От «правил движения на космических дорогах» к управлению космическим движением

Космический мусор представляет опасность для длительного и надежного использования космических средств, а также для безопасности людей и собственности в космосе и на Земле. Участники космической деятельности намерены свести к минимуму образование мусора, чтобы сохранить космическую среду для будущих поколений. Настоящая статья посвящена анализу проблем космического мусора и связанных с ним опасных ситуаций в космическом пространстве.
Михаил Викторович Яковлев, доктор технических наук, главный научный сотрудник ФГУП ЦНИИ машиностроения, Королёв, Россия

English

From “space traffic regulations” to space traffic management

Space debris jeopardizes space systems durable and reliable exploitation as well as human and property security in space and on Earth. The participants of space activities intend to minimize debris formation in order to save space environment for future generations. The space debris problem and the related dangerous situations in outer space are analyzed in the article.
Mikhail V. YAKOVLEV, Dr. Sci. (Tech), Senior Research Scientist, Central Research Institute of Machine Building, Korolev, Russia, michael.v.yakovlev@tsniimash.ru

Введение

Космический мусор (КМ) представляет реальную опасность для длительного надежного использования космических средств, а также для людей и объектов на поверхности Земли (рис. 1) [1, 2]. Численность популяции наблюдаемого КМ превышает 17 000 объектов, а суммарная масса объектов КМ - 7000 тонн (рис. 2). Количество космического мусора за последние годы значительно возросло, особенно в 2007 и 2009 годах, что связано с фрагментацией объектов на большое число осколков. В результате испытания противоспутникового оружия в Китае в 2007 году образовалось ~ 3040 каталогизированных фрагментов. Другим событием стало столкновение в 2009 году функционирующего космического аппарата (КА) связи США «Иридиум-33» (международный номер 1997-051С) с российским КА «Космос-2251» (международный номер 1993-036А), который завершил активное функционирование за 10 лет до столкновения . Зарубежные специалисты не смогли выявить высокую вероятность столкновения и провести защитное маневрирование КА «Иридиум-33». В результате образовалось свыше 1960 наблюдаемых фрагментов космического мусора, значительная часть которых находится на орбитах с длительным временем баллистического существования (от нескольких десятков до сотен лет).

Рис. 1. Элементы конструкции ракет-носителей в алтайской тайге

Рис. 2. Рост количества каталогизированных космических объектов на околоземных орбитах по годам: 1 – общее количество объектов; 2 – космические объекты, образовавшиеся в результате разрушений; 3 – космические аппараты, завершившие свое функционирование; 4 -технологические элементы, образовавшиеся в процессе выведения космических аппаратов на орбиту; 5 – отработавшие ступени ракет-носителей и разгонные блоки

Участники космической деятельности намерены свести к минимуму образование космического мусора, с тем чтобы сохранить космическую среду для будущих поколений. Однако решение этой проблемы требует дополнительных ресурсов. Например, при разделении КА и ступеней ракет-носителей (РН) необходимо исключить технологические отделяемые элементы. Пиротехнические устройства следует заменить магнитными замками или другими механизмами, исключающими образование отделяемых элементов. Для увода отработавших КА на орбиты захоронения требуются дополнительные запасы топлива. Таким образом, проблема космического мусора выходит на первый план в вопросах обеспечения долговременной устойчивости космической деятельности.

Целью настоящей работы является анализ проблем и будущих правил поведения в космосе в условиях нарастания количества космического мусора и перспектив установления режимов управления космическим движением.

1. Предупреждение образования космического мусора

Регулирование деятельности по предупреждению образования космического мусора осуществляется по следующим основным направлениям:

·           разработка национальных и международных стандартов, определяющих требования к космическим средствам по предупреждению образования космического мусора;

·           разработка международных договорных документов, направленных на ограничение образования космического мусора;

·           совершенствование изделий ракетно-космической техники (РКТ) на основании принятых требований;

·           лицензирование деятельности разработчиков и операторов изделий РКТ на основе принятых национальных и международных стандартов.

Система взаимодействия участников космической деятельности по разработке документов, направленных на предупреждение образования космического мусора, представлена на рисунке 3. Межагентский координационный комитет по космическому мусору (МККМ) образован в октябре 1993 года в ФГУП ЦНИИмаш (г. Калининград Московской области, ныне г. Королёв) на совместном заседании представителей Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США, Европейского космического агентства (ЕКА), Российского космического агентства и представителей Японии. Основной целью МККМ является взаимный обмен информацией между космическими агентствами по проблемам космического мусора, расширение сотрудничества и разработка мер по снижению техногенной засоренности околоземного космического пространства (ОКП). МККМ включает управляющую группу и четыре рабочих группы (РГ) по следующим направлениям: наблюдение КМ, окружающая среда и базы данных, защита КА от воздействия КМ и снижение техногенного засорения ОКП. К настоящему времени МККМ сформировался как авторитетная международная экспертная организация, которая изучает последствия различных сценариев космической деятельности и формирует рекомендации по предупреждению образования КМ на основе консенсуса между специалистами различных космических агентств.

Рис. 3. Система взаимодействия участников космической деятельности при разработке документов по предупреждению образования космического мусора

В соответствии с резолюцией 48/39 Генеральной ассамблеи от 10 декабря 1993 года вопрос о космическом мусоре был включен в повестку дня научно-технического подкомитета (НТПК) Комитета Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях (Комитета ООН по космосу). На сессиях НТПК государства - участники космической деятельности докладывают о реализуемых ими мероприятиях по уменьшению засорения ОКП и перспективных направлениях развития работ. Эта информация публикуется в официальных документах ООН. Так, в 1999 году в НТПК был подготовлен технический доклад о космическом мусоре , в котором обобщены материалы по проблеме, известные на момент опубликования.

Тематика космического мусора включена в повестку дня Международной организации по стандартизации (ИСО). Стандартизация в области авиации и космонавтики осуществляется в техническом комитете ИСО № 20 (ТК20) «Авиационные и космические аппараты» по направлениям:

- подкомитет ПК13 - «Системы передачи космических данных и информации»;

- подкомитет ПК14 - «Космические системы и эксплуатация».

В подкомитете ПК14 функционирует несколько рабочих групп, одна из которых специализируется на разработке стандартов по ограничению техногенного засорения ОКП и безопасному функционированию КА в этих условиях.

Документы МККМ, НТПК, Комитета ООН по космосу, ИСО являются основой для разработки национальных стандартов по предупреждению образования космического мусора и лицензированию деятельности разработчиков и операторов изделий ракетно-космической техники. Практика лицензирования деятельности национальных и международных организаций на основе разработанных международных стандартов в области космического мусора активно развивается. Так, уже в 2004 году Федеральная комиссия по связи США опубликовала требования к космическим аппаратам и средствам выведения по предупреждению образования КМ. Экспертиза проектов производится на основе запросов о соответствии изделий РКТ предъявляемым требованиям.

Важно подчеркнуть, что за основу всех международных и национальных документов принимаются «Руководящие принципы МККМ по предупреждению образования космического мусора» (далее - «Руководящие принципы МККМ…») , которые учитывают наиболее рациональные технические решения и практику космических агентств.

2. «Руководящие принципы МККМ…» как первые «правила движения на космических дорогах»

«Руководящие принципы МККМ…» разработаны в 2002 году и содержат технические требования к изделиям РКТ и способам управления ими. Указанный документ играет роль международных «правил движения на космических дорогах», где по аналогии с правилами движения автомобильного транспорта отражены следующие общие категории:

·           правила «преимущественного проезда» (например, имеет ли приоритет первый запущенный спутник в специфическом орбитальном районе и др.);

·           правила зонирования (например, должны ли некоторые типы космических действий быть ограниченными в некоторых областях орбит);

·           правила взаимодействия (например, должны ли операторы геостационарного спутника, проходящего через орбитальное местоположение другого спутника связаться с операторами других спутников);

·           правила поддержания экологии окружающей среды (то есть правила уменьшения космического мусора).

Правило «преимущественного проезда». «Руководящие принципы МККМ…» не содержат предварительных условий для назначения приоритетов по любым признакам - национальной принадлежности, цели полета, массы, энерговооруженности и т.д. Два принципа - безопасность полета и экологическая чистота - используются как главные для всех космических аппаратов и средств выведения на всех стадиях их функционирования: запуск, эксплуатация и утилизация. Наиболее ясно эти правила демонстрируются при рассмотрении движения при угрозе взаимных столкновений.

В пункте 5.4 «Предотвращение столкновений на орбите» «Руководящих принципов МККМ…» определено: «При разработке проектов космических полетов для космических аппаратов и орбитальных ступеней программа работ должна включать оценку вероятности случайного столкновения с известными объектами в течение орбитального срока службы системы. Если доступны надежные орбитальные данные, необходимо осуществлять маневры предотвращения столкновения для космических аппаратов и выбор окна запуска для ракет-носителей так, чтобы риск столкновения был незначительным».

Меры по минимизации риска столкновений должны приниматься от начальной стадии проекта вплоть до его завершения и, при необходимости, координироваться с проектировщиками или операторами параллельных систем.

Правила зонирования. В пункте 3.3 «Орбиты и защищенные области» «Руководящих принципов МККМ…» указано: «Защищенные области - любая деятельность, которая имеет место в космосе, должна выполняться при признании уникального характера двух областей, А и В (рис. 4), с тем, чтобы гарантировать их будущее безопасное и практическое использование. Эти области должны быть защищены по отношению к образованию космического мусора.

(1) Область А, низкие околоземные орбиты (НОО) – это сферическая область, которая расположена от поверхности Земли до высоты (Z) 2000 км.

(2) Область В - это часть сферического сегмента, определенная следующими условиями:

Нижняя высота – высота геостационарной орбиты минус 200 км.

Верхняя высота - высота геостационарной орбиты плюс 200 км.

-15 градусов широты +15 градусов широты

Высота геостационарной орбиты (ZГСО) = 35 786 км».

Правила зонирования в ОКП установлены впервые в международной практике.

Рис. 4. Зонирование в околоземном космическом пространстве

В рамках Межагентского координационного комитета по космическому мусору происходит регулярный обмен данными между организациями, которые наблюдают и каталогизируют космические объекты

Правила взаимодействия. В параграфе 5.4 «Руководящих принципов МККМ…» указаны условия маневров увода защищаемых космических объектов: «…Если надежные орбитальные данные доступны…» Это означает, что как предпочтительные предлагаются процедуры регулярного обмена данными между организациями, которые наблюдают и каталогизируют космические объекты. Эта работа, в частности, проводится в рамках МККМ, в ходе информационного обмена при прогнозировании опасных событий входа крупногабаритных фрагментов космического мусора в плотные слои атмосферы.

Правила взаимодействия участников космической деятельности изложены также в параграфе 5.3.2 «Объекты, проходящие через НОО»: «…Если для увода космической системы с орбиты планируется ее возвращение в атмосферу, то нельзя допускать, чтобы фрагменты, способные достичь поверхности Земли, представляли опасность для людей или имущества. Решением этой задачи является ограничение числа несгораемых фрагментов или обеспечение их падения в безлюдных районах, например в акватории океана. В случае управляемого возвращения КА и орбитальных ступеней оператор системы должен сообщить операторам воздушного движения и морским властям время и ожидаемый район падения указанных объектов». То есть определено взаимодействие не только между участниками космической деятельности, но также с наземными и морскими службами для согласования управления космическим полетом и движения различных типов транспорта.

Правила экологии космоса: Правила экологии космоса составляют основное содержание «Руководящих принципов МККМ…».

Следует отметить, что в этом документе впервые сформулированы основные термины и определения в сфере экологии космического пространства, в том числе: «"Космический мусор" - это все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу антропогенные объекты, включая их фрагменты и элементы, которые являются нефункциональными» и другие.

Руководящие принципы Межагентского координационного комитета по космическому мусору являются первым регулирующим документом, определяющим правила движения на космических дорогах

Необходимо также подчеркнуть, что в «Руководящих принципах МККМ…» расширено понятие эксплуатационной стадии, в которое добавлен «Этап увода с орбиты» от момента завершения целевого функционирования КА до момента завершения всех действий по уменьшению опасности образования космического мусора. Увод с рабочей орбиты является обязательным для каждого космического средства, что неизбежно приведет к необходимости дополнительного технического ресурса служебных систем КА.

Таким образом, «Руководящие принципы МККМ…» являются первым регулирующим документом, определяющим «правила движения на космических дорогах».

3. Участие российской делегации в разработке руководящих принципов по предупреждению образования космического мусора

С момента образования МККМ работа российской делегации в его составе была направлена на решение следующих основных задач:

- информирование участников МККМ о деятельности отечественной ракетно-космической отрасли по предупреждению образования КМ;

- изучение опыта космических агентств по решению проблем КМ;

- участие в разработке документов МККМ.

В ходе работы МККМ неоднократно возникали ситуации, когда Россию пытались представить как страну, которая несет основную ответственность за засорение космоса. Предпринимались попытки навязать технические решения, трудно реализуемые в условиях резкого спада финансирования космической деятельности в середине - конце 1990-х годов. Наглядным примером являются претензии, предъявленные России в 1995 году, по радиоактивному засорению космического пространства в результате разгерметизации контура охлаждения бортовых ядерно-энергетических установок КА типа RORSAT при их переводе на радиационно-безопасные орбиты захоронения на завершающем этапе функционирования. Исследования российских специалистов убедительно продемонстрировали всю необоснованность указанных претензий , и с тех пор данный вопрос не поднимался.

Другим примером служит острая дискуссия по вопросу о выборе границы зоны захоронения отработавших КА в области геостационарной орбиты (ГСО). Располагая достаточным топливным бюджетом для своих КА, американская сторона настаивала на удалении отработавших КА на расстояние не менее 300 - 350 км выше радиуса ГСО. Российской делегацией был обоснован выбор границы зоны захоронения 200 км с учетом дополнительных размеров зоны поддержания КА в точках стояния, зоны маневрирования при смене точек стояния и вариации перигея орбиты КА под действием возмущений гравитационного потенциала Земли, притяжения Луны, Солнца и солнечного давления. По результатам дискуссии была принята российская точка зрения, что и положено в основу знаменитой формулы МККМ по уводу геостационарных КА в зону захоронения.

В 1997 году в ФГУП ЦНИИмаш на заседании комиссии Уткина - Стаффорда с особой остротой был поднят вопрос о необходимости дополнительной защиты российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) от воздействия высокоскоростных фрагментов КМ. По поручению Российского космического агентства в ФГУП ЦНИИмаш совместно с ОАО «РКК "Энергия" имени С.П. Королёва» были выполнены работы по созданию дополнительных защитных экранов для РС МКС. Предложенные конструкции экранов на основе порошковых композиций тяжелых металлов, мелкоячеистых стальных сеток и профилированных структур имеют уровень стойкости, превышающий показатели известных аналогов США в диапазоне скоростей 5 - 6 км/с. Разработанная методология проектирования и отработки защитных экранов обсуждалась в МККМ, получила одобрение зарубежных специалистов и была реализована для установки дополнительных экранов на РС МКС.

В рамках деятельности второй рабочей группы МККМ проводится сравнение моделей КМ, разработанных в России, США, в ЕКА и других агентствах. Отечественные результаты представлены моделью космического мусора профессора А.И. Назаренко.

В рамках деятельности третей рабочей группы МККМ в 2000 году российской делегацией был подготовлен проект первой редакции документа «Справочное пособие по защите от космического мусора» (Protection Manual) , в котором синтезировался опыт защиты КА от КМ и микрометеороидов. Впервые в деятельности МККМ документ был официально распространен в виде электронной версии на CD-диске. В дальнейшем указанный формат обмена информацией стал традиционным и использовался в практической деятельности МККМ вплоть до организации веб-сайта МККМ в 2005 году.

В рамках деятельности четвертой рабочей группы МККМ в 2000 году по предложению российской делегации был рассмотрен вопрос о роли малых КА (МКА) в засорении ОКП. Было показано , что нано-, пико- и фемто-КА являются невидимыми для наземных средств наблюдения и по завершении работы превращаются в ненаблюдаемый космический мусор. По причине отсутствия двигательной установки российская делегация в 2003 году предложила запретить запуски МКА на орбиты с временем баллистического существования более 25 лет (правило МККМ), но это предложение было отклонено. Прошло 15 лет, и вопрос МКА снова включен в повестку дня МККМ, что связано с возрастающим риском развертывания многочисленных группировок МКА.

Представители США и их партнеры предполагали, что «Руководящие принципы МККМ...» будут одобрены в 2004 году на 41-й сессии НТПК с последующим утверждением на Генеральной ассамблее ООН и приобретут статус международного документа. Российская делегация настояла на доработке документа , что нарушило планы США. Потребовалось три года напряженной работы, прежде чем в 2007 году предложения российской делегации были включены в «Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора» и затем одобрены на 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в резолюции A/RES/62/217 от 10.01.2008 г. Особенно сложным был вопрос о космических аппаратах с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Правило 25 лет ограниченного баллистического существования отработавших КА в области низких околоземных орбит (НОО) фактически исключало возможность эксплуатации КА с ЯЭУ в космосе, несмотря на действующие «Принципы ООН, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве», где подтверждается необходимость увода КА с ЯЭУ на орбиты длительного захоронения в области НОО. Не обладая столь высокими технологиями, США пытались запретить России использование своих достижений в космосе. Под угрозой повторного срыва консенсуса (как это произошло в 2004 году), в текст документа ООН был включен пункт следующего содержания: «…признается, что исключения из осуществления отдельных руководящих принципов или их элементов могут быть обоснованы, например в соответствии с положениями договоров и принципов ООН, касающихся космического пространства».

Документ, принятый в Комитете ООН по космосу, носит рекомендательный характер: государствам - членам ООН и международным организациям предлагается добровольно применять меры по ограничению космического мусора при проектировании разрабатываемых и в процессе эксплуатации уже существующих космических аппаратов и орбитальных ступеней. Данные принципы не являются юридически обязательными согласно международному праву

Документ, принятый в Комитете ООН по космосу, рекомендует государствам - членам ООН и международным организациям добровольно применять - через свои национальные и иные механизмы - меры по ограничению космического мусора. Руководящие принципы рекомендуется применять при проектировании и в процессе эксплуатации вновь разрабатываемых космических аппаратов и орбитальных ступеней, а также, если это возможно, при эксплуатации уже существующих аппаратов и ступеней. Данные принципы не являются юридически обязательными согласно международному праву. Кроме того, признается, что исключения из осуществления отдельных руководящих принципов или их элементов могут быть обоснованы.

Оглядываясь назад с позиций сегодняшнего дня, инициативу США и их союзников по утверждению «Руководящих принципов МККМ…» в качестве документа Организации Объединенных Наций можно охарактеризовать как попытку создания международно-правовых механизмов для оказания давления на участников космической деятельности под предлогом невыполнения ими требований по предупреждению образования космического мусора. В отсутствие взаимосогласованных принципов обмена информацией о событиях в ОКП подобные претензии могли быть предъявлены при недостатке или полном отсутствии объективных доказательств относительно достоверности произошедших событий. Дискуссия по обсуждаемой теме продолжилась в Комитете ООН по космосу в рамках пункта повестки дня о долгосрочной устойчивости космической деятельности, включая аспекты управления космическим движением.

4. Управление космическим движением

Проблема управления космическим движением впервые прозвучала в докладе Международной академии астронавтики «Исследование управления космическим движением» на 43-й сессии НТПК в 2006 году . В докладе перечислены документы, которые должны определить режим управления космическим движением, а именно:

·           правила информационного обмена;

·           правила взаимного уведомления;

·           правила управления движением в космосе;

·           организационные процедуры.

Первые шаги на пути к управлению движением в космосе, по мнению авторов, должны включать следующие мероприятия:

·           принятие документа по предупреждению образования космического мусора в Комитете ООН по космосу;

·           координация и наращивание усилий организаций, осуществляющих контроль космического пространства;

·           установление единой политики и инфраструктуры ведения каталога наблюдаемых космических объектов;

·           расширение механизмов контроля, в том числе уведомление, регистрация и предоставление необходимых данных;

·           введение четких различий между полезными КА и объектами космического мусора.

Таким образом, управление движением в космосе рассматривалось как разработка и внедрение совокупности нормативно-технических документов и мероприятий, обеспечивающих безопасность космической деятельности на всех этапах жизненного цикла создаваемых космических средств.

Анализ ситуации в космическом пространстве за последние несколько лет подтвердил актуальность введения режимов управления космическим движением: космос становится все более перегруженным и оспариваемым, и эта тенденция создает проблемы для безопасности, стабильности и устойчивости космических операций

Прошедшие годы подтвердили актуальность введения режимов управления космическим движением. Космос становится все более перегруженным и оспариваемым, и эта тенденция создает проблемы для безопасности, стабильности и устойчивости космических операций. Активно реализуются проекты по орбитальному обслуживанию, удалению космического мусора, организации производства в космосе и космическому туризму. Развиваются технологии создания многочисленных группировок МКА. Так, уже к 2020 году планируется развернуть группировку OneWeb в составе 648 КА на круговых орбитах высотой 1200 км.

Усилия по развитию идей управления космическим движением предприняты в период 2011-2018 гг. в рамках инициативы США и их партнеров по разработке в НТПК «Руководящих принципов долгосрочной устойчивости космической деятельности (ДУКД)». Эти работы завершились в 2018 году выпуском частично согласованного документа, где не удалось достигнуть консенсуса по ряду ключевых вопросов обмена информацией и управления операциями на орбите

18 июня 2018 года президент США подписал «Директиву о космической политике – 3. Национальная политика управления космическим движением» (далее – Директива) , где утверждается, что возрастает необходимость защиты космических активов и интересов США. США намерены сохранить лидерство в космосе и для этого разработать новый подход к управлению космическим движением (Space Traffic Management - STM), установить приоритеты развития системы космической ситуационной осведомленности (Space Situational Awareness - SSA). Выполнение работ планируется с учетом интересов национальной безопасности, стимулированием коммерческого космического сектора, продвижением лучших практик международного сообщества.

В Директиве дано определение: «…Управление космическим движением – это планирование, координация и синхронизация действий на орбите для повышения безопасности, стабильности и устойчивости операций в космической среде».

Оценивая перспективу реализации Директивы как очередной шаг на пути к режиму управления космическим движением, необходимо понимать истинные цели США и их союзников. Вот что по этому поводу сказал Дуглас Ловерро (Douglas Loverro) - заместитель министра обороны США по вопросам космической политики (в отставке) . На вопрос СМИ, в чем заключается причина изменения наименования «Объединенный центр космических операций» (Joint Interagency Combined Space Operations Center - JSpOC) на наименование «Национальный центр космической обороны» (National Space Defense Center - NSDC), он ответил: «…Это произошло потому, что мы сконцентрировали внимание на защите наших активов в космосе. И термин "защита" здесь использован совершенно правильно. Первоначально те функции, которые, как мы предполагали, соответствуют термину "управление движением в космосе", действительно осуществлялись JSpOC, расположенным в Вандерберге. Но JSpOC был сосредоточен исключительно на вопросах осведомленности о ситуации в космосе, на мониторинге космических объектов, и не был ориентирован на защиту интересов США в космосе и космических средств США. С другой стороны, NSDC признает, что в то время как большинство участников космической деятельности руководствуются альтруистическими и экономическими причинами, некоторые участники присутствуют в космосе по причинам национальной безопасности, причем у них возможны намерения, противоположные интересам США. NSDC - это центр для работы на опережение и для решения тех проблем, которые связаны с участниками космической деятельности, способными самим работать на опережение и противопоставлять свою деятельность интересам США, а не для того, чтобы просто отслеживать ситуацию в космосе, которая в настоящее время действительно слабо регулируется».

Следует подчеркнуть следующее важное обстоятельство. В случае одобрения в НТПК «Руководящих принципов ДУКД» в целом этот документ необходимо передать в юридический подкомитет Комитета ООН по космосу для проведения соответствующей правовой экспертизы, которая является обязательным условием дальнейшего представления документа в Комитет ООН по космосу и далее на Генеральную ассамблею ООН.

Заключение

Космический мусор является реальной угрозой для длительного надежного использования космических средств, предоставления космических услуг, а также для людей и объектов на поверхности Земли. Предупреждение образования космического мусора позволит сохранить космическую среду для будущих поколений.

К настоящему времени сложилась стройная система взаимодействия участников космической деятельности для решения проблем космического мусора. Требования руководящих принципов Межагентского координационного комитета по космическому мусору и Комитета ООН по космосу синтезируют опыт работ участников космической деятельности по предупреждению образования космического мусора и служат аналогом «правил движения на космических дорогах».

В условиях все возрастающей интенсивности космической деятельности особую актуальность приобретает вопрос об управлении космическим движением при комплексном рассмотрении вопросов планирования и координации действий в космосе в обеспечение безопасности космических систем. Дальнейшее согласование проекта «Руководящих принципов долгосрочной устойчивости космической деятельности» закладывает основы управления космическим движением в части расширения механизмов контроля и регистрации опасных ситуаций в космосе, уведомления и предоставления необходимых данных для их парирования. Принятие документа на основе консенсуса будет способствовать дальнейшему развитию космической деятельности.

Литература

1. Яковлев М.В., Макаров Ю.Н., Михайлов М.А., Логинов С.С. и др. Космический мусор. Книга 1. Методы наблюдения и модели космического мусора. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. 248 с.

2. Яковлев М.В., Макаров Ю.Н., Михайлов М.А., Логинов С.С., Юраш В.С. и др. Космический мусор. Книга 2. Предупреждение образования космического мусора. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. 188 с.

3. Technical Report On Space Debris, Text of the Report adopted by Scientific and Technical Subcommittee of the United Nations Committee of on the Peaceful Uses of Outer Space, UN Document No. A/AC.105/720 (New York, 1999).

4. Inter-Agency Space Debris Coordination Committee space debris mitigation guidelines, Scientific and Technical Subcommittee, UN Doc. A/AC.105/C.1/L.260, Fortieth session, Vienna, 17-28 February 2003.

5. Lukiyashchenko V., Yakovlev M., et al. The Problem of Space Environment Radioactive Pollution, Space Forum, Vol. 1, pp. 103-107, (Amsterdam: Gordon and Breach Science Publishers), 1996.

6. Meshcheryakov S., Yakovlev M. Development of the Protection Manual. Proceedings of the 18th Inter-Agency Space Debris Coordination Committee Meeting, Colorado-Springs, USA, June 13-17, 2000.

7. Yakovlev M. Small satellites and space debris problem (IADC Action Item 18.4). Final International Study Report. Proceedings of the 20th Inter-Agency Space Debris Coordination Committee Meeting, Guildford, UK, April 09-12, 2002.

8. Kulik S., Yakovlev M. IADC space debris mitigation guidelines Comments provided by the Russian Federation. A/AC.105/C.1/2004/CRP.22, Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, Forty-firsts session of the Scientific and Technical Subcommittee, Vienna, February 17-28, 2004.

9. Space Debris Mitigation Guidelines of the Committee on the Peaceful Uses of Outer Space, UN Doc. A/62/20, United Nations, Vienna, 2007.

10. Cosmic Study of Space Traffic Management – Report of the International Academy of Astronautics (IAA), BP 1268-16, F-75766 Paris Cedex 16, France, 2006.

11. Руководящие принципы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности. Записка секретариата, A/AC.105/C.1/L.367, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, 61 сессия, Вена, 20–29 июня 2018 года.

12. Space Policy Directive-3, National Space Traffic Management Policy. Presidential Memoranda. June 18, 2018.

13. Constellations. Space Situational Awareness. Space Policy. Speaker: Doug Loverro, Former Deputy Assistant Secretary of Defense for Space Policy, 2018. Available at: http://www.kratoscomms.com/~/media/communications/podcast/transcripts/constellations-podcast-episode-13.pdf?la=en (Retrieval date: 18.10.2018).