Время новаторских решений в глобальном космическом пространстве близится к концу или всё только начинается?

Космические исследования, деятельность и устремления оказывают важное и значительное влияние на современную историю развития культуры через вдохновение, которым они питают искусство и массовую культуру.

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2(8) 2016

Кроме того, достижения в космическом пространстве, окончательно разрушившие границы, на которые человечество пристально глядело на протяжении тысячелетий, оказали культурное влияние, скрепляя политические идеалы и создавая основы структурных моделей знаний, которые переживут текущую геополитическую стратегию и общие требования. Развитие знаний, идей, идеалов и ноу-хау технологического производства занимает центральное место в освоении Вселенной ещё со времён Иоанна Липперсгея и Галилео Галилея, которые стремились создать инструмент, с помощью которого можно смотреть на звёзды.

Нельзя недооценивать факт продвижения технологий вперёд из-за желания человечества достичь и понять звёзды. Конкуренция порождает инновации, которые помогают объяснить некоторые великие шаги вперёд, сделанные во время войн: инновации порождают успех. Освоение космоса даёт передовые знания, выгоды от достижений в области создания знаний; создаёт новые идеалы, чтобы им следовать, а также продвигает политические идеологии.

Во Вселенной мы наблюдаем важную форму власти в действии. Власть знания и власть технологии и технологических достижений для создания этих знаний. Если мы обратимся к теории международной политической экономии, мы начинаем понимать, что представляет из себя подобная власть, откуда приходит и почему она действительно занимает центральное место в освоении космоса, путешествиях и деятельности.

Вместе с тем мы могли бы предположить, что власть приобретается, достигается, используется и самоудовлетворяется с точки зрения военных и финансовых аспектов; удержание конструктивной господствующей власти требует более грубой силы. Проявление господствующей власти также подразумевает наличие лучших идей, самых вдохновляющих технологий и победы над сердцами и умами людей.

Космическое пространство находится в самом центре этого процесса и демонстрирует свою значимость через искусство, культуру, кино, телевидение, литературу, музыку с середины XX века. И маловероятно, чтобы этот процесс в ближайшее время остановился.

Итак, что такое власть? С точки зрения текущей деятельности в космическом пространстве мы можем рассмотреть власть в нескольких аспектах. По данным НАСА, главные двигатели, позволившие Space Shuttle работать на орбите Земли, в общей сложности составляли 37 миллионов лошадиных сил.

В качестве альтернативы мы можем дать определение власти с точки зрения работы / времени как астрофизического уравнения, позволяющего рассчитать точные данные относительно космического полёта и движения. Власть также имеет политические синонимы, не уступающие по значимости космической отрасли; они относятся к государствам, международным отношениям, государственно-частному партнёрству и культурному развитию. Тем не менее в качестве политического инструмента для анализа власть не поддаётся измерению с помощью математических формул, а также не идентифицируется по своей эффективной мощности в лошадиных силах.

Как тогда мы можем измерить и обсудить власть в политике, в обществе и во Вселенной? Теории имеются в большом количестве, и они обеспечивают резонансные дискуссии, чтобы объяснить определённые социальные, экономические или политические явления, но однозначный ответ отсутствует: в политической науке Ньютона у нас нет.

С точки зрения международных отношений мы могли бы обсудить относительную власть: власть одного непосредственно над другим или структурную власть – власть, чтобы структурировать, как устроен мир. Сьюзен Стрэндж, теоретик, изучающая сферу традиционной международной политической экономии, даёт нам полезный набор инструментальных средств. Она предполагает, что власть происходит из трёх различных источников: силы, богатства и идеи, и далее отмечает, что она удерживается в четырёх основных структурах: безопасности, финансов, производства и знаний.

Государственная власть реализуется посредством военного потенциала и финансового превосходства, о чём знает большинство. Тем не менее мы должны признать два важных аспекта, которые указывают на то, что это слишком ограниченный взгляд на власть. Во-первых, при всём том важно помнить, что главным действующим лицом в международных делах остаётся государство, наряду с этим у нас есть другие действующие лица в рамках либеральной капиталистической системы, а именно корпорации, способные влиять на политические и глобальные результаты.

Выход в открытый космос и вся предпринимательская деятельность, проводимая в космическом пространстве, являются прибыльными: мировое соотношение сил и теории международных отношений должны, таким образом, склониться к признанию роли негосударственных субъектов на международной арене.

Как и в случае с международными водами в былые годы, государства требуют доступ в космическое пространство для экономического, социального подъёма и обеспечения безопасности. Во-вторых, военная и финансовая власть не обязательно поможет завоевать сердца и умы людей: знания, идеи и высокий культурный уровень в той же степени способствуют глобальным властным отношениям, как и бескомпромиссные системы оружия, денежные средства и финансовые структуры. Существует старая поговорка на английском языке: «знание есть сила». И в самом деле, знание формирует часть концепции господствующей власти в международной политической экономии.

Но где же точка пересечения знания и космического пространства? Я бы сказала, что у них есть несколько точек соприкосновения:

• знание необходимо, чтобы проложить дорогу в космос. Такое знание служит для повышения научно-технического, производственного уровней, без которых освоение космоса невозможно.
  • в настоящее время средства космического базирования и средства, с помощью которых знания передаются и приобщаются в основе своей, – интернет, телевидение, радио, мобильный телефон и радиовещание – зависят от спутниковой связи.
  • знание в качестве основной системы понятий имеет большую ценность для космического пространства: как общественность реагирует на космическое пространство, в какой степени государства выиграли битву за умы и сердца людей, в отношении космического пространства. Государственные расходы на исследование космического пространстве требуют общественной поддержки: политики несут ответственность перед общественностью в периоды выборов, и, хотя космическое пространство может показаться незначительными аспектом государственной политики, оно может быть дорогостоящим.
  • следует отметить, что в качестве структурного компонента международной политической экономии битва «за умы и сердца» людей является невероятно важным фактором культурного империализма, что способствует социальной и политической гегемонии. Популярные европейские творческие деятели от Джона Донна (1) до Дэвида Боуи использовали открытый космос в качестве источника вдохновения; в то время как «Звёздный путь», «Звёздные войны» и другие голливудские научно-фантастических франшизы находятся у космического пространства в неоплачиваемом культурном долгу.

Инновации и вдохновение способствуют техническому прогрессу и с точки зрения военных интервенций служат предпосылкой войны. Холодная война была временем значительного увеличения военных расходов и ускоренного технического прогресса. После завершения Второй мировой войны США и СССР вели холодную и стратегическую битву за чертежи V2, чтобы создать межконтинентальную ракету, способную нанести удар через континенты. Вернер фон Браун в США и Сергей Королёв в Советском Союзе стремились разработать оружие, пригодное для массового уничтожения, и одновременно – ракету, способную добраться туда, где человек никогда не был.

С точки зрения развития знаний и идей борьба в холодной войне за ракетную технологию достигла своего пика в 1957 году с запуском первого искусственного спутника Земли. Несмотря на американскую уверенность в производстве знаний и высших либеральных капиталистических идей, первым осуществил запуск спутника Советский Союз.

В военном отношении сам по себе спутник сделал очень мало. Тем не менее социально, политически и с точки зрения властных отношений спутник поменял условия игры. Успех первого искусственного спутника Земли поставил вопрос перед США, её политиками и гражданами о пользе не только научной и военной экспертизы, но и поставил под сомнение основополагающие, фундаментальные идеи, лежащие в основе их либеральной капиталистической демократии.

В то время как США и Советский Союз боролись за государственное превосходство как на суше, так и в космическом пространстве и достигли новых высот в технологическом развитии, корпорации, кино, музыка и культурная иконография взяли космическое пространство на вооружение в качестве лозунга прогрессивной современности и в равной степени вновь обретённой нестабильности.

В качестве стимулятора культурного мышления космическое пространство оказывает влияние на наше культурное наследие, как ни на какой другой предмет. Обилие научно-фантастических художественных фильмов, выпущенных в течение 1960-х годов, иллюстрирует влияние, какое освоение космоса оказало на искусство: в это время Дэвид Боуи, вечный дух времени, записал Space Oddity за один месяц до приземления Apollo 11 на Луне; Billboard отметил первое увлечение Боуи научной фантастикой как знак времени.

Мы не должны недооценивать вклад, который освоение космоса и космические путешествия внесли в искусство и нашу культурную историю. Технический прогресс, ускоренный любовными интригами вперемежку со всемирными военными операциями XX века, способствовал, чтобы его запомнили как век космоса, а не век разрушения. И как таковой XX век будут помнить со всей его музыкой, искусством, фильмами, телевизионными франшизами и капиталистическими фишками, необходимыми для сопровождения любого количества заядлых любителей, детей и фанатичных космических энтузиастов на выход в следующий раунд космического прогресса.

Несмотря на то, что некоторые будут утверждать, что космическая гонка холодной войны теперь закончилась (а некоторые не будут), конкурентный характер внутригосударственных инноваций в области космической техники здравствует и поныне. Большая часть космической деятельности в современном обществе базируется на разработке, запуске, обслуживании и эксплуатации спутников на орбите Земли. Более того, важность спутников непомерно возросла с тех пор, как спутник сделал свой первый оборот вокруг Земли.

Сегодня для надлежащего функционирования военные, глобальные транспортные сети, глобальные финансовые рынки и мировая торговая система – все полагаются на технологии глобального позиционирования и спутниковой связи. Следует отметить, что, хотя многие компании, запускающие спутники, находятся в частной собственности, или имеют статус государственно-частного партнёрства, большинство пусковых объектов остаются, по сути, государственными или межправительственными.

Таким образом, по мере увеличения конкуренции для капитала и частных инвестиций можно утверждать, что последние инновации во внутригосударственной космической деятельности обусловлены ​​потребностью частного сектора в эффективных, безопасных и своевременных средствах запуска. В настоящее время необходимость обеспечить лучший сервис для частного сектора и найти высокотехнологичные решения новых проблем, по мере их возникновения, стимулируют разработку новаторских решений и технологическое развитие.

Несмотря на то, что модернизация стартовых комплексов для использования частными корпорациями может показаться не самым романтичным понятием, космическая деятельность и разведка продолжают будоражить общественное воображение. Как никогда раньше социальные медиа позволяют нам увидеть быт космонавта, а Международная космическая станция (МКС) позволяет нам представить себе жизнь за пределами атмосферы Земли.

Канадский астронавт Крис Хэдфилд во время своего пребывания на МКС дал нам возможность изнутри взглянуть на свой быт и тем самым повторно популяризировал космические размышления Дэвида Боуи для следующего нового поколения. Британский астронавт Тим Пике разжигает воображение британского населения, завершая космическую прогулку, пробежав Лондонский марафон от МКС, и напрямую разговаривая со школьниками.

Пока люди смотрят на небо и задают себе вопрос, а что там, космическое пространство не потеряет своей популярности. Его обширная неизвестность взывает к глубочайшим желаниям человечества. И пока Вселенная сохраняет эту загадочность и культурную популярность, она не лишится своей корпоративной или государственной поддержки.

Сейчас тем не менее, возможно, мы посчитаем нужным принять к сведению степень, в которой связанные с Землёй технологии вошли в сферу настоятельной потребности. Население требует подключения к интернету на основании «прав человека»; наше право свободы слова и коммуникации требует возможности мгновенного общения по всему земному шару; а помехи структурам спутниковой связи, таким образом, будут рассматриваться как нарушение основополагающих прав.

Значимость этого нового уровня структурной связи для военных, для мирового рынка, транспорта, торговли, развития человека и прав человека такова, что вмешательство или прекращение предоставления подобного рода услуг считается инструментом военных действий.

Подобные обстоятельства чреваты для спутников и космических технологий риском нарушения безопасности. Хотя это казалось маловероятным для бестселлера Альфонсо Куарона 2013 года, космический «мусорный» триллер «Гравитация» продемонстрировал тот факт, что пространство всегда будет торговать.

Кроме того, он подчеркнул необходимость детальной проработки этого вопроса, чтобы создать технологии, необходимые для безопасного вывода спутников из эксплуатации, результативного удаления мусора из космического пространства и разработки основополагающих принципов в поддержку.

Дни космических инноваций не сочтены: они вступили в новую фазу, возможно, новый прагматический этап, на котором новые проблемы получают новые решения, когда фильмы поднимают волнующие вопросы дня. Только когда пропадёт наш интерес к космическому пространству или к технологиям, которые мы создали там, прекратится внедрение инновационных идей, а популярная культура больше не будет получать вдохновение от космической деятельности. К счастью, этот день, как нам кажется, настанет очень нескоро.

***

1 – Джон Донн (англ. John Donne) 21 января 1572 г., Лондон, 31 марта 1631 г. Английский поэт и проповедник, настоятель лондонского собора Святого Павла, крупнейший представитель литературы английского барокко («метафизическая школа»). Автор ряда любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, а также религиозных проповедей.

Автор материала:
Сара Либерман (Sarah Lieberman)

Сара Либерман (Sarah Lieberman),
старший преподаватель политики и
международных отношений Университета Кентербери Крайст-Черч, Великобритания

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Are the days of innovation in global space over - or just beginning?
 журнал ROOM №2 (8) 2016