В России испытали первый атмосферный спутник

 
Фонд перспективных исследований (ФПИ) и компания «Тайбер» провели успешные испытания прототипа первого российского атмосферного спутника – беспилотного высотного аппарата, способного годами висеть в воздухе, питаясь солнечной энергией. Он пролетал 50 часов без перерыва на высотах до 9 тысяч метров.
 
 
Статья журнала ВКС, №2 (87) октябрь 2016
 
Технический директор «Тайбер» Сергей Тыцык рассказал: аппарат позволяет создать сеть автономных ретрансляторов радио- и видеосигналов практически над всей территорией страны, и в первую очередь – Арктического региона в летнее время, где использование авиационной техники до последнего времени по экономическим и погодным условиям было невозможным.
 
Атмосферные спутники заменят низкоорбитальную космическую группировку и смогут предоставлять услуги, недоступные для обычных спутниковых систем. Такие аппараты способны находиться в воздухе круглогодично, перемещаясь в зимнее время к экватору либо к южному полюсу Земли и возвращаясь обратно в Россию весной.
 
Беспилотный аппарат изготовлен из материалов на основе углеродных волокон, которые имеют высокую прочность, малый вес и рассчитаны на длительную непрерывную эксплуатацию. В любой момент аппарат можно посадить, отремонтировать, заменить вышедшую из строя полезную нагрузку. Связь с ним осуществляется по нескольким резервированным каналам – спутниковым и нескольким защищённым радиоканалам. Весь полёт проходит в автоматическом режиме, но может корректироваться оператором. Атмосферный спутник может выполнять или резервировать множество функций, присущих космическим аппаратам, находящимся на низкой околоземной орбите, может выполнять длительные миссии, годами барражируя над просторами Мирового океана по воздушным течениям, над территориями с отсутствием аэродромной инфраструктуры, малонаселёнными приграничными территориями, морскими границами, принимая и ретранслируя информацию как для гражданских, так и военных объектов.
 
В ФПИ не раскрывают полной информации об атмосферном спутнике. Известно, что прототип имеет девятиметровый размах крыла и вес 12 кг. Испытания показали: беспилотник может летать непрерывно три летних месяца на широте Москвы, он стоек к турбулентности, сложным метеоусловиям. Осенью «Тайбер» приступит к испытаниям второго прототипа комплекса – высотного ретранслятора «Сова» с размахом крыла 28 метров и высотой применения до 20 тыс. метров. 
 
По материалам газеты «Известия»

ранее опубликовано

все статьи и новости