Коммерческое развитие космического пространства – естественная закономерность, способствующая формированию государственно-частного сотрудничества

Сотрудничество между правительствами и коммерческими космическими компаниями уже не строится на отдельных примерах, а представляется частью растущей тенденции, поскольку отмечается явное пересечение интересов этих компаний и правительственных инициатив.
Питер Маркез

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 2(8) 2016

Речь идёт не только о пересечении интересов, также можно отметить развивающиеся симбиотические отношения между этими двумя группами. Кооперация оказывается взаимовыгодной и уже не является всего лишь традиционным государственно-частным партнёрством клиента и подрядчика.

Астероид с обманчиво нормальным числовым обозначением «164121», но достаточно большой, чтобы разрушить страну размером с Францию, будет пролетать близко к Земле 31 октября этого года. Астрономическая обсерватория Catalina Sky Survey (CSS), которая находится в Аризоне и перед которой НАСА поставило ​​задачу поиска астероидов, обнаружила его в 2003 году.

За последнее десятилетие CSS была самой успешной программой слежения за астероидами, и знания, которые она накопила, значительно расширили нашу базу данных известных астероидов. Тем не менее два года назад НАСА задалось вопросом, насколько возможно усовершенствовать CSS, чтобы отследить ещё больше астероидов, особенно таких, как «164121», которые могут угрожать Земле? Оказалось, что в это же время ещё одна группа заинтересовалась ответом на тот же вопрос, но по другой причине. И в конечном счёте ответ будет найден в принципиально новом сотрудничестве между промышленностью и НАСА.

Использование полезных ресурсов космического пространства – одна из отраслей промышленности, которая пребывает на переднем крае этих новых частно-государственных, симбиотических отношений. Поскольку человечество занимается исследованиями за пределами Луны, появляется потребность в полезных ресурсах для поддержания жизни и работы в космосе.

Желательно создать определённую структуру в космическом пространстве, а не тратить энергию и средства на её доставку с поверхности Земли. И по мере роста населения Земли увеличивается спрос на поставки продовольствия и полезных ресурсов. В то же время растёт осознание необходимости выявить, а затем защитить нас от объектов из космоса, которые в состоянии уничтожить жизнь на Земле.

Все вышеперечисленные факты наводят мосты между правительственными и коммерческими интересами. В Соединённых Штатах были созданы несколько компаний в области освоения природных богатств космического пространства, что не удивительно, потому что правительство США предпринимает шаги в направлении использования этой новой отрасли для обеспечения своих собственных интересов в космосе. Недавно, помимо США, правительство Люксембурга объявило о своих инициативах, направленных на поддержку отрасли утилизации полезных ресурсов космического пространства.

Эти совместные инициативы охватывают три отдельные области: право, технологии и космические полёты/рынки. Отдельные страны и многосторонние организации занимаются разработкой инициатив во всех этих областях.

Правовые рамки

«Договор о космосе» 1967 года (OST) заложил основы, с помощью которых все страны пользуются и работают в космическом пространстве. OST представляет из себя невероятно дальновидный документ, который поддерживает полезную и мирную обстановку в космическом пространстве с начала космической эры, чем способствовал развитию различных видов космической деятельности, начиная с военных и до научных и коммерческих приложений.

В то время как OST определяет общие понятия для ответственного и мирного использования космического пространства, фактическая реализация и действие OST заключаются во внутренних законодательствах и их исполнении. Со временем многие страны разработали национальные правовые нормы для выполнения своих обязательств по OST и использовали Организацию Объединённых Наций и другие международные форумы для обсуждения взаимосвязи между своими соответствующими внутренними законами.

В течение многих лет правовое космическое сообщество обсуждает разрешение частным компаниям на право владения в рамках OST природными ресурсами, полученными из недр астероида. Многие в сообществе считают, что OST подразумевает право на владение ресурсами, в то время как другие считают, что OST строго запрещает подобный вид ​​собственности.

В 2009 году была основана астероидная горнодобывающая компания Planetary Resources, которая быстро вывела на передний план эти, в течение десятков лет набившие оскомину, дебаты. Признавая целесообразность наличия таких компаний, как Planetary Resources, в своей вотчине, правительство США поставило задачу установить законность владения астероидными природными ресурсами.

В ноябре 2015 года Конгресс Соединённых Штатов представил искусно составленный законодательный акт, в котором признаётся право частных компаний на владение природными ресурсами, которые они получают из недр астероидов, а несколько дней спустя президент Обама узаконил документ. Это знаменательное событие стало юридической кульминацией двухлетних тщательных исследований и содержательных обсуждений между представителями промышленности, правительственными чиновниками и международным сообществом.

Новый законодательный акт США полностью соответствует «Договору о космосе» 1967 года и создаёт прочную основу для развития новой отрасли.

Законодательный исторический момент, имевший место в Соединённых Штатах, был всего лишь началом. В феврале правительство Люксембурга объявило о своём намерении способствовать развитию отрасли по использованию космических природных ресурсов, а также был принят законодательный акт, который признаёт право частных компаний на владение космическими природными богатствами.

В настоящее время юридические дискуссии в основном сосредоточились в направлении реализации и соответствующих моделей добычи естественных ресурсов космического пространства. Вопрос, звучавший десятилетиями «а мы можем?», теперь превратился в обсуждение «а каким образом?»

В многосторонних встречах возникают новые дискуссии по поводу других стран, принявших аналогичные законы. Повод для принятия этих законов очевиден. Соединённые Штаты и Люксембург лидируют в обсуждениях и создают благоприятные условия для своих стран, чтобы извлечь выгоду от поддержки компаний, которые создают новые технологии доступа к дефицитным ресурсам, делают научные открытия, решают вопросы занятости и новых источников облагаемого дохода.

Технология

Развивающаяся коммерческая космическая отрасль не была продуктом абиогенеза. Промышленность родилась и взращивалась правительствами космических держав на десятилетиях инвестиций и технологического развития. По мере развития промышленности она начала забирать технологии из других отраслей для решения потребностей рынка – то, что не делает большинство правительств.

Сегодня мы пользуемся преимуществами сотрудничества между коммерческими и государственными космическими субъектами. Например, правительство США делится своими знаниями и опытом, а коммерческая индустрия делится своими инновациями и предоставляет новые услуги. Вместе правительства и промышленность двигают космический потенциал вперёд беспрецедентными темпами.

Некоторые из следующих нововведений проистекают из отрасли использования космических ресурсов:

3D-печать: в январе компания Planetary Resources представила первый объект, напечатанный на 3D-принтере, сделанный из астероидных металлов, полученных из метеоритов. Практика показала, что металлы на астероидах можно обрабатывать и печатать что угодно, и это является критически важной технологической разработкой, потому что исследование Солнечной системы человеком будет более плодотворным, если люди смогут использовать ресурсы, находящиеся в космосе, чтобы создать необходимые конструкции. Время, стоимость и сложность запуска каждого элемента оборудования, а также запасных частей делают любое долгосрочное освоение человеком космического пространства непрактичным. Строительные материалы в космосе, полученные из природных ресурсов, найденных на астероидах или Луне, снимают эти ограничения.

Производство космических аппаратов: государственные космические агентства мира разрабатывают и предоставляют некоторые из самых сложных и точных инструментов, когда-либо созданных человеком. Подобные космические аппараты высаживались на Марсе, кометах и астероидах и позволили людям пройтись по Луне. Научные знания, полученные во время этих космических полётов, чрезвычайно глубоки.

Рентабельность: коммерческие космические компании обычно строят спутник, который является экономически эффективным и предназначен для небольшого числа миссий. В каком-то смысле компании, подобные Skybox, Planet Labs и Planetary Resources, превращают спутники в массовый товар. Эти новые спутники рассредоточиваются в больших количествах, и полётные риски распространяются на несколько спутников, а не на один. Для управления такими большими группами компании разработали новые программные возможности, новые датчики и новые технологии производства.

Расширение рынка: коммерческие космические компании удовлетворяют потребности на существующих рынках, таких как наблюдение за поверхностью Земли, а также создают совершенно новые рынки, такие как астероидная горнодобывающая промышленность и глобальный доступ в интернет. Хотя коммерческие и правительственные космические полёты всё ещё преследуют различные цели, присутствуют и области значительного взаимного интереса и сотрудничества.

Миссии и рынки

Гражданские космические мировые агентства ведут деятельность в трёх основных категориях: разведка, планетарная наука и наука о Земле. Более новые коммерческие космические компании развивают бизнес также в трёх категориях: космический туризм, космические природные ресурсы и наблюдения за поверхностью Земли. Пересечение налицо и возможности для сотрудничества также очевидны.

Обеспечение технических возможностей космического туризма обусловлено десятилетиями государственных инвестиций в освоение космического пространства. В свою очередь, технические возможности, разработанные многими космическими туристическими компаниями, обеспечат государственных астронавтов экономически эффективным, надёжным и штатным транспортом в космическое пространство.

Планетарная наука стремится получить больше знаний о нашей Солнечной системе и её происхождении. Компании по использованию космических природных богатств разрабатывают спутники для полёта и анализа астероидов и Луны. Большая часть знаний об астероидах и Луне, которыми располагают ресурсные компании в настоящее время, основаны на данных, полученных из финансируемых правительством космических полётов в рамках планетарной науки. В ближайшее время компании по использованию природных космических ресурсов приступают к генерированию коммерческих данных, которые будут иметь огромное значение для учёных и всего научного сообщества.

Промышленность в области использования космических природных ресурсов также будет напрямую поддерживать инициативы по освоению космоса посредством обеспечения воды, топлива, сырья и средств защиты от радиоактивного излучения, необходимых человечеству для более глубокого исследования Солнечной системы в течение более длительных периодов времени.

И наконец, сообщество по наблюдению за поверхностью Земли находится на пороге предоставления изображений Земли, которых мы никогда не видели прежде. Число цифровых глаз в космическом пространстве резко возрастает и предоставляет нам возможности более высокого разрешения отслеживания в реальном времени: полноценное видео и снимки, которые охватывают спектр от инфракрасного радара до видимого спектра (весь спектр). Земные учёные будут в числе основных благополучателей этих возможностей визуализации.

Возможности, предоставляемые ​​164121

Вернёмся к астероиду 164121. Оказывается, что он не собирается угрожать Земле во время своего подхода, хотя он и приблизится к нашей планете почти на пять миллионов километров (близкий подход в астрономическом контексте), но нам не о чем беспокоиться.

Мы узнали об этом факте, потому что ранее в этом году CSS удалось провести ещё одно наблюдение за астероидом и полученные данные сформировали более чёткую картину орбиты астероида. Астрономическая обсерватория Catalina Sky Survey (CSS) сейчас представляется наиболее функциональной, чем когда-либо прежде.

Ещё в 2014 году, когда НАСА поставило задачу улучшить функциональные возможности находить и отслеживать астероиды, такие как 164121, они решили сотрудничать для решения этого вопроса.

НАСА в партнёрстве с компанией Planetary Resources вместе организовали конкурс, открытый для публичного участия, известный как Asteroid Data Hunter Challenge, чтобы повысить возможности обнаружения астероидов. НАСА и компания Planetary Resources объединились для решения этой задачи, которая оказалась в зоне взаимных интересов повысить частотность обнаружения и определения характеристик астероидов: НАСА имеет мандат для поиска объектов, сближающихся с Землёй (ОСЗ), а компания Planetary Resources стремится узнать больше об астероидах, которые могут иметь материальную ценность.

Подобное сотрудничество привело к разработке алгоритма, который усовершенствовал существующие методы обнаружения на 15 процентов. Стоимость составила 187 000 долларов США: примерно два процента от годового бюджета CSS и лишь 0,01 процента от общей программы обнаружения ОСЗ. НАСА осталось в выигрыше, компания Planetary Resources осталась в выигрыше, научное сообщество осталось в выигрыше, а гениальный инженер-программист, который разработал алгоритм, получил значительную премию.

Это лишь один из примеров растущего и плодотворного сотрудничества между отраслью по использованию космических природных ресурсов и правительств по всему миру. Мы проживаем захватывающей момент в истории, когда наше политическое руководство, научное сообщество и промышленность работают вместе, чтобы развивать возможности и ресурсы, которые улучшат качество жизни на Земле и расширят наше постоянное присутствие в Солнечной системе.

Автор материала:
Питер Маркез (Peter Marquez),
вице-президент по глобальному взаимодействию,
компания Planetary Resources, Inc.,