«Вселенная Циолковского»

 
Государственный музей истории космонавтики благодарит И. Р. Ашурбейли за «Вселенную Циолковского».
 
 


English

EVENT

"Tsiolkovsky's Universe"


The Konstantin E. Tsiolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics Thanks I.R. Ashurbeyli for Tsiolkovsky's Universe

Materials provided by the press service of Asgardia and the press service of I.R. Ashurbeyli
 

Благодаря спонсорской поддержке, оказанной Игорем Ашурбейли и его холдингом «Социум», в комплексе второй очереди Музея истории космонавтики появилась скульптура Константина Циолковского, которая стала композиционным и концептуальным центром нового культурно-образовательного пространства, открытого в Калуге в апреле этого года.

Объёмно-пространственная сферическая композиция «Вселенная Циолковского» была установлена в музее в марте, когда вёлся монтаж новой экспозиции. В апреле её впервые увидели посетители. И она уже успела стать символом музея. Фигура основоположника космонавтики, парящая над трёхъярусным пространством комплекса второй очереди, видна практически с любого ракурса и сразу привлекает внимание.

Вот как описывают идею этой необычной композиции её создатели – коллектив скульпторов и архитекторов, возглавляемый Андреем Тыртышниковым:

«Самые обыденные вещи, которых касается пытливый гений Циолковского, приобретают фантастические, сказочные формы. Например, обычные коньки, оригинально модифицированные учёным, или зонтик. Используемый в качестве наполняемого ветром паруса для катания по льду, зонтик перерождается в космический двигатель.

Такой солнечный (фотонный) парус-зонтик, по замыслу гениального учёного, подарит человечеству свободу от притяжения планет и звёзд. Солнечный парус позволит человечеству без труда путешествовать в любую точку Вселенной.

В нашей композиции зонтик учёного принимает вид реализованного в России в 1994 году космического проекта "Знамя-2".

Этот солнечный парус, как символ гения и безграничной фантазии великого человека, несёт фигуру Циолковского сквозь пространство и время к неизведанным мирам. Здесь раскрыта идея свободного полёта и невесомости. Это отражение ещё одной грани таланта великого учёного.

Тема дирижаблестроения проходит красной нитью через творчество Циолковского. Использование конструкций из гофрированного металла в нашей композиции вызывает ассоциативный ряд, отсылающий зрителя к знаменитым эскизам и моделям воздухоплавательных аппаратов мастера, напоминая людям о бесконечности, вечных ценностях и стремлению к новым свершениям».

– Идея создания концептуального арт-объекта, посвящённого человеку, имя которого носит наш музей, появилась три года назад, когда мы познакомились с группой талантливых скульпторов, вдохновлённых визионерскими работами и самой личностью Константина Эдуардовича Циолковского, – говорит Наталья Абакумова, директор Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. – Долго искали средства на её воплощение и оригинальные решения – продумывали, какой должна быть скульптура, где её лучше установить.

Известно, что Циолковский любил кататься на коньках и использовал это увлечение, чтобы проводить эксперименты с силами природы. При помощи зонтика он испытывал силу ветра. Так родился этот образ, который вполне можно назвать документальным: образ исследователя в динамике, в движении. Место для размещения композиции было выбрано очень удачно – «Вселенная Циолковского» как бы объединяет всё пространство нового здания музея.

Идею в своё время поддержали Валентина Владимировна Терешкова, митрополит Калужский и Боровский Климент. Но появлением здесь этого уникального арт-объекта мы обязаны Игорю Ашурбейли. Очень хотели бы познакомиться с Игорем Рауфовичем лично, не только как с удивительным, интересным человеком, но и как с нашим партнёром, без которого этот проект не был бы реализован.

29 апреля «Вселенная Циолковского» и другие экспонаты, размещённые в здании второй очереди Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, были представлены почётным гостям. В присутствии полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Игоря Щёголева, министра культуры РФ Ольги Любимовой, губернатора Калужской области Владислава Шапши, председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолия Артамонова и директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной строители торжественно передали символический ключ от нового комплекса Наталье Абакумовой.

До этого и сами калужане, и многие москвичи уже успели здесь побывать – 12 апреля 2021 года музейно-выставочную экспозицию «Ракеты. Корабли. Люди» открыли для посетителей. Посвящена она 60-летию первого полёта человека в космос.

Экспозиция рассказывает о людях и достижениях, которые помогли этому полёту состояться, о том, что было сделано на разных этапах освоения космического пространства, и о том, что ещё только предстоит сделать. Мультимедийная инсталляция «Медиафасад» длиной 80 метров демонстрирует главные события космической эры в контексте идей Циолковского, умевшего заглянуть далеко в будущее.

Открытия второй очереди ждали с нетерпением не только в Калуге, но и по всей стране. Решение о возведении комплекса второй очереди Музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского было принято Правительством РФ в 2008 году. Строительство продолжалось несколько лет и не без сложностей, начавшихся ещё на этапе разработки проекта.

Необходимо было найти архитектурное решение, сочетающееся с историческим зданием музея, которое признано памятником советского модернизма и является объектом истории и культуры федерального значения. В конце концов архитекторам пришла в голову мысль расположить новые залы музея под землёй, с историческим зданием они соединены переходом.

Над подземным комплексом появилось современное общественно-культурное пространство с прогулочной зоной и многочисленными террасами, с которых открывается великолепный вид на Яченское водохранилище.

Работы по благоустройству территории ещё продолжаются – идёт реконструкция набережной, а в самом музее готовятся к открытию новые экспонаты и интерактивные зоны, с помощью режима дополненной реальности вовлекающие юных исследователей в космическую деятельность. В ближайшее время, как сообщила Наталья Абакумова, публике будет представлено ещё 10 музейных площадок. Но уже сейчас здесь есть что посмотреть. Например, большой популярностью пользуются полноразмерные макеты космической техники – спутников земли, автоматических межпланетных станций. Здесь же находится макет базового модуля орбитальной станции «Мир».

Пока директор музея знакомила высоких гостей с экспозицией, рядом проходили обычные экскурсии. Школьники и их родители с интересом провожали взглядом телеоператоров и представительную делегацию чиновников, пристально вглядываясь в лица. Они услышали, что здесь сейчас находится дочь Юрия Гагарина, и узнавали её, с восхищением отмечая яркое сходство с человеком, улыбку которого знает и помнит вся планета: та же форма лица, то же доброжелательное выражение, за которым скрывается твёрдый характер…

В своё время именно Юрий Алексеевич Гагарин заложил первый камень в фундамент исторического здания музейного комплекса. Елена Гагарина приехала на торжественную церемонию открытия второй очереди музея, созданного при активном участии её отца.

– На свете существует множество музеев, и все они рассказывают нам о прошлом. Благодаря их собраниям мы узнаём, какие события происходили и какие люди жили до нас. И только музеи космонавтики рассказывают нам о будущем: о том, что произойдёт в ближайшие десятилетия, через 100, 200, 500 лет, и о том, что необходимо сделать для человека, чтобы его жизнь на планете Земля и других планетах была комфортной и счастливой, – сказала Елена Юрьевна, поздравляя присутствующих с торжественным событием.

«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство…» – первая часть этого пророчества уже сбылась, предстоит сбыться и второй. Великий визионер Константин Эдуардович Циолковский не ошибался. Ещё в 1916 году в своей книге «Вне Земли» он описал не только реактивный двигатель, невесомость и состояние человека, оказавшегося в космическом пространстве, но даже внешность первого космонавта планеты:

«Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он – гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик… У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства… Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола».

Материалы предоставлены пресс-службой Асгардии
и пресс-службой И. Р. Ашурбейли

ранее опубликовано

все статьи и новости