Перспективы воздухоплавательного флота в России

 
Свой золотой век воздухоплавание переживало в непростой период – между первой и второй мировыми войнами. И похоже, сейчас наступает новый бум, новая веха в истории этого экологичного и экономичного способа передвижения по воздуху.
 
 
Статья журнала ВКС, №1 (90) февраль 2017
 
Дирижабли, привязные и свободные аэростаты представляют собой исключительно перспективное средство для решения целого ряда актуальных задач в разных сферах жизнедеятельности государства.
 
В первую очередь это обусловлено их экономической эффективностью: в то время как традиционная авиация расходует 90% топлива на поддержание самих летательных аппаратов в воздухе и только 10% на полезную нагрузку, у воздухоплавательных средств пропорция обратная.
 
В начале 2000-х годов это стало причиной резкого всплеска интереса к воздухоплавательным средствам в ведущих зарубежных странах. В Российской Федерации работы по развитию данного направления пока не получили должного размаха, однако принятые в течение последних 7–8 лет энергичные меры позволяют надеяться, что в обозримом будущем в России будет создан воздухоплавательный флот, способный решать широкий круг сложных практических задач.
 
 
Возможные области применения воздухоплавательных средств
 
Перспективный воздухоплавательный флот Российской Федерации может включать в себя следующие сегменты:
 
  • Воздухоплавательный сегмент Вооруженных Сил
  • Сегменты правоохранительных ведомств и Росгвардии
  • Сегмент системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • Сегмент информационно-коммуникационной инфраструктуры
  • Сегмент транспортной инфраструктуры
  • Сегменты обеспечения развития и эксплуатации ресурсно-сырьевой базы, а также экологического мониторинга и обеспечения природоохранной деятельности Российской Федерации
  • Сегмент обеспечения научных исследований
  • Сегмент доведения электроэнергии от солнечных космических электростанций до наземных потребителей
  • Сегмент обеспечения сельскохозяйственного производства
  • Сегмент обеспечения туризма и отдыха 
  • Сегмент Минприроды России
В армейском строю
 
Состав перспективного воздухоплавательного сегмента Вооруженных сил Российской Федерации определяется целями и задачами, решаемыми воздухоплавательными комплексами при ведении боевых и специальных действий частями и подразделениями Вооруженных сил, опытом разработки и применения воздухоплавательных комплексов в армиях иностранных государств, возможностью промышленности по разработке и освоению серийного производства воздухоплавательных комплексов, характеристиками наземных, авиационных и воздухоплавательных средств при выполнении задач в интересах видов и родов войск ВС РФ.
 
Воздухоплавательные средства могут эффективно решать целый ряд сложных задач в интересах видов и родов войск ВС РФ, особенно в условиях, когда применение пилотируемой авиации и комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) нерационально (например, из-за слабо развитой авиационной инфраструктуры или ее отсутствия, сильного противодействия средств ПВО противни-ка, значительной потребной продолжительности полета в заданных районах и т. д.).
 
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • ведение воздушной разведки;
  • контроль воздушного пространства и обнаружение маловысотных средств воздушного нападения противника;
  • предупреждение о ракетном нападении.
УДАРНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • поражение воздушных, наземных и морских объектов высокоточными средствами поражения;
  • поражение площадных объектов обычными средствами поражения.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
  • ретрансляция развединформации и команд управления;
  • радиоэлектронное противодействие огневым и обеспечивающим средствам противника;
  • ведение психологической борьбы, деморализация личного состава и населения противника;
  • переброска войск и техники в заданные районы.
 
Пространство на службе в МЧС
 
Сегмент системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может включать в себя воздухоплавательные средства, предназначенные для пожаротушения, а также ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.
 
Основными задачами этих средств являются: патрулирование лесных массивов, раннее обнаружение локальных возгораний, оперативное тушение локальных пожаров водяным туманом, мониторинг площадных пожаров, тушение площадных пожаров, специальная обработка зараженных территорий, эвакуация пострадавших и ценного имущества, мониторинг областей пространств, затронутых чрезвычайной ситуацией, создание временной информационно-коммуникационной инфраструктуры, доставка грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения.
 
Связь, доставка информации и грузов
 
Сегмент информационно-коммуникационной инфраструктуры может включать в себя беспилотные гибридные дирижабли с высотой полета 5 км и беспилотные стратосферные дирижабли с высотой полета 20 км, обеспечивающие телевизионное вещание, сотовую связь и высокоскоростной доступ в Интернет в зонах диаметром 500–1000 км.
 
Сегмент транспортной инфраструктуры может включать транспортные дирижабли типа АТЛАНТ грузоподъемностью 200–500 т, функционирующие в составе воздухоплавательной транспортной сети.
 
Для науки
 
Сегмент обеспечения научных исследований может включать в себя автоматические дрейфующие аэростаты и беспилотные стратосферные дирижабли, предназначенные для решения исследовательских задач в областях физики атмосферы, динамики изменений озонового слоя Земли, исследований космических лучей и частиц, исследований реликтового излучения за пределами Солнечной системы, наблюдения небесных тел, а также метео-исследований.
 
Связующее звено
 
Сегмент доведения электроэнергии от солнечных космических электростанций до наземных потребителей, включающий солнечные космические электростанции и беспилотные стратосферные дирижабли, предназначен для передачи электроэнергии по радиолучу с минимальными потерями за пределами плотных слоев атмосферы и доставки электроэнергии, накопленной в топливных элементах, наземным потребителям.
 
Битва за урожай
 
Сегмент обеспечения сельскохозяйственного производства может включать воздухоплавательные комплексы обработки посевных площадей и угодий и транспортировки грузов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Беспилотные дирижабли мониторинга сельхозплощадей и транспортные дирижабли, входящие в состав этого сегмента, должны решать следующие задачи: распыление удобрений, распыление веществ для уничтожения вредителей, полив и орошение, транспортировка новой, отремонтированной и неисправной автотракторной техники, топлива и имущества для эксплуатации автотракторной техники, сельскохозяйственной продукции и удобрений.
 
Помощь геологам и туристам
 
Сегмент обеспечения туризма и отдыха включает различные варианты туристических дирижаблей.
 
Сегмент Минприроды России может включать в себя средства геологоразведки в труднодоступных районах, экологического мониторинга и транспортировки полезных ископаемых от удаленных месторождений до транспортных магистралей.
 
Геологоразведка в труднодоступных районах
 
 
Воздухоплавание в России
В нашей стране работы по развитию воздухоплавания пока не получили должного размаха, однако принятые втечение последних 7-8 летэнергичные меры позволяют надеяться, что в обозримом будущем в России будет создан воздухоплавательный флот, способный решать широкий круг сложных практических задач.
 
Экономическая эффективность 
В то время как традиционная авиация расходует 90% топлива на поддержание самих летательных аппаратов в воздухе и только 10% на полезную нагрузку, у воздухоплавательных средств пропорция обратная.
 
Ликвидация последствий техногенных катастроф
 
 
Раннее обнаружение пожаров в лесных массивах и их оперативное тушение
 
 
***
Текст: Игорь Шеремет, заместитель директора по науке Российского фонда фундаментальных исследований, вице-президент Академии военных наук, член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор
 
По материалам доклада «Роль и место воздухоплавательных средств в воздушно-космической сфере»

ранее опубликовано

все статьи и новости