Mike Killian

Из укрытия – на поле боя

 
В начале года Центр новых подходов к обеспечению американской безопасности (CNAS) опубликовал в Соединённых Штатах очередной доклад, где на первый план выдвигает уязвимость Пентагона в космическом пространстве и призывает изменить его стратегию для гарантии защиты и подготовки к конфликту.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 1(7) 2016

Элбридж Колби (Elbridge Colby), Центр новых подходов к обеспечению американской безопасности (CNAS), США

Элбридж Колби (Elbridge Colby), Центр новых подходов к обеспечению американской безопасности (CNAS), США

В этом номере автор Элбридж Колби – бывший член президентского предвыборного штаба губернатора В. Митта Ромни – предоставляет журналу ROOM свою эксклюзивную статью, подготовленную на основе доклада, в которой он особо подчёркивает, что потенциальные противники, такие как Китай и Россия, оценили степень зависимости Соединённых Штатов от своей «космической архитектуры» и приступили к поиску её слабых мест.

Соединённые Штаты пребывают в большой зависимости от своих возможностей использовать космическое пространство для обеспечения безопасности, поэтому их системы космического базирования являются жизненно важными для вопросов обороны и разведки США.

Тем не менее американские вооружённые силы в настоящее время не превосходят своих потенциальных противников по подготовке более сильных солдат, количеству пушек или танков. Они имеют преимущество, потому что в состоянии лучше оценить ситуацию в разгар конфликта: что происходит с их собственными силами и силами врага в момент «неясности боевой обстановки».

В конечном итоге Соединённые Штаты могут взять на службу наёмников в любой точке земного шара быстрее, точнее и эффективнее, что делает их вооружённые силы уникальными и позволяет нанести решающий удар по силам противника.

Эксплуатация космического пространства имеет особенно важное значение для эффективности проецирования военной мощи США, потому что предоставляет американским военным возможность эффективно работать на глобальных расстояниях, за пределами той досягаемости, которую обеспечивают наземные и воздушные средства США, ограниченные по дальности и выносливости.

Как сказал недавно генерал Джон Хайтен, командующий военно-космическими силами ВВС США, на канале CBS в программе «60 минут»: «Имея в своём распоряжении космическое пространство, мы можем атаковать любую цель на планете, причём в любое время и в любом месте, при любых погодных условиях».

Таким образом, способность Вашингтона демонстрировать надёжную и эффективную военную мощь в таких ключевых регионах, как западная часть Тихого океана, Европа и Ближний Восток зависит от космического пространства. И эта зависимость продолжает расти.

Более того, космическое пространство также имеет принципиальное значение для гарантии национальной безопасности и применения стратегической концепции устрашения, принимая во внимание, что космические силы и средства обеспечивают раннее предупреждение о ракетном ударе и служат в качестве важнейшего компонента в системе управления и контроля вооружённых сил США в случае войны.

Уязвимость

С другой стороны, подобная зависимость становится всё более проблематичной, поскольку потенциальные противники США оценили масштабы использования США своей космической архитектуры и приступили к созданию потенциальных средств, угрожающих космическим и связанным с ними системам США.  В этой связи можно заметить, что многие наблюдатели отмечают, что такие потенциальные противники считают космическую архитектуру «Ахиллесовой пятой» военной мощи США.

Такие страны, как Россия, Китай, и даже страны с более скромными возможностями и ресурсами приобретают перспективу держать спутники США под ударом не только посредством метода динамического прямого поражения ( противоспутниковые системы ПСС), но и при помощи нединамических и более ограничивающих технологий: радиопротиводействие, «ослепление», кибер и другие электронные методики.

В результате делаем вывод: космическая архитектура США становится всё более беззащитной; американские спутники, расположенные на низкой околоземной орбите (НОО), уже находятся в зоне поражения такого государства, как Китай, а те, что располагаются на более высоких орбитах, вероятнее всего, в ближайшее время аналогично «встанут под удар».

Китай, уничтожив один из своих метеорологических спутников на НОО в 2007 году, подтвердил свою способность наносить удары по спутникам на таком расстоянии. Испытания противоспутникового оружия в 2013 году продемонстрировали движение ракеты примерно на 18 600 миль вглубь космического пространства, что беспристрастно скромно по отношению к 22 236 милям – расстоянию, на котором американские спутники располагаются на геостационарной орбите, в том числе и важнейшие для предупреждения о ракетном нападении, и спутники связи.

США создали чрезвычайно дорогую и чувствительную архитектуру космических средств, на которую возложены большие надежды в области военного превосходства, что делает её наиболее уязвимой для нанесения удара или выведения из строя. Вопрос теперь в том, что нам необходимо предпринять в этом отношении?

Пожалуй, наиболее знаковым сигналом повышенной обеспокоенности Министерства обороны относительно позиции США в космическом пространстве стал тот факт, что Пентагон выступил недавно с инициативой инвестировать порядка 8 миллиардов американских долларов в развитие космического потенциала в течение следующих пяти лет – весьма серьёзный показатель глубокой озабоченности Пентагона данной проблемой.

Авиатехник Эшли Риск (передний план) и авиатехник 1-го класса Джаспер Платт отслеживают процедуру спутниковой системы на базе Шрайвер (Schriever) ВВС, Колорадо. Они являются операторами канала связи «Космос-Земля» 4-й эскадрильи космических операций. ВВС США/Ланс Ченг

 

Соответственно был подготовлен ряд внутренних аналитических обзоров для оценки дальнейшего курса развития будущей космической архитектуры США.

Например, Министерство обороны приступает к производству новых, более манёвренных, спутников для уклонения от удара и делает их более устойчивыми к радиопомехам, одновременно создавая новую радиолокационную систему для более совершенного отслеживания объектов в космическом пространстве.

США также развернули два спутника космической разведки, чтобы наблюдать за деятельностью других государств на геостационарной орбите. Хотя эти шаги и демонстрируют обнадёживающий прогресс, для нововведений требуется время, чтобы принести ощутимые плоды, в частности, нам может потребоваться свыше десяти лет, чтобы разработать, построить и запустить военные спутники.

Соединённые Штаты настолько рассчитывают на космическое пространство, что космос становится территорией, подобной любой другой – воздушное пространство, моря, земли и электромагнитные поля – везде, где нации необходимо соперничать за право доступа. С этой целью США придётся адаптироваться к этой новой реальности, находиться в зависимости от космического пространства в сочетании с его растущей уязвимостью. Вопрос в том, как лучше это сделать.

Секретность и низкая информированность в космических вопросах больших групп людей, принимающих политические решения в США, России и Китае, делает эту задачу ещё более трудной.

Ответ на угрозы

Одним из банальных способов решения проблемы растущей опасности для космической архитектуры США является стремление найти от неё защиту.

В частности, это возможно за счёт увеличения устойчивости самих спутников, чтобы они имели возможность подавлять, выживать или пережидать атаку, обеспечив будущие спутники функциями активной самообороны; за счёт развёртывания дополнительных специализированных систем для охраны спутников и связанных с ними архитектур; а также за счёт совершенствования космической ситуационной осведомлённости (SSA), чтобы более точно упреждать и понимать характер опасности.

В качестве альтернативы вероятные действия противника могут быть сведены на нет или сведены к минимуму за счёт развития ударных возможностей для противодействия противокосмическим средствам. Они могут включать динамические и нединамические возможности, чтобы атаковать средства противника, а также многофункциональную информационно-управляющую (C4ISR) систему, необходимую для наведения и управления ими.

Сержант Рэймонд Поласки указывает на изменение погодных условий на радаре. Для разведки погоды используются такие приборы, как погодные датчики, спутники и радары для точного прогнозирования для восьми различных планеров. ВВС США/Джек Сандерс

Сержант Рэймонд Поласки указывает на изменение погодных условий на радаре. Для разведки погоды используются такие приборы, как погодные датчики, спутники и радары для точного прогнозирования для восьми различных планеров. ВВС США/Джек Сандерс

 

Проблемы подобной оборонительной концепции заключаются в её внушительной стоимости и технологических препятствиях при оснащении спутников функциональными средствами прямой обороны, характерной хрупкости космических устройств, последующих проблемах и предельных значениях повышения их жизнеспособности.

Ещё один способ противостоять растущей опасности для космической архитектуры США представляет собой изменение её общего состава с целью сделать её менее уязвимым объектом и улучшить её устойчивость (способность к восстановлению после повреждения). Варианты могут предусматривать:

  • разделение архитектуры на большее число мелких спутников,
  • придача большей манёвренности новому поколению космических средств,
  • совершенствование космической ситуационной осведомлённости (SSA) для более точного определения условий космического пространства,
  • разработка нового поколения спутников, более легко заменяемых, и, соответственно, бросовых,
  • наращивание больших альтернативных возможностей в архитектуре для сокращения точек уязвимости и отказов,
  • рационализация производственных процессов для содействия заменяемости,
  • расширение национального потенциала запуска космических аппаратов,
  • наращивание возможностей США для проверки, ремонта и перемещения своих спутников на орбите.

Сейчас реальность такова, что Соединённые Штаты приступили к исследованиям и стали придерживаться намеченного курса. Проблема заключается в том, что, делая акцент исключительно на устойчивости к внешним воздействиям без надёжных способов защиты или сдерживания нападения, – это прямой путь к неудаче, поскольку не создаёт каких бы то ни было помех для противника, который в состоянии просто принять соответствующие меры, необходимые для атаки этой более устойчивой космической архитектуры США.

Другая дополнительная перспектива для Соединённых Штатов состоит в поиске путей для смягчения последствий своей растущей уязвимости в космическом пространстве, больше полагаясь на наземные и воздушно-реактивные средства, такие как беспилотные летательные аппараты, используемые в целом ряде миссий вместо орбитальных средств.

Задача миссии DMSP заключается в сборе и распределении общих снимков с высоким разрешением в видимой области спектра, восходящего слоя сплошной облачности, и других стратегически важных данных о состоянии воздушного пространства, наземных, морских и условиях космического пространства для Министерства обороны (МО) и спецслужб. Lockheed-Martin

Задача миссии DMSP заключается в сборе и распределении общих снимков с высоким разрешением в видимой области спектра, восходящего слоя сплошной облачности и других стратегически важных данных о состоянии воздушного пространства, наземных, морских и условиях космического пространства для Министерства обороны (МО) и спецслужб. Lockheed-Martin

 

Следуя этому принципу, министр обороны США в прошлом году призвал военных ослабить свою зависимость от всё более чувствительной к внешним воздействиям группы спутников Глобальной навигационной системы (GPS).

Между тем, как есть смысл в ослаблении зависимости вооружённых сил США от космических средств, его также можно рассматривать лишь в качестве элемента более широкой космической стратегии. Соединённые Штаты не в состоянии пожертвовать своей способностью использовать космическое пространство в случае конфликта и полагают, что их вооружённые силы будут иметь возможность действовать на расстоянии столь же эффективно, как и в настоящее время.

США нуждаются в разработке более селективных и гибких факторов устрашения, которые будут в состоянии соответствовать обостряющейся конкуренции высокотехнологичных, потенциальных противников, таких как Китай или Россия.

Стратегия военного ограничения

К сожалению, как нам кажется, до недавнего времени было предпринято слишком мало усилий, чтобы выстроить серьёзную линию защиты и политику устрашения в области космического пространства, и оттого вовсе даже сложно заметить, что столь похвальные мероприятия по повышению роли США, обусловленные их космической доктриной, следуют чёткой стратегической логике.

Более того, Конгресс был в достаточной мере обеспокоен отсутствием подобного согласованного подхода и очевидным отсутствием какой бы то ни было активности внутри исполнительной власти для достижения этой цели, поэтому вынужден поручить правительству США заняться разработкой такой стратегии в рамках Закона о национальной обороне на финансовый 2016 год.

Традиционный подход США к сдерживанию агрессии, направленной на космические средства, опирается, явно или скрытно, на угрозу потенциально подавляющих ответных действий даже в отношении ограниченных космических ударов. Но такая угроза ведёт к существенному снижению доверия.

В современном контексте понятно: никто не считает, что ограниченная космическая атака неизбежно или вполне правдоподобно станет прелюдией к полноценной ядерной войне. Любая стратегия сдерживания в космическом пространстве США, которая руководствуется категорическими ответными действиями на космические удары, будет становиться всё более и более невероятной и, таким образом, всё менее и менее эффективной.

Поэтому США нуждаются в разработке более селективных и гибких факторов устрашения, которые будут в состоянии соответствовать обостряющейся конкуренции высокотехнологичных, потенциальных противников, таких как Китай или Россия. В то же время подобные гибкие факторы сдерживания должны помочь разубедить такого врага нанести удар по более объёмной военной и гражданской космической архитектуре страны. Проще говоря, Соединённые Штаты должны найти способы ограничить войну в космическом пространстве.

США также пожелают свернуть любой подобный конфликт на путь, который носит устойчивый характер и пойдёт на благо американским ориентирам. Это означает, что, предложив правила борьбы, выстроить затем средства и стратегию с целью стимулировать противника следовать ей.

В то же время, чтобы быть привлекательными для Вашингтона, подобные правила или принципы должны позволить США использовать силу, в том числе в космическом пространстве, таким образом, чтобы способствовать достижению своих основных политических целей. Разумеется, сложно сформулировать принципы, которые одновременно позволяют достичь собственного успеха и получить на это согласие своего противника.

К тому же секретность, которая окутывает программы США, России и Китая, и низкая информированность в космических вопросах больших групп людей, принимающих политические решения во всех трёх странах, делает эту задачу ещё более трудной.

Тем не менее из истории мы знаем, что такое ограничение конфликта может работать и может работать таким образом, чтобы помочь стране быть готовой вести ограниченные военные действия для достижения своих целей. Воистину почти все войны, так или иначе ограниченные, и все конфликты с участием ядерных государств с 1945 года были так или иначе осмысленно ограничены.

Что же тогда, если подобные, предлагаемые США, принципы ограничения выглядят достаточно космическими в формирующейся оперативно-стратегической обстановке?

Доктрина ограничения может включать следующие принципы:

  • быть первым, кто начнёт войну в космическом пространстве означают: спровоцировать угрозу эскалации и безответственность,
  • нападения «на» или вмешательство «в» стратегические космические средства будут рассматриваться как явная угроза эскалации и, по умолчанию, подлежат осуждению,
  • запрещаются удары кинетическим оружием, которые нанесут долговременный ущерб способности человечества пользоваться возможностями космического пространства,
  • спутники и космические средства, которые не имеют непосредственного отношения к конфликту, не являются правомерными целями для нападения,
  • военные действия в космическом пространстве оправдывают ответные действия вне космического пространства.

Хотя эти принципы и процедуры предлагаются в основном в качестве иллюстративных примеров, которые в большей степени призывают к обсуждению, чем требуют быть «высеченными на камне», тем не менее они отражают направление и принципы, формированию которых США хотели бы способствовать.

Они являются неофициальными правовыми нормами, которые носят достаточно общий характер и беспристрастны, чтобы заручиться поддержкой и одобрением третьих сторон, и даже потенциальных противников, но в любом случае предоставят США возможность эффективно выполнить свои военные операции и, в конечном итоге, одержать победу в ограниченном конфликте.

Чем более жёстко закрепить действие этих принципов, тем более подобающим образом США смогут привести в соответствие с ними свою космическую архитектуру, сосредоточив свои усилия на обеспечении жизнестойкости, обороноспособности и резервировании своих ресурсов, чтобы использовать функциональные возможности, предоставляемые относительно стабильного набора ожиданий.

США также пожелают свернуть любой подобный конфликт на путь, который носит устойчивый характер и пойдёт на благо американским ориентирам.

Соответственно, США должны стремиться, чтобы в максимально возможной степени добиться утверждения этих принципов на международном дипломатическом уровне.

Впрочем, Соединённые Штаты не должны ограничивать свои усилия в области сдерживания и обороны лишь обеспечением соблюдения этих общих норм. В частности, они должны стремиться к разработке стратегии и своей позиции, чтобы защитить даже те свои космические средства, непосредственно вовлечённые в конфликт, с использованием сдерживающих угроз и соответствующих защитных средств.

За этим могло бы последовать формирование для космического пространства многоуровневой или дифференцированной политики устрашения с различным набором средств сдерживания, охватывающих различные космические системы в зависимости от их участия в конфликте, их роли в выполнении стратегических задач и других подобных факторов.

Космическая оборона США должна быть эффективной и в достаточной мере оправдывающей затраты, чтобы иметь существенное различие с потенциальными расчётами противников, во сколько обойдётся нанесение удара по спутникам США.

Хотя в обозримом будущем противокосмическая оборона в полном объёме может быть нами и неосязаема, но чем лучше защищённой, жёсткой и более устойчивой будет космическая архитектура США, тем более радиальными должны быть меры противника, чтобы нанести ей существенный вред.

Спутник серии IIF системы глобального позиционирования проходит стадию окончательной герметизации внутри защитного обтекателя приборного отсека диаметром четыре метра. Система IIF GPS обеспечивает улучшенную навигационную точность за счет использования современных атомных часов, имеет более продолжительный расчётный срок эксплуатации, чем предыдущие спутники GPS, и третий операционный гражданский сигнал (L5), что приносит выгоду коммерческой авиации и безопасным приложениям. United Launch Alliance

Спутник серии IIF системы глобального позиционирования проходит стадию окончательной герметизации внутри защитного обтекателя приборного отсека диаметром четыре метра. Система IIF GPS обеспечивает улучшенную навигационную точность за счёт использования современных атомных часов, имеет более продолжительный расчётный срок эксплуатации, чем предыдущие спутники GPS, и третий операционный гражданский сигнал (L5), что приносит выгоду коммерческой авиации и безопасным приложениям. United Launch Alliance

 

Вместе с тем подобные усилия должны предусмотреть активный дипломатический подход, где особое внимание уделялось бы полуофициальному контролю над вооружениями, не на основе международных договоров. Действительно, такая деятельность может сыграть важную роль как в обеспечении стабильности в космическом пространстве, так и в продвижении конкретных интересов США в этом направлении.

Например, американская дипломатия должна стремиться содействовать продвижению норм или принципов приоритетной для США доктрины ограничения и перспективных методов проверки и исполнения. Если США получат широкую дипломатическую поддержку продвигаемых ими «правил игры», она может оказать дополнительное давление на потенциальных противников, чтобы они соблюдали предписанные нормы.

Кроме того, Вашингтон должен сделать специальный упор на то, чтобы призвать Россию и Китай присоединиться в вопросе разделения на стратегические и нестратегические космические системы в интересах обеспечения стабильности стратегической ситуации. Кроме того, США могли бы добиться исполнения соглашений о запрете или, по крайней мере, наказании за образование мусора в космическом пространстве, в частности от нанесения кинетических космических ударов.

Проще говоря, Соединённые Штаты должны найти способы ограничить военные действия в космическом пространстве.

Практические выводы

Что означает принятие такого подхода на практике с точки зрения изменений в существующих позициях расстановки сил и средств, стратегии и организационной структуры США? Давать рекомендации относительно конкретных возможностей выходит за рамки или не входит в задачу этой статьи, но можно сделать следующие предположения.

Для достижения своих интересов в сфере космической безопасности Соединённым Штатам следует:

  • развивать будущую архитектуру космического пространства, которая будет готова к войне и, в частности, к ограниченным военным действиям,
  • разработать формы эффективных, но ограниченных космических ударов, в частности не кинетических, которые не сопровождаются образованием космического мусора,
  • закупать и устанавливать средства противокосмической обороны на спутниках таким образом, чтобы увеличить затраты, риски и неопределённость для противника, который отважится на нанесение удара по системе,
  • стремиться отделить свою стратегическое космическую архитектуру от других функциональных возможностей, особенно от обычных военных боевых задач,
  • разработать средства обдуманного и адаптивного планирования конфликта в поражённом космическом пространстве и исключительно функциональную систему управления и контроля,
  • изучить конъюнктуру «дипломатического рынка» и добиваться утверждения приоритетных принципов США, чтобы развернуть военные действия в космическом пространстве на приемлемых условиях,
  • стремиться найти способы оказывать влияние на развитие космических технологий в направлениях, выгодных для данной стратегии, в рамках взаимодействия с партнёрами, сотрудничестве с промышленностью, экспортным контролем и тому подобному,
  • стремиться изменить восприятие того, что требуют интересы США и их союзников, а также, что является правомерным по отношению к системе обороны и конфликту в космическом пространстве.

В качестве основополагающего принципа Соединённые Штаты должны развивать космическую архитектуру в соответствии с означенной оборонительной стратегией.

Речь идёт о том, что никакие будущие космические силы и средства более не создаются без оборонительных и жизнеспособных технических возможностей, необходимых для интеграции их в подобную архитектуру, даже ценой некоторых потерь в функциональности. Короче говоря, будущая космическая архитектура США должна быть готова к войне и, в частности, к ограниченной войне.

Стратегия ограниченной войны, изложенная здесь, – единственная, в которой, признавая реальную уязвимость и недостаток ресурсов, предлагается способ создания системы космической обороны и потенциала сдерживания.

Она выстраивается на следующей основе: целесообразная доктрина ограничения, обусловленная интеллектуально; целевые инвестиции в средства нанесения ответного удара и противокосмической обороны; усилия по повышению устойчивости и созданию возможностей резервирования; снижение затрат и минимизация уязвимости космической архитектуры США.

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
From Sanctuary to Battlefield
 журнал ROOM №1 (7) 2016

ранее опубликовано

все статьи и новости