Журнал «Воздушно-космическая сфера». №3 (92) сентябрь 2017 года - page 119

117
Воздушно-космическая сфера №3(92) сентябрь 2017
– В марте 1958 года я как раз пришел на работу в КБ,
в отдел прочности,– вспоминает конструктор Ми-
хаил Иванович Леднев.– За несколько дней до этого
состоялся неудачный пуск, весь отдел страшно пере-
живал. Элементарная ведь, казалось, ошибка была
с этими рулями. Я ими тоже начал заниматься,
но их и с моим участием поначалу просто отрывало.
Но если с самого начала все хорошо – жди, что потом
все пойдет очень плохо. Проверено! Об этомнамгово-
рил Черняков – главный конструктор «Бури». Это был
прорывной проект. Его и сегодня сравнить не с чем,
хотя, я, конечно, не могу непредвзято судить.
Первым удачным стартом был признан шестой
пуск, состоявшийся 22 мая 1958 года, когда ускори-
тели наконец полностью отработали свою програм-
му и на высоте 17 километров отделились от ракеты,
которая запустила свой двигатель, после чего упала
в заданном районе через две минуты после старта.
Топлива в баках хватало тольконапускдвигателя. Это
было сделано намеренно – во избежание взрыва, пока
не будет отработан старт и отделение от ускорителей.
С этого момента начались испытания самой раке-
ты. Уже в марте 1959 года за 25 минут полета «Буря»
покрывает расстояние в 1300 км, в апреле за 33 ми-
нуты берет дистанцию свыше 1760 км.
Однако задачей этих испытаний было не просто
«намотать километраж». Ведь «Буря» – боевая раке-
та. Она должна лететь по своей программе и точно
поразить заданнуюцель. При этом радиоуправления
с землине предусматривалось – слишкомвелики рас-
стояния, да и противник сможет перехватить управ-
ление илипросто забить радиоканал своимипомеха-
ми. И тем не менее полет ракеты был управляем.
Если посмотреть на «Бурю», сразу бросается в глаза
похожий на кабину горб на ее спине, породивший
легенды об использовании мифических проектов
фашисткой Германии. В пользу легенд работало
и то, что на каждом боку этой «кабины» присутство-
вало по небольшому иллюминатору.
– Главнойидеей было то, что выведеннуюна боевую
траекторию ракету сбить с курса на цель невозмож-
но,– рассказывает Виктор Павлович Викуленков.–
Все корректировки она производит сама с помощью
астродатчика. Он размещался в «кабине» и через ил-
люминаторы по звездам определял местоположение
ракеты, корректируя траекторию полета. Это, на-
сколько я знаю, тоже было сделано впервые в мире.
Революционная по тем временам система авто-
матической астронавигации АН‑2Ш была создана
в 1953 году в НИИ‑88 под руководством Израэля Лисо-
вича и могла точно определять координаты ракеты
по определенным звездамдаже в условиях помех, ко-
торые давали засветки от Солнца, других звезд, отра-
жения от облаков и так далее. С самого начала «Буря»
покорно слушалась своего звездного штурмана.
С 1960 года начинаются решающие «межконти-
нентальные» испытания – теперь из Владимиров-
ки «Буря» должна дойти до полигона на Камчат-
ке. Из четырех испытательных пусков только один
закончился неудачей, когда после 1500 км полета
ЧТОБЫ ОТСТОЯТЬ «БУРЮ»,
СЕМЕНУ АЛЕКСЕЕВИЧУ
ЛАВОЧКИНУ НЕДОСТАВАЛО ДАРА
УБЕЖДЕНИЯ С. П. КОРОЛЁВА.
ПО-НАСТОЯЩЕМУ ГЕНИАЛЬНЫЙ
КОНСТРУКТОР, ЗАСЛУЖЕННО
ВОЗГЛАВЛЯВШИЙ БОЛЬШОЕ,
СОЗДАННОЕ СПЕЦИАЛЬНО ПОД
НЕГО КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО,
ЛАВОЧКИН БЫЛ ПРЕКРАСНЫМ
РУКОВОДИТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ
ЧАСТО ХОДИЛ ПО ЦЕХАМ СВОЕГО
ПРЕДПРИЯТИЯ И БЫЛ ГОТОВ
ЛИЧНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
СВОИХ СОТРУДНИКОВ. НО ОН НЕ
БЫЛ НАСТОЯЩИМ «ХОЗЯИНОМ»,
«ЦАРЕМ И БОГОМ» – НЕ ОБЛАДАЛ
ХАРАКТЕРОМ, КОТОРЫЙ ОТЛИЧАЛ
БОЛЬШИНСТВО ГЛАВНЫХ
КОНСТРУКТОРОВ ОБОРОНКИ ТЕХ
ЛЕТ. УМЕЯ СОЗДАВАТЬ, ЛАВОЧКИН
ПЛОХО УМЕЛ «ПРОБИВАТЬ».
1...,109,110,111,112,113,114,115,116,117,118 120,121,122,123,124
Powered by FlippingBook