Лунная одиссея на Земле

 
В конце 1957 года под руководством Сергея Королёва были созданы летательные аппараты серии Е.
 
 
Статья журнала ВКС, №1 (86) июль 2016
 
Разработчики назвали эту серию «прекрасной». Последний аппарат из этой серии предназначался для исследования Луны. И это был действительно прекрасный во всех отношениях луноход, напоминавший изящную карету Золушки. Создателем его стал Георгий Николаевич Бабакин, которому Королёв передал это важное направление.
 
Мечтатели шестидесятых
 
Олег Генрихович Ивановский, который в своё время был заместителем Королёва и закрывал люк на корабле «Восток» за Юрием Гагариным, а позднее стал заместителем Бабакина и долгие годы трудился в Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина в подмосковных Химках, открыл нам многие тайны, касающиеся создания первого лунохода и первого «лунного» экипажа.
 
«Идея создания лунного аппарата была естественной, – рассказывал Олег Генрихович. – От неё нельзя было уйти. На рубеже 1950–1960-х годов она буквально витала в воздухе».
 
Учёные ставили перед собой задачи лунных исследований. Задачи, заметим, фантастические даже по нынешним меркам. Но без мечтаний и фантазий невозможно рождение смелого проекта.
 
Командир экипажа «Лунохода‑1» Игорь Федоров за работой
Командир экипажа «Лунохода‑1» Игорь Фёдоров за работой
 
Удостоверение водителя «Лунохода‑1» Вячеслава Довганя
Удостоверение водителя «Лунохода‑1» Вячеслава Довганя
 
«Луноход‑1»
«Луноход‑1»
 
Считать Луну твёрдой!
 
Следовало понять, сколько должна весить эта диковинная машина, какой ракетой возможно доставить её на Луну. При том, что никто даже толком не знал, что из себя представляет лунная поверхность. Некоторые представляли её некой хлябью с десятиметровым слоем пыли. 
 
«Я помню, – говорил Ивановский, – как для отработки ходовой части лунохода предлагалось построить огромный ангар и всю площадь засыпать многометровым слоем нелущёного проса – мол, эта поверхность станет полным аналогом лунного грунта».
 
После серьёзных расчётов от этой экзотической идеи отказались. В конце концов, проблему «мягкой посадки» на Луну Сергей Королёв решил приказным порядком: «Считать Луну твёрдой», – начертал он на документе.
 
Предлагались и экзотические варианты передвижения лунохода: шагами, прыжками. Остановились на более привычном – при помощи колёс или гусениц. Блестящего специалиста нашли в Ленинграде: ходовую часть лунохода создал Александр Кемурджиан. Он остановился на гусеничном шасси. Так началась работа над созданием «лунного странника». На него возлагались большие надежды.
 
Луноход планировалось использовать в качестве разведчика лунной поверхности перед высадкой космонавтов, а затем как персональный транспорт пилотов (этакий луномобиль). В случае повреждения спускаемого аппарата луноход обеспечил бы доставку космонавта к запасному кораблю, который должен был прибыть на спутник Земли заранее.
 
Возможности ровера под Симферополем, где перед запуском «Лунохода-1» тренировались экипажи, изучал космонавт Валерий Быковский, а Виктор Горбатко – на Камчатке. Когда в конце концов поняли, что из себя представляет лунная поверхность, то опробовали ходовую часть именно на Камчатке, под Ключами, где сейчас находятся поля падения стратегических ракет: вулканический шлак у подножия вулкана, особенно свежий, сродни поверхности Луны – соответствует ей, как уверяют специалисты, на 96 процентов.
 
На Луну мы не высадились, но значимость луноходов от этого только возросла. Они ведь исключительно надёжны и безопасны: не надо рисковать жизнью и здоровьем людей, тратиться на дорогостоящие испытания и полёты. Луноходы в качестве роботов, управляемых с Земли, в известном смысле во многом могут оказаться полезнее людей на Луне.
 
С помощью уголкового отражателя точно определялось расстояние до Луны. Он до сих пор продолжает работать, посылая сильные лазерные импульсы на Землю. 
 
В 2011 году американские физики из университета Сан-Диего обнаружили на Луне «Луноход‑1», связь с которым прекратилась 29 сентября 1971 года. 22 апреля 2011 года, в день 50‑летия полёта в космос Юрия Гагарина, американцы направили лазерные импульсы с телескопа обсерватории в Нью-Мексико – рефлектор лунохода отразил импульс и направил чётко различимый сигнал на Землю.
 
Если бы Сергей Павлович Королёв прожил дольше, может, советские космонавты и долетели бы до Луны, пусть и после американцев. Но главный конструктор ушёл из жизни в расцвете сил и планов. И «лунное направление» пошло иными путями – земными.
 
Параллельно с луноходом стали готовить к работе «сидячих космонавтов», как назвал будущих луноходчиков главный конструктор уникальной машины для научной станции Георгий Николаевич Бабакин.
 
Оба экипажа «Лунохода» (во втором ряду в спортивных костюмах) и руководство КИК и КБ Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина (МЗЛ). Фотография с сайта НПО имени С. А. Лавочкина
Оба экипажа «Лунохода» (во втором ряду в спортивных костюмах) и руководство КИК и КБ Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина (МЗЛ). Фотография с сайта НПО имени С. А. Лавочкина
 
Председатель госкомиссии Г. Тюлин и главный конструктор лунохода Г. Бабакин
Председатель госкомиссии Г. Тюлин и главный конструктор лунохода Г. Бабакин
 
 
Звёздный час Николая Ерёменко
 
Работа с луноходом стала поистине звёздным часом для молодых, образованных, блистательных во всех отношениях ракетчиков. Для обстоятельного, серьёзного не по годам командира экипажа Николая Ерёменко, как и для всех, она была ещё и непростым испытанием, главным делом жизни и офицерской службы. Воспитанник Серпуховского авиационно-технического училища, которое он окончил ровно за десять лет до «покорения» Луны, к этой работе был готов как никто. Уже после выпуска он прикоснулся к тайнам ракетного «ремесла». Службу он начинал в ракетном полку под городом Бологое, месяцами учился пускать баллистические ракеты на полигоне близ Капустина Яра в Астраханской области. Позднее окончил Военно-инженерную академию имени А. Ф. Можайского и служил на евпаторийском командно-измерительном комплексе начальником станции. Так с космосом и породнился.
 
В Евпаторию пришла шифротелеграмма: откомандировать в Москву грамотных, физически развитых молодых офицеров. Выбор пал на капитана Ерёменко. Он плохо представлял, куда и зачем едет. Сказали только, что предстоит операторская работа с космической техникой. Предложили пройти «тропу космонавтов». 
 
Ростом он был как раз с Юрия Гагарина. Но побывать в космосе так и не довелось. Ерёменко и его сотоварищам предстояло стать первыми в мире заведомо «не летающими» космонавтами.
 
На лунодроме под Симферополем. Четвертый справа — Валерий Быковский, готовившийся к полету на Луну
На лунодроме под Симферополем. Четвёртый справа – Валерий Быковский, готовившийся к полёту на Луну
 
Экипаж лунохода в Музее Краснознаменска. 1992 год, крайний слева - Александр Долинин, автор этой статьи
Экипаж лунохода в Музее Краснознаменска. 1992 год, крайний слева – Александр Долинин, автор этой статьи
 
Комсомольская правда о «Луноходе‑1»
Комсомольская правда о «Луноходе‑1»
 
Экипаж лунохода за работой
Экипаж лунохода за работой
 
Подвиг под грифом «секретно»
 
О луноровере-луноходе писали в 1970 годы очень много. Даже имя главного конструктора Георгия Бабакина не держали в секрете. А вот о водителях лунохода молчали в открытой советской печати десятки лет. Не хотели выдавать страшную тайну, что в экипажах лунохода в основном состоят молодые офицеры ракетных войск стратегического назначения. А то на Западе подумали бы, что советская программа исследования Луны носит военный характер.
 
Газеты писали о «молодых, подтянутых парнях в элегантных спортивных костюмах с ромбиком СССР на груди», скрывая имена, называя только по должностям и фотографируя только со спины. 
 
Экипажей было два, но они представляли единое целое. Не все из этой дюжины носили погоны. Научный руководитель группы селенолог Борис Непоклонов на военной службе не состоял, он был перспективным молодым учёным, кандидатом технических наук, но рано ушёл из жизни. Возглавлял экипажи майор Алексей Чвиков.
 
Рулить аппаратом-селеником учились на лунодроме, который соорудили под Симферополем, в посёлке Школьный. Отсюда управляли лунным внедорожником на расстоянии почти в 400 тысяч километров до ближайшего спутника Земли.
 
Они видели восход Солнца на Луне, водили ровер по кратерам и разломам, оставаясь при этом на Земле. За время «лунной жизни» выполнили невероятный объём научно-технической работы, значимость которой не угасла и сейчас. Работая позже с «Луноходом‑2», настолько мастерски научились водить передвижную научную станцию, что в подарок дамам на 8 Марта вычертили колёсами аппарата восьмёрку на Луне! 
 
До эпопеи с роверами Н. К. Ерёменко и его коллеги сумели доставить на Землю 101 грамм лунного грунта. После луноходов «водили» спутники к Венере и Марсу.
 
Космические университеты
 
Но всё это позже. А пока, в июле 1968 года, всё только начинается. В Голицыно‑2 состоялась встреча мало о чём подозревающих офицеров с легендарным конструктором Бабакиным. Из 45 претендентов в рабочую группу отобрали 13 человек – командиров экипажей Николая Ерёменко и Игоря Фёдорова, водителей Габдулхая Латыпова, Вячеслава Довганя и Василия Чубукина (резервный водитель), операторов остронаправленной антенны Валерия Сапранова (позднее стал водителем) и Николая Козлитина, штурманов Константина Давидовского и Викентия Самаля, бортинженеров Леонида Мосензова и Альберта Кожевникова.
 
Собрали лунных первопроходцев в кабинете генерала Павла Агаджанова, заместителя начальника Командно-измерительного комплекса (нынешнего Главного испытательного центра и управления космическими средствами имени второго космонавта Земли Германа Титова). Представили главному конструктору. Ракетчики заметно волновались. Да и сам Бабакин тоже. Он придавал встрече особое значение. Все понимали, что от этих молодых людей во многом зависит успех беспрецедентного эксперимента. Они ловили каждое слово главного, всё дословно запомнили из сказанного Бабакиным на той встрече.
 
Оператор должен обладать не только отменным здоровьем, но и ясным мышлением, отличаться вниманием и собранностью, уметь оценивать пространственные характеристики по плоскому изображению на экране, быстро и точно воспринимать и перерабатывать информацию, внушали будущим луноходчикам на «вводной лекции».
 
Когда ликбез закончился, Георгий Николаевич спросил: «Кто хочет быть водителем лунохода?». Желающие подняли руки. Главный конструктор попросил назваться, заглянул в свою записную книжку, и лицо его озарилось улыбкой. Выбор конструктора и желания первопроходцев совпали.
 
Теперь предстояло много и упорно учиться новому интересному делу. Не по учебникам, а по инструкциям, не в академических классах, а в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах и лабораториях, не у профессоров, а у непосредственных разработчиков техники, которые и сами мечтали водить своё детище – луноход.
 
Александр Долинин и летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Виктор Горбатко
Александр Долинин и лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Виктор Горбатко
 
Члены экипажа лунохода с женами, ежегодная встреча
Члены экипажа лунохода с жёнами, ежегодная встреча
 
ОБ АВТОРЕ
Автор этой статьи – Александр Иванович Долинин,
будучи специальным корреспондентом по Ракетным
и Космическим войскам в газете «Красная звезда»,
первым из отечественных журналистов рассказал
в открытой печати о земном экипаже лунохода в сен‑
тябре 1992 года – через 22 года после уникального
эксперимента на Луне. За активное освещение до‑
стижений отечественной космонавтики он награждён
медалью Г. Н. Бабакина, медалью и дипломом Ю. А. Га‑
гарина, орденом Почёта. Журналист с сорокалетним
опытом, полковник Александр Долинин близко знаком
с разработчиками лунохода и его экипажем.
 
На лунодроме
 
Экипажи разбили на три группы. Одних отправили в Химки, где в конструкторском бюро полным ходом шли испытания бортовой системы лунохода, водителей – к самому Кемурджиану, главному конструктору шасси, штурманов – в Институт космических исследований. Через месяц офицеров собрали вместе для дальнейшей учёбы под руководством разработчиков и создателей систем. А потом отправили «загорать» под Симферополь. Наземные испытания и тренировки предстояло провести там. Позже оттуда экипаж будет управлять луноходом.
 
На место прибыли в сентябре. Лунодром занимал площадь приблизительно в один гектар. Здесь были весьма точно, по тем представлениям астрономов, геохимиков, физиков, геологов и конструкторов, воспроизведены некоторые участки лунной поверхности: размещены 160 камней различной величины, вырыты 54 «кратера», а вся площадь покрыта евпаторийским ракушечником.
 
Всего за несколько дней лунодром стал неузнаваем. Ракушечник превратился в пыль. Аппарат каждый день отмерял сотни метров. Одни упражнения сменялись другими – езда между препятствиями, повороты, развороты, смена скорости движения, преодоление кратеров…
 
Любопытно было смотреть на всё это со стороны: катится одиноко восьмиосная диковина, останавливается, делает повороты. Солдаты плетутся за ней, таща кабель. Когда впятером, а когда и вдвоём: постоянно людей не хватало. Тащат и порой чертыхаются.
 
А неподалёку, в лабораторном корпусе, в большой аппаратной с наглухо зашторенными окнами, мерцали экраны мониторов, слышались команды, проходили каждодневные тренировки. Вечером – «разбор полётов».
 
Среди офицеров группы, вспоминает Василий Чубукин, шло негласное соревнование, особенно по вождению. Задачи всё усложнялись. В экипаже лунохода рождались свои традиции, появился даже собственный гимн. «Боевые листки» ярко отражали события тех дней.  
 
В память о лунных первопроходцах
 
Есть на Луне кратер Бабакина. Появилась недавно в системе астероидов между Марсом и Юпитером планета с именем Ивановский. Не забыт в отечественной и мировой истории космонавтики подвиг советских людей, которые первыми «побывали» на Луне, хотя и не отрывались от Земли, – учёных, конструкторов, руководителей отрасли, военных и гражданских специалистов, тружеников сотен предприятий промышленности, в том числе в Королёве, Химках, Болшеве, Красногорске.
 
Не пропал даром и опыт «сидячих космонавтов», живших рядом с нами, – в Краснознаменске, Москве, Одинцове, Щёлкове‑7. Но из их «славной дюжины» сегодня я могу позвонить только Вячеславу Довганю, Викентию Самалю, Валерию Сапранову, Игорю Фёдорову. Остальных, увы, уже нет с нами.
 
Уже не собраться им всем по заведённой традиции вместе с жёнами и детьми 17 ноября – в годовщину запуска «Лунохода‑1» (в этом году это будет уже 46‑я годовщина). Но история первых лунопроходцев и сегодня завораживает и вдохновляет.
 
Колея лунохода
Колея лунохода
 
Автор благодарит за консультацию при подготовке материала о лунных первопроходцах О. Ивановского, В. Довганя, В. Чубукина, В. Сапранова и других членов экипажа лунохода
 

 

ранее опубликовано

все статьи и новости