Миллиардеры личным примером осваивают космос, создают новые технологии, открывают дорогу для массовых полётов землян. Что не так?

 
В год 60-летия первого полёта человека в космос совершён новый рывок человечества за пределы Земли.
Сергей Владимирович Кричевский, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН, Москва, Россия, svkrich@mail.ru
 
 

Принципиально новое достижение – начало полётов космических туристов на специально созданных и относительно дешёвых многоразовых частных космических системах.

До этого туристы в космос летали только с применением технологий и техники, созданных по государственным программам. Россия в 2001–2009 гг. на космических кораблях «Союз», запущенных с космодрома Байконур, осуществила 8 полётов на Международную космическую станцию семи космических туристов (один из них слетал дважды). Стоимость каждой турпутёвки была около 20-35 млн долларов CША.

Всемирный космический туристический сезон-2021, даже в условиях новой глобальной волны пандемии короновируса, организовали и открыли два миллиардера: Ричард Брэнсон из Великобритании (ему 71 год) и Джефф Безос из США (ему 57, он самый богатый человек Земли), наконец-то исполнив свои давние космические мечты.

Причём это не только их личные успехи, но и важный вклад в развитие космических технологий своих стран и человечества в организационно-управленческом, техническом, экономическом, социальном и других аспектах.

Брэнсон основал Virgin Group, затем, в её составе, в 2004 году – корпорацию Virgin Galactic. 11 июля он и три сотрудника Virgin Galactic совершили полёт с использованием самолёта-носителя VMS Eve, с которого на высоте 16 км стартовал ракетоплан VSS Unity (им управляли 2 пилота), на высоту около 86 км, затем успешно приземлился на аэродроме.

 Джефф Безос в instagram поместил фотографию своего экипажа с подписью: «Нас четверо, только сегодня прибыли в Западный Техас. Жду не дождусь вторника» 

Безос в 2000 году создал аэрокосмическую компанию Blue Origin. 20 июля он и трое его спутников выполнили первый пилотируемый полёт на космическом корабле New Shepard, причём в автоматическом режиме, с использованием ракеты-носителя, на высоту около 100 км. Ракета отделилась и приземлилась, а капсула c людьми благополучно спустилась на парашютах. 

Таким образом, доказано, что новые многоразовые технологии, используемые в этих двух разных проектах, позволяют совершать безопасные суборбитальные полёты людей в космос. Всё это широко освещено в СМИ и вызвало большой интерес в мире.

Но существуют значительные реальные риски, поэтому в процессе регулярных и массовых полётов людей ещё предстоит доказать достаточно высокий уровень надёжности и безопасности. Экономические аспекты также предстоит прояснить: сейчас цена турпутёвки около 250 тысяч долларов США, она может измениться, в том числе с учётом острой конкуренции двух систем.

Сверх того, есть и третья частная система, которую создал и эксплуатирует миллиардер Илон Маск (США): многоразовый корабль Crew Dragon, выводимый в космос ракетой Falcon-9, в 2021 г. начнёт  возить космических туристов. Но турпутёвки на нём, как и на «Союзе», будут слишком дорогими.

Заметим, что у Безоса космический туризм – необходимая, но лишь начальная цель на пути к масштабному освоению космоса, и он конкурирует с Маском в проектах по новой лунной программе «Артемида» (НАСА, США).

Своё фото с Илоном Маском в instagram Ричард Брэнсон в день своего полёта в космос подписал так: «Большой день впереди. Здорово начать утро с другом. Чувствую себя хорошо, чувствую себя взволнованным, чувствую готовность»

Небесный туризм: воздушный и космический. Как исполнить мечту?

Массовое освоение неба началось в XX веке пилотами-профессионалами, затем пассажирами, каждый из которых по сути – воздушный турист.

Мой первый полёт, причём как воздушный турист я совершил его в 12 лет, на пассажирском «Ан-2» Аэрофлота в 1967-м. Взлетев с аэродрома у райцентра города Иман (сейчас  Дальнереченск) Приморского края, самолёт сделал пару кругов над городом и приземлился. Так наградили нас, группу учеников-отличников. Запомнились: «вид сверху» Земли, города, полей, рек, особенно на разворотах с большим креном, рёв двигателя и восторг от новых ощущений… Затем произошла трансформация: через 5 лет стал курсантом военного училища лётчиков, ещё через год самостоятельно летал на реактивном Л-29… В 1989-м был в отряде космонавтов и готовился к полёту в качестве командира корабля «Союз» на станцию «Мир», но не довелось…

Поэтому отношение к космическому туризму у меня особое, как у большинства космонавтов-профессионалов. Особенно по социальному и экономическому аспектам. Получается, что за деньги можно купить в одном пакете туристический полёт в космос и статус космонавта, астронавта. 

Парадоксом современного этапа процесса освоения космоса человеком является коммерциализация, которая приводит к тому, что в космос могут летать только профессионалы и/или туристы.

В мире за 60 лет слетало в космос около 600 человек, активных (действующих) космонавтов-профессионалов сейчас около 100-150 человек, необходимо максимум 200. Но с началом массовых полётов космических туристов будет гораздо больше, чем профессионалов. А у профессионалов жесточайшие требования и очередь на полёты…

Вместе с тем даже суборбитальный полёт в космос могут и хотят оплатить далеко не все долларовые миллионеры: не у всех есть лишние 200-300 тысяч долларов.

Какой выход из этого тупика, как реализовать космическую мечту простому землянину или даже космонавту-профессионалу, который «завис» в очереди или так и не слетал и покинул «цех»? И как, развивая космический туризм, учитывать социальные, экологические и другие проблемы на Земле, особенно проблемы людей, которым вовсе не до полётов в космос?

Космическая туристическая лотерея как проект

Предлагается организовать Всемирную космическую туристическую лотерею как международный социальный проект.  

Вариант: 1 билет стоимостью до 1000 долларов (~75 тыс. рублей), причём из них 50% – на решение земных проблем, например: 25% в фонд лечения детей, 25% в экологический фонд, а остальные 50% – на полёты в космос. Такая цена космической путёвки сравнима с турпутёвкой на Земле.

Летают только выигравшие участники лотереи. Каждому, кто слетал, выдаётся сертификат плюс официально присваивается статус космического туриста. Но если выигравший отказался от полёта (вне зависимости от причин), деньги (как эквивалент выигрыша) не выдаются, а возвращаются в фонд проекта. Далее происходит новый тур лотереи с розыгрышем свободного места на полёт. Каждому «отказнику» выдаётся персональный сертификат, с указанием, что он внёс важный реальный вклад в общее (космо-земное) дело и совершил «условный» полёт в космос. Каждому, кто купил билет, но не выиграл, выдаётся сертификат с присвоением статуса «кандидат в космические туристы» (но без слов об «условном» полёте).

В России с учётом социального расслоения людей космический туризм необходимо сделать приемлемым в общественном мнении и практике. В перспективе это будет возможно через реализацию проекта Всероссийской космической туристической лотереи, а также – и это главное – через создание принципиально новых дешёвых и доступных технологий полётов в космос.

Краткое резюме

В XXI веке идёт расширение сознания множества людей, особенно у нового поколения: переход от практики широко распространённого воздушного туризма (как части общего туризма в пределах Земли) к космическому туризму с выходом за её пределы.

Происходят генерация, апробация, воплощение новых технологий массового освоения космоса: правовых, организационных, технических, экономических, социальных, экологических и др.

При этом возникают новые отношения, возможности и проблемы, которые вряд ли сами отрегулируют рынок космического туризма.

Туристические полёты в космос, видимо, в перспективе станут массовыми и доступными сотням и тысячам людей, смогут дать важные импульсы для развития и самореализации землян, особенно для молодёжи, для развития аэрокосмической сферы и формирования нового сообщества тех, кто будет осваивать космос и в перспективе, возможно, постоянно жить вне Земли.

Поэтому развитие космического туризма и его технологий, как части процесса освоения космоса, необходимо увязывать и гармонизировать с решением насущных правовых, социальных, экологических и других проблем на Земле и в космосе.

(С) Кричевский Сергей, 20 июля 2021.

Первую публикацию сокращённого варианта см.: Кричевский С. Миллиардеры осваивают космос // Независимая газета. 21.07.2021.

 

ранее опубликовано

все статьи и новости