества Роскосмоса и ЕКА. Должен сказать, что эта совместная работа близка моему сердцу.

Взаимоотношения EKA и Роскосмоса – это не только организационное взаимодействие, но и личные отношения и дружба, как между мной и генеральным директором Роскосмоса, так и между различными сотрудниками обоих агентств.

Так что между нашими организациями просто идеальные отношения. Если посмотреть на все наши фотографии, сделанные на МКС, вы увидите, что из космоса границ не видно.

Беседовала: Наталья Бурцева