Журнал «Воздушно-космическая сфера». №3 (92) сентябрь 2017 года - page 122

120
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
А Семену Алексеевичу Лавочкину этих качеств
недоставало. По-настоящему гениальный конструк-
тор, заслуженно возглавлявший большое, созданное
специально под него конструкторское бюро, он был
прекрасным руководителем, который часто ходил
по цехам своего предприятия и был готов лично ре-
шать проблемы своих сотрудников. Но он не был на-
стоящим «хозяином», «царем и богом» – не обладал
характером, который отличал большинство главных
конструкторов оборонки тех лет. Умея создавать, Ла-
вочкин плохо умел «пробивать».
– Среди главных конструкторов была мощная конку-
ренция. Из-за нее мы, между прочим, очень много
теряли. И речь не только о нашем КБ, – продолжает
Виктор Павлович. – К тому же надо было «иметь до-
ступ к уху», чтобы убедить Хрущева, чтобы «Бурю»
не закрывали. Лавочкин был слишком мягким
и культурным человеком. Самое строгое выражение
у него было «Я вас ругаю». Если так сказал – значит,
можно считать, разнос устроил. При этом даже голоса
не повышал, не говоря уж о настоящей ругани.
Семен Алексеевич Лавочкин внезапно скончался
9 июня 1960 года прямо на полигоне во время испыта-
ний своей системы ПВО «Даль», не увидев последних
наиболее удачных пусков «Бури». Его смерть оконча-
тельно поставила крест на проекте. Наум Черняков
перешел на работу к Челомею – тот обещал возобно-
вить «Бурю», но не получилось.
После, уже в КБ Сухого Черняков создал свою знаме-
нитую «сотку» – сверхзвуковой стратегический бом-
бардировщик Т-100, в котором были использованы
некоторые наработки «Бури». Машина получила высо-
чайшуюоценкуиспытателей, хотяпроект тожепохоро-
нили, что было последствием той самой конкуренции
главных конструкторов. Как утверждают в авиацион-
ных кругах – в данном случае весьма нечистоплотной.
ПРОКЛЯТИЕ «БУРИ»
История «Бури» спустя несколько лет получила
весьма неожиданное продолжение. Как-то в руки
конструкторов этого проекта попал американский
журнал, в котором была представлена карта СССР
с трассами полетов советских ракет дальнего дей-
ствия, где были точно обозначены координаты их
стартов и конечных попаданий.
Там содержались сведения обо всех ракетах. Всех,
кроме «Бури». Дело в том, что американские систе-
мы наблюдения в Турции засекали верхнюю часть
траектории полета наших баллистических ракет, по-
сле чего рассчитать трассу, место взлета и падения
было несложно. А неторопливая по ракетным меркам
«Буря» была «умнее»: летала по своей программе, мог-
ла маневрировать, становясь непредсказуемой для
наблюдателя, – понять, откуда она стартовала и куда
направляется, было невозможно.
Как невозможно понять, когда закончится проклятие
«Бури»: одарив страну новыми передовыми техноло-
гиями, она канула в лету, оставшись едва не реализо-
вавшейся мечтой о крылатом многоразовом космосе. С
тех пор, кто быв нашей стране ни занималсяпохожими
проектами, их постигает аналогичная судьба.
УЖЕ РАБОТАЯ В КБ СУХОГО,
НАУМ ЧЕРНЯКОВ СОЗДАЛ СВОЮ
ЗНАМЕНИТУЮ «СОТКУ» –
СВЕРХЗВУКОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
БОМБАРДИРОВЩИК
Т-100, В КОТОРОМ БЫЛИ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ НЕКОТОРЫЕ
НАРАБОТКИ «БУРИ». МАШИНА
ПОЛУЧИЛА ВЫСОЧАЙШУЮ
ОЦЕНКУ ИСПЫТАТЕЛЕЙ, ХОТЯ
ПРОЕКТ ТОЖЕ ПОХОРОНИЛИ,
ЧТО БЫЛО ПОСЛЕДСТВИЕМ
ТОЙ САМОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ГЛАВНЫХ КОНСТРУКТОРОВ. КАК
УТВЕРЖДАЮТ В АВИАЦИОННЫХ
КРУГАХ – В ДАННОМ СЛУЧАЕ
ВЕСЬМА НЕЧИСТОПЛОТНОЙ.
1...,112,113,114,115,116,117,118,119,120,121 123,124
Powered by FlippingBook