Экологичные аэрокосмические технологии и проекты: методология, история, перспективы

 
Публикуются материалы исследований, посвященных экологическим аспектам истории техники, по новому научному направлению – экологичным аэрокосмическим технологиям и проектам. Цель исследований – анализ и стимулирование процесса экологизации аэрокосмической деятельности в России и мире, что актуально для науки, образования и практики. Освещена методология исследований. На основе анализа практики сделана периодизация истории экологичных технологий и проектов в аэронавтике и космонавтике за ~ 100 лет. Краткая история экологичных аэрокосмических технологий и проектов XX-XXI веков представлена рядом важных примеров, охватывающих персоналии, их идеи и проекты, а также описания и иллюстрации. Дана общая оценка перспектив экологизации. Сформулированы основные выводы, результаты и рекомендации.
Сергей Владимирович КРИЧЕВСКИЙ, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия, svkrich@mail.ru
 
 


English

Environmentally friendly aerospace technologies and projects: methodology, history, prospects

Research materials devoted to the environmental aspects of the history of technology are published in respect of a new scientific direction – the study of environmentally friendly aerospace technologies and projects. The research is aimed at the ecologization of aerospace activity in Russia and worldwide. The methodology of research is highlighted. On the basis of practice analysis the periodization of the history of ecological technologies and projects in aeronautics and cosmonautics for the period of ~ 100 years is given. Brief history of environmentally friendly aerospace technologies and projects of the XXth and XXIth centuries is represented by a number of important examples covering personalities, their ideas, projects, descriptions and illustrations. Key conclusions, results and recommendations are formulated.
Sergey V. KRICHEVSKY, Dr. Sci. (Philosophy), Professor, Chief Researcher, S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the Russian Academy of Sciences (IHST RAS), Moscow, Russia, svkrich@mail.ru
 

Смотреть страницы статьи в формате PDF.

 Введение

Проблема экологизации сферы аэрокосмической деятельности – одной из лидирующих технологических сфер – и перехода к экологичным аэрокосмическим технологиям является сложной, междисциплинарной и актуальной для России и мирового сообщества. Для ее решения необходимы анализ и прогнозирование эволюции аэрокосмических технологий, техники и проектов, а также переосмысление истории, современного состояния и перспектив на основе новых подходов и методов.

Экологичные технологии и проекты – соответствующие экологическим нормам или опережающие их. Они снижают до минимума негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей и обладают свойствами рационального потребления природных ресурсов (варианты этого и других определений по теме опубликованы в [1, 2]).

Общее количество всех выданных патентов в мире приближается к 80 млн (оценка автора на основе доступной информации, - см. [2, c. 13]), но неизвестно, сколько из них относится к экологичным во всех сферах деятельности, а также конкретно в аэрокосмической сфере. Причем в мире из всех заявок патенты получают примерно 50%, реализуется < 10% всех патентов. Кроме того, многие новые технологии не патентуются и используются в режимах коммерческой тайны и лицензирования.

Существует значительный потенциал экологизации за счет перехода к экологичным (чистым, «зеленым») технологиям, однако он используется крайне неэффективно из-за устаревших правил игры и недостаточных стимулов.

Важно отметить, что до сих пор не созданы специализированные базы данных и знаний по экологичным аэрокосмическим технологиям и проектам.

Ситуация усложняется следующими обстоятельствами:

1) имеется большое и быстро растущее количество аэрокосмических технологий и проектов;

2) представления об экологичности, соответствующие требования и критерии со временем значительно меняются, ужесточаются;

3) в настоящее время отсутствуют устоявшаяся терминология и адекватные критерии оценки экологичности, чистоты и «зелености» технологий и проектов.

В 2017 году в России принята новая стратегия экологической безопасности , где указана важная роль экологически чистых технологий и обоснована необходимость перехода к ним. В связи с этим данная тема актуальна для науки, образования и практики в контексте безопасности, устойчивого развития и сохранения окружающей среды нашей страны.

  1.  Методология
    1. Сущность проблемы перехода к экологичным технологиям и проектам. Речь идет о двух взаимосвязанных блоках: (1) познании, систематизации существующих и перспективных технологий, проектов и (2) управлении процессом их эволюции путем модификации «старого» и/или замены его «новым».
    2. Основные методы и подходы: системный подход; сравнительный анализ; моделирование; обучение на примерах; автоматизированный поиск, обработка, анализ информации, включая big data и др.; экспертные методы.
    3.  Приоритет: выявление и анализ важных артефактов, примеров из истории аэрокосмической техники и деятельности.
    4. Особенности и ограничения: 1) большой массив информации об изобретениях, патентах, проектах; 2) сложность автоматизации процесса выявления, анализа экологичных технологий и проектов; 3) отсутствие устоявшихся понятий и критериев (в т. ч. чистоты, «зелености»); 4) малый опыт исследований в России и мире по данной теме.
    5. Источниковая база и изученность. Для исследований используются следующие источники информации: литература (выявлено и включено в работу более 300 публикаций); архивные источники; изобретения, патенты; нормативная база (стандарты и др.); электронные базы данных, Интернет; консультации со специалистами, экспертами.

1.6.      Периодизация истории экологичных аэрокосмических технологий и проектов (в практике). Выделены три взаимосвязанных периода, дополняющие предыдущие периоды по охвату объектов и аспектов экологизации.

В аэронавтике (воздухоплавании и авиации):

  1. Защита персонала и пассажиров  с 10-20-х гг. XX в.
  2. Защита населения  с 50-60-х гг. XX в.
  3. Защита окружающей среды (ОС)  с 70-80-х гг. XX в.

В космонавтике (космической деятельности):

I. Защита персонала  с 50-х гг. XX в.

II. Защита населения  с 60-70-х гг. XX в.

III. Защита ОС с 80-90-х гг. XX в.

Причем, как правило, в практике сначала возникали экологические проблемы, затем, с опозданием, их осознавали и начинали решать, что продолжается и в настоящее время.

  1. Классификации и модели. В 2013-2016 г. автором разработаны классификации и модели для формализации и анализа процесса эволюции технологий, техники, технологических укладов (ТУ), используемые для исследования экологичных аэрокосмических технологий:

 1) классификация технологий («черные», «коричневые», «зеленые», «белые»);

 2) модель оценки экологичности технологий, техники, отраслей с учетом аспектов наилучших доступных технологий, «зеленых» и др.;

3) новая модель эволюции технологий, ТУ (о соответствующих публикациях автора см. ).

2. Краткая история. Примеры экологичных аэрокосмических технологий и проектов XX-XXI в.

Выделим и рассмотрим ряд важных примеров XX-XXI вв., охватывающих различные аспекты экологичности технологий и проектов.

  1.  Ф.А. Цандер (1887-1933), ученый, инженер-конструктор, изобретатель, Россия / СССР. В 1909 г. (по другим данным – в 1911) предложил идею сжигания в полете в качестве топлива элементов конструкции летательного аппарата, ставших ненужными.

Рис.1. Цандер Фридрих Артурович (1887-1933), ученый, инженер. [http://www.arran.ru/data/exposition/14/143.jpg]

Разработал проект межпланетного корабля с использованием этой технологии, сделал описание, заявку на изобретение (1923-1924) . Проект не реализован. Имеет особенности: возможно загрязнение ОС при сжигании металлов и т. п. (подробнее см. [5, c. 80]).

Рис. 2. Модель межпланетного корабля Ф.А. Цандера (1923). Из «Описания межпланетного корабля системы Ф.А. Цандера» в виде материалов патентной заявки (цит. по: [4, с. 179]).

  1. Г. Поточник (Г. Ноордунг) (1892-1929), инженер, Австрия. В 1928 г. предложил «Колесо жизни» - проект орбитальной станции с искусственной гравитацией (жилой модуль - вращающийся тороид) . Проект не реализован.

 Рис. 3. Герман Поточник (Г. Ноордунг) (1892-1929), инженер, Австрия.

[https://4.bp.blogspot.com/-IXcaMYyb5M4/Umgj91woWVI/AAAAAAAABes/5rdWbSo9wdQ/s1600/3394555_1-700.jpg]

Рис.4. «Колесо жизни» - проект орбитальной станции (жилой модуль - вращающийся тороид) с искусственной гравитацией. Г. Ноордунг,1928

цит. по: Ноордунг Г. Проблема преодоления космического пространства – ракетный двигатель, 1928). [https://republic.ru/posts/62877]

  1. В.П. Бурдаков (1934-2014), Россия. Нанотопливо – топливо для перспективных ракетных двигателей (в топливных микрокапсулах, затем - в топливных микрогранулах). Предложено в 1995 г., запатентовано в России в 1999 г., проект не реализован [7, 8].
  2. Ю.Л. Кузнецов (род. в 1951 г.), Россия. Многоразовый крылатый ускоритель первой ступени ракеты-носителя (РН). Предложен в 1994 г. Патент России в 1999 г. .

Проект «Байкал» не реализован: его макет демонстрировался на различных выставках , но процесс осуществления проекта был остановлен. Возможно возобновление проекта.

Рис. 5. Многоразовый крылатый ускоритель первой ступени РН - МРУ «Байкал» (проект)

  1. В.С. Леонов (род. в 1949 г.), Россия. Квантовый двигатель для космического корабля. Предложен в 1996 г. Получен патент России в 2001 г. .

 Рис. 6. Проект квантового двигателя В.С. Леонова (2001)

 [http://www.freepatent.ru/patents/2185526]

 Проект не реализован. Имеет особенности: основан на принципиально новой теории физики и принципиально новых технологиях, предложенных автором. Теория и технологии до сих пор не верифицированы и являются спорными.

  1. В.С. Кузнецов (род. в 1937 г.), А.Г. Мунин (род. в 1927 г.), В.Ф. Самохин (род. в 1947 г.), Россия. Проект «Зеленый самолет», с минимизацией уровня шума за счет активного управления (подавления), опубликован в 2009 г. . Проект не реализован.

 Рис. 7 Проект «Зеленый самолет». Активное снижение уровня шума (2009)

 (из: ). http://www.nkj.ru/archive/articles/15474/).

  1. А. Боршберг (род. в 1952 г.), инженер, и Б. Пиккар (род. в 1958 г.), аэронавт, Швейцария. Электрический самолет Solar Impulse на солнечных батареях (2009), первый полет в 2009 г., кругосветный перелет Solar Impulse 2 в 2015-2016 гг. .

Рис. 8. Электрический самолет - самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2 (Швейцария) (2015). [http://today.kz/static/uploads/media/pages/ob/1438130980qbbrm.jpg]

  1. И. Маск (род. в 1971 г.), бизнесмен, корпорация SpaceX, США. Многоразовая возвращаемая первая ступень ракеты-носителя Falcon 9. Первая успешная посадка ступени (2015), первое успешное повторное применение (2017) .

Рис. 9. Илон Маск, инженер, предприниматель и мечтатель.

[https://opt-940319.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/845/musk-3.jpg?144111192954079]

Рис. 10. Изображение конструкции посадочного устройства первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 в процессе посадки.

[http://www.press.lv/wp-content/uploads/2016/04/screenshot.png]

Приведенные примеры показывают роль ученых, изобретателей, практиков в создании и внедрении экологичных технологий, проектов, а также важный вклад и потенциал нашей страны в сфере аэрокосмической деятельности. Однако большинство выдающихся идей, технологий, проектов в России и мире не внедрены в практику.

3. Перспективы

3.1. Принципиально новые и перспективные экологичные аэрокосмические технологии и проекты. Общий систематизированный список таких технологий и проектов, открытый для дополнений, был ранее предложен и опубликован автором (см.: [2, с. 13-14]). Целесообразно рассматривать два взаимосвязанных множества: множество технологий и множество проектов, причем крупные проекты (особенно мегапроекты, сверхглобальные проекты) охватывают большие множества технологий.

3.2. Организационный аспект проблемы перехода к экологичным технологиям и проектам. Процесс перехода к экологичным технологиям должен базироваться на классификации технологий по критериям экологичности и активном управлении процессом экологизации.

Рис. 11. Clean Space (Чистый космос) ESA [Clean Space // ESA. URL: http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Engineering_Technology/Clean_Space . Скриншот. (дата обращения: 10.07.2018)

Необходимы специальные мегапроекты для управления переходом аэрокосмической отрасли к чистым, «зеленым» технологиям. Пример: инициатива «Чистый космос» в Европейском космическом агентстве (ESA), ЕС, реализуемая с 2012-2013 гг. В ее структуре есть дорожные карты, инфографика и др.

 Рис. 12. Clean Space infographic [Clean Space // ESA. URL: http://blogs.esa.int/cleanspace/wp-content/blogs.dir/39/files/clean-space-infographic/Updated-infographic_ESA-logo.jpg ].

(дата обращения: 10.07.2018).

Заключение

Результаты:

  1. Разработана и апробирована методика исследований, создана источниковая база и исследована изученность темы.
  2. Предложена периодизация истории экологичных аэрокосмических технологий и проектов на основе анализа практики.
  3. Рассмотрены важные примеры экологичных аэрокосмических технологий и проектов XX-XXI веков.

Основные выводы:

  1. Исследования истории экологичных аэрокосмических технологий и проектов - новое направление, актуальное для науки и практики.
  2. Общее количество экологичных аэрокосмических технологий XX-XXI вв. неизвестно, в первом приближении их около тысячи (оценка автора на основе предварительного анализа информации о патентах).
  3. Есть большие резервы экологизации и повышения эффективности сферы аэрокосмической деятельности за счет внедрения уже существующих и принципиально новых перспективных технологий и проектов.
  4. Необходим переход от традиционного экологобезопасностного подхода к новому, основанному на анализе и оценке экологичности технологий и проектов по критериям экологической чистоты, с использованием новых классификаций и моделей, с учетом эколого-экономических и других аспектов.

Рекомендации:

  1. Целесообразно продолжить исследования, в том числе конкретных примеров, а также информации обо всех технологиях и проектах с применением новых методов и технологий цифровизации, включая big data, data science и др. для анализа экологичных аэрокосмических технологий и проектов в России и мире.
  2. В ходе дальнейших исследований предстоит выявить комплекс факторов, препятствующих экологизации аэрокосмической деятельности и разработать конкретные меры для стимулирования перехода к экологичным технологиям и проектам.

            Литература

  1. Кричевский С.В. Методика и результаты исследований истории экологичных (чистых, «зеленых») аэрокосмических технологий и проектов // ИИЕТ им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, посвященная 85-летию ИИЕТ РАН (2017). М.: Янус-К, 2017. С. 606-611.
  2. Кричевский С.В. Перспективы космической эры: сверхглобальные проекты и экологичные технологии // Воздушно-космическая сфера. 2018. № 1. С. 6-15.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 10.07.2018).
  4. Цандер Ф.А. Проблемы межпланетных полетов. М.: Наука, 1988. 232 с.
  5. Михайлов В.П. Ракетные и космические загрязнения: история происхождения / Пред. и ред. В.С. Авдуевский. М.: ИИЕТ РАН, 1999. 238 с.
  6. Ноордунг Г. Проблема преодоления космического пространства – ракетный двигатель, 1928). [https://republic.ru/posts/62877] (дата обращения: 10.07.2018).
  7. Пат. 2128684 РФ, МПК C10L1/00. Топливо / Заявитель и патентообладатель: предприятие «Комплексные исследования в инженерии (КИВИ)»; заявл. 15.10.1996 ; опубл. 10.04.1999. Бюл. № 10. 4 с.
  8. Бурдаков В.П. Моно? Нано! // Российский космос. 2010. № 10. С.24-27.
  9. Пат. 2148536 РФ, МПК B64G1/14. Многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя / Киселев А.И., Кузнецов Ю.Л., Медведев А.А. и др.; заявители и патентообладатели: ГКНТЦ им. М.В. Хруничева, ОАО НПО «Молния»; заявл. 26.10.1999; опубл. 10.05.2000. Бюл. № 13. 17 с.
  10. Максимовский В.В. «Ангара» - «Байкал» // Крылья Родины. 2002. № 4. С.17-18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.airwar.ru/other/kr/kr2002_04/art_08/art_08.html (дата обращения: 10.07.2018).
  11. Кузнецов В., Мунин А., Самохин В. «Зеленый» самолет // Наука и жизнь. 2009. № 3. С.22-26.
  12. Пат. 2185526 РФ, МПК F03H5/00. Способ создания тяги в вакууме и полевой двигатель для космического корабля (варианты) / Леонов В.С.; заявители и патентообладатели: Леонов В.С., Пилкин В.Е.; заявл. 21.05.2001 ; опубл. 20.07.2002. Бюл. № 20. 31 с.
  13. Сайт корпорации SpaceX (США) [Электронный ресурс]. URL: http://www.spacex.com/ (дата обращения: 10.07.2018).
  14. Самолет на солнечной энергии Solar Impulse 2 завершил кругосветный перелет // Ведомости. 26 июля 2016 г.
  15. Clean Space // ESA. URL: http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Engineering_Technology/Clean_Space (дата обращения: 10.07.2018).

References

1. Krichevsky S.V. Metodika i rezultaty issledovaniy istorii ekologichnyh (chistyh, «zelyonyh») aerokosmicheskih tekhnologiy i proektov // IIET im. S.I. Vavilova.

Godichnaya nauch. konferenciya, posvyashchennaya 85-letiyu IIET RAN (2017). M.: YAnus-K, 2017 S. 606-611.

2. Krichevsky S.V. Perspektivy kosmicheskoy ery: sverhglobalniye proekty i ekologichniye tekhnologii // Vozdushno-kosmicheskaya sfera. 2018 № 1 S. 6-15.

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19 aprelya 2017 g. № 176 «O Strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (Retrieval date: 10.07.2018).

4. Cander F.A. Problemy mezhplanetnyh poletov. M.: Nauka, 1988 232 s.

5. Mihaylov V.P. Raketniye i kosmicheskiye zagryazneniya: istoriya proiskhozhdeniya / Pred. i red.- V.S. Avduevskiy. M.: IIET RAN, 1999 238 s.

6.  Noordung G. Problema preodoleniya kosmicheskogo prostranstva – raketniy dvigatel. 1928. [https://republic.ru/posts/62877]. (Retrieval date: 10.07.2018).

7. Pat. 2128684 RF, MPK C10L1/00. Toplivo / Zayavitel i patentoobladatel – Predpriyatiye «Kompleksniye issledovaniya v inzhenerii (KIVI)»; zayavl. 15.10.1996 ; opubl.10.04.1999. Byul. № 10 4 s.

8. Burdakov V.P. Mono? Nano! // Rossiyskiy kosmos. 2010 № 10 S.24-27.

9. Pat. 2148536 RF, MPK B64G1/14. Mnogorazoviy uskoritel pervoy stupeni rakety-nositelya / Kiselev A.I., Kuznetsov Yu.L., Medvedev A.A. i dr.; zayaviteli i

patentoobladateli: GKNTC im. M.V. Hrunicheva, OAO NPO «Molniya»; zayavl. 26.10.1999 ; opubl. 10.05.2000. Byul. № 13 17 s.

10. Maksimovskiy V.V. «Angara» - «Baykal» // Krylya Rodiny. 2002 № 4 S. 17-18.

11. Kuznetsov V., Munin A., Samokhin V. «Zeleniy» samolet // Nauka i zhizn. 2009 № 3 S. 22-26.

12. Pat. 2185526 RF, MPK F03H5/00. Sposob sozdaniya tyagi v vakuume i polevoy dvigatel dlya kosmicheskogo korablya (varianty) / Leonov V.S.; zayaviteli i patentoobladateli:Leonov V.S., Pilkin V.E.; zayavl. 21.05.2001 ; opubl. 20.07.2002. Byul. № 20 31 s.

13. SpaceX (USA). URL: http://www.spacex.com/ (Retrieval date: 10.07.2018).

14. Samolet na solnechnoy energii Solar Impulse 2 zavershil krugosvetniy perelet //Vedomosti. 26 iyulya 2016 g.

15. Clean http://www.esa.int/Our_Activities/Space_Engineering_Technology/Clean_Space

(Retrieval date: 10.07.2018).

 

 (С) Кричевский С.В., 2018.

История статьи:

Поступила в редакцию: 16.07.2018

Принята к публикации: 02.08.2018

Модератор: Гесс Л.А.

Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования:

Кричевский С.В. Экологичные аэрокосмические технологии и проекты: методология, история, перспективы// Воздушно-космическая сфера. 2018. № 3. С. 78-85.


Публикуются материалы исследований автора в ИИЕТ РАН в 2013-2017 гг. и по новой теме НИР «Экологичные аэрокосмические технологии и проекты XX-XXI вв.: история, тенденции, перспективы» по госзаданию на 2018 год (государственный регистрационный № АААА-А18-118042790080-6). См. предыдущие публикации материалов исследований: [1, 2].

Смотреть страницы статьи в формате PDF.

 

 

ранее опубликовано

все статьи и новости