Миссия FUTURA: 200 дней в космическом пространстве

Саманта Кристофоретти в составе экипажа, вместе с Антоном Шкаплеровым и Терри Вёртсом, в ноябре 2014 года прибыла на Международную космическую станцию.

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 4(6) 2015/16

Саманта Кристофоретти (Samantha Cristoforetti) на мероприятии TEDxEКA

Саманта провела на станции 200 дней. В этом году на совместном мероприятии компании TED и Европейского космического агентства «TEDxEКA: Наука за гранью фантастики» госпожа Кристофоретти поделилась своим опытом работы на борту МКС, сопровождая свой рассказ захватывающими подробностями о своём пребывании в космическом пространстве.

«Моё путешествие началось незабываемой ноябрьской ночью прошлого года (23 ноября 2014 г.). Наша команда расположилась в верхней части ракеты; внезапно ракета, словно огромное спящее животное, проснулась и залила светом казахскую степную ночь, нависшую над космодромом Байконур. Двигатели высвободили огромное количество энергии, которая унесла нас ввысь на нашем пути во Вселенную. Подъём занял менее 9 минут; затем мы вышли на орбиту вокруг нашей родной планеты – с периодом вращения примерно раз в 90 минут.

Наш экипаж состоял из меня, Антона Шкаплерова и Терри Вёртса. Почти как в анекдоте: собрались в ракете итальянец, американец и русский... но это был не анекдот, это происходило на самом деле! Они стали для меня самыми лучшими товарищами по службе, каких я могла себе представить в своём воображении. Антон Шкаплеров из Российского космического агентства и Терри Вёртс из Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (США) – оба ветераны совершённых ими ранее космических полётов.

Мечты стать членом экипажа космического корабля преследовали меня с самого раннего детства. Мы стартовали на космическом корабле «Союз»; по форме и размеру он небольшой, около семи метров в длину. Что меня действительно более всего поразило, – мы вышли в космическое пространство спустя всего 8 или 9 минут после старта. И мы на самом деле знали, куда нам следовать в этих необозримых космических просторах.

Для меня это звучало как научная фантастика, но это была реальность. Человеческие существа, мы можем отправиться в космос, и у нас там есть место назначения. Это Международная космическая станция. Мне нравится называть её «Форпост человечества в космосе». Вне всякого сомнения, это самый удивительный полёт инженерной мысли и творение рук человеческих когда-либо возведённых в реальность.

Около 10 лет ушло на то, чтобы построить её усилиями пяти космических агентств многих стран (самый весомый вклад, конечно, внесли Соединённые Штаты и Россия, но также и Европейское космическое агентство). Итак, вы прибываете туда – и у вас есть кислород, воздух, чтобы дышать; у вас есть одежда, пища, вода; и у вас будет много работы. И там вы найдёте друзей, которые откроют вам дверь.

Когда мы на «Союзе» добрались до места назначения, нас приветствовали трое членов другого экипажа: двое россиян и американец. И вместе мы сформировали экспедицию 42. Неважно, «42» – реальность или вымысел, но это ответ на главный вопрос нашей жизни, Вселенной и всего-всего! И девиз наш был, вне всяких сомнений, – «без паники!».

Лаборатория Columbus – это кусочек нашей Европы в космосе. Это лаборатория Европейского космического агентства. Лаборатория оснащена разнообразным научным оборудованием для проведения множества экспериментов в различных областях в условиях микрогравитации. Микрогравитация – это просто крутой способ сказать: «невесомость».

В космическом пространстве у нас есть благоприятный момент и потенциальная возможность проводить научные эксперименты в условиях микрогравитации, когда отсекаются эффекты гравитации. Это интересно для учёных, которые проводят исследования в области физиологии человека и медико-биологических наук, также изучают процессы горения, материаловедение, механику жидкости. По этой причине основную часть своих 200 дней я посвятила научным исследованиям.

В большинстве своём мы, космонавты, являемся «морскими свинками», то есть эксперименты ставятся на нас. Мы периодически сдаём все виды анализов: крови, мочи и так далее – в подробности я не собираюсь вдаваться. Мы берём образцы крови в центрифуге, а затем помещаем их в морозильную камеру. У нас есть три морозильные камеры на минус 94 градуса по Цельсию, где мы храним образцы перед их отправкой домой. Иногда работаем с тканевыми культурами, которые помещаем в небольшой портативный контейнер под названием Cubik и выдерживаем их в течение определённого времени при контрольной температуре, затем смотрим на результаты.

Например, у меня были стволовые клетки, которые я туда поместила, чтобы посмотреть на дифференциацию стволовых клеток при нулевой перегрузке в условиях микрогравитации. Как поведёт себя кость, если я добавлю специальную наночастицу костной ткани, поможет ли это предотвратить резорбцию кости, которая приводит к остеопорозу и к потере костной массы у космонавтов в космосе?

Множество раз я выполняла функции механика. Вне всякого сомнения, космическая станция является лабораторией, и там мы хотим заниматься наукой, но это также очень сложная машина. Таким образом, мы должны поддерживать её работоспособность, поэтому – получаете свои инструменты, идёте и исправляете всё, что вышло из строя.

Иногда приходилось выполнять подготовительные работы для выхода в открытый космос. В научной фантастике выход из космического корабля выглядит легко и просто. В действительности, мы должны быть очень осторожны, потому что, когда открывается дверь между отсеком с повышенным давлением и безвоздушным пространством, у вас появляется желание на самом деле быть очень осторожным. Если что-то пойдёт не так, тогда это будет неудачный день. У нас есть шлюзы. Есть небольшой прибор, который находится в японской лаборатории, его можно использовать, чтобы перемещать предметы извне космической станции (например, оборудование). Вы устанавливаете предмет на подвижный стол внутри, затем вставляете его в воздушный шлюз, закрываете дверь, чтобы вакуум поступил в шлюзовую камеру, а затем открываете дверь на другой стороне и выдвигаете стол. И этот предмет, к примеру, спутник, теперь находится в нужной позиции, чтобы его подхватил японский манипулятор и вывел затем на орбиту.

Время от времени, если сослуживцы достают, мы можем на самом деле выкинуть их наружу! Во время моего пребывания на станции у нас было три выхода в открытый космос (работа вне космического корабля), так что моим коллегам Батчу и Терри удалось три раза побывать за пределами станции.

На Земле лучший способ подготовки к работе вне космического корабля – это находиться в бассейне под водой. Как выяснилось, это единственный способ, когда мы можем проходить тренировки в течение многих часов в условиях чем-то похожих на невесомость и быть в состоянии работать в трёх измерениях и в любых направлениях. И вот как мы тренируемся. У нас, в Хьюстоне, есть гигантский бассейн, внутри которого – копия (1:1) Международной космической станции. На протяжении многих часов мы учимся делать то, что придётся сделать во время выхода в открытый космос.

К сожалению, в этот раз, во время моего космического полёта, мне не удалось выйти в открытый космос, но, надеюсь, в следующий раз это произойдёт. Тем не менее и для меня это был большой стресс, потому что, когда у тебя есть два приятеля, которые собираются выйти в безвоздушное пространство, а ты несёшь ответственность за состояние их скафандров, и ты несёшь ответственность за предварительную подготовку дыхания, чтобы у них не случилось декомпрессионной болезни за пределами станции; и ты несёшь ответственность за проведение всех шлюзовых операций должным образом, чтобы безопасно доставить их туда и благополучно вернуть обратно, – это напряжённый день. Без паники! Таков был наш девиз!

Один из моментов, который вы не сможете увидеть в научно-фантастических фильмах (потому что герои, как правило, слишком заняты спасением Вселенной), – просто обычная жизнь, общение, шутки. И этот момент очень важен, когда вы находитесь там в течение 200 дней. Это не то, что на Земле; на Земле вы идёте на работу, а затем вы идёте домой к своей семье, друзьям. В космическом пространстве и ваши коллеги, и ваши друзья, и ваша семья – всё те же люди в одном лице. И это очень важно, когда вы правильно выстраиваете свои отношения, когда вы заботитесь друг о друге, когда вы настроены на то, чтобы понимать их потребности, чувствовать их настроение, находиться в уверенности, что всё у вас получается. Совместный приём пищи стал частью нашего опыта функционирования в качестве единой команды. Также было важно вместе отмечать праздники – трое отметили там свой день рождения. Мы дважды справили такой праздник, как Рождество: в ночь на 25 декабря отпраздновали наше западное Рождество и снова, спустя две недели, праздновали православное.

Что касается повседневной жизни там: где мы спим? Это не так красиво, как показывают в некоторых фильмах. У нас есть небольшие кабинки, которые являются нашим маленьким личным пространством, где мы храним наши персональные ноутбуки, некоторые личные вещи и спальный мешок. Мы просто проскальзываем в спальный мешок, когда приходит время спать. Я могла просто плавать – плавать свободно и спать – так я любила больше всего.

Физические упражнения в космическом пространстве очень важны, они предотвращают потери мышечной и костной массы. Мы планировали заниматься по два часа каждый день. У нас есть тренажёр, который называется ERED, он позволяет заниматься тяжёлой атлетикой в невесомости. Можно делать приседания, становую тягу и качать пресс – все виды типичных для тяжёлой атлетики упражнений. И у нас есть беговая дорожка, с ремнями и лентами фиксации, которые прижимают и удерживают нас на этой беговой дорожке. В противном случае, если сделать шаг, вы просто уплывёте.

Что касается воды. Мы человеческие существа, нам нужна вода, чтобы пить, увлажнять пищу (большая часть нашей пищи является обезвоженной) и нам нужно мыться. У нас нет душа, но мы делаем обтирание тела мокрой губкой, а для этого нужна вода. Очевидно, что у нас нет возможности постоянно «поднимать воду наверх». Мы не можем просто вылить воду, которую мы уже использовали, – мы её перерабатываем. Мы перерабатываем всё, включая мочу. Как мы любим говорить: обратим кофе вчерашний в кофе завтрашний. И если говорить о кофе: в какой-то момент во время нашей миссии, когда она близилась к концу, я получила истинное наслаждение: из Италии мы получили кофеварку эспрессо. Так что наша команда имела честь стать первым экипажем, который готовил настоящий кофе эспрессо в космическом пространстве. И нам даже передали настоящие кофейные чашки с нулевой перегрузкой, и я могла с шиком пить свой кофе.

Теперь о еде. Ну, как правило, у нас были обезвоженные продукты питания или пакетики с пищей, которые мы ставили в маленькую электрическую горячую духовку, нагревали их, открывали пакет, и еда была готова к употреблению. Похоже на питание в военных полевых условиях. Но иногда мы получали немного свежих продуктов, когда прилетал грузовой транспортный корабль с припасами. Группа психологической поддержки могла положить яблоки, помидоры, морковь, которые мы ели в течение нескольких дней. У нас нет никаких холодильников, поэтому у нас нет возможности их долго хранить. Следовательно, мы действительно должны были их съесть, не затягивая, как только их получили.

И о грузовых транспортных кораблях. Ну вот обмен грузами между космической станцией и Землёй существенный. У нас есть автоматический межорбитальный транспортный аппарат (МТА), Европейский КЛА для доставки предметов снабжения; во время нашей экспедиции было пять поставок. Около семи тонн груза поступило на космическую станцию.

Здорово, что состыковка с российским сегментом МКС происходит в полностью автоматизированном режиме. Также у нас есть два Dragons – транспортные средства США, они поменьше, но способны повторно входить в атмосферу, не будучи деструктированы, поэтому есть реальная возможность доставить наш груз обратно на Землю.

Однако у них отсутствует функция автоматической состыковки с космической станцией, поэтому они входят в космическое пространство, находят космическую станцию, паркуются в десяти метрах от станции, как во время группового полёта, а мы их захватываем при помощи CANADA 2 – большой роботизированной руки космической станции. И мы направляем руку изнутри с роботизированного рабочего места, расположенного в куполе, – любимое место каждого космонавта! Мы можем в действительности видеть работу робота-манипулятора через окна купола, где было сделано так много фотографий!».

Купол, по мнению госпожи Кристофоретти, является любимым местом каждого космонавта на МКС. Это место, где они наблюдают закаты и восходы, где они делают фотографии, которые поражают видами всех нас на Земле. Место, откуда, возвышаясь над планетой, астронавты всё ещё в состоянии увидеть пирамиды – великое земное творение – и предоставить нам удивительные фотографии нашей планеты из космоса, чтобы вдохновить нас на ещё более невероятные открытия в необозримой и неизведанной Вселенной.

Технический перевод статьи журнала ROOM