Космический мусор: требуются уборщики

В статье для ROOM его главный редактор Игорь Ашурбейли рассказал о возрастающей опасности в космосе: накоплении космического мусора на околоземной орбите.

XXI век характеризуется не только беспрецедентным прогрессом, но и растущим пониманием, что биосфера нашей планеты крайне хрупка. Она подвержена угрозам как со стороны технологических воздействий человека, так и со стороны стихийных бедствий, возникающих в космосе.

Среди всех возможных угроз я выделяю семь основных:

• солнечные бури и вспышки, известные как выбросы корональной массы;
  • изменения в магнитосфере Земли, которые являются результатом разрушения защитного щита планеты;
  • потенциальная опасность столкновения с астероидом или кометой, которое может привести к массовому уничтожению человечества;
  • космический мусор;
  • климатические изменения, спровоцированные действиями человека и солнечной радиацией в атмосфере;
  • космические лучи пульсаров;
  • потенциальная угроза для Земли, спровоцированная воздействием микроорганизмов из метеоритов и других космических тел, достигших поверхности Земли.

Угрозы, описанные выше, напоминают «русскую рулетку», только с камнями, кусочками металла, солнечной энергией и другими явлениями, которые подвергают человечество огромному риску. Рассмотрим более детально одну из этих позиций – угрозу накопления космического мусора.

Околоземные исследования имеют не только положительные, но и крайне негативные последствия. С тех пор как на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник, на орбите начались систематические экологические изменения. Главной проблемой является накопление искусственного космического мусора, количество которого беспрерывно приумножается.

Существует искусственный космический мусор (разрушенные космические аппараты, искусственные спутники, ступени ракет и другие фрагменты) и естественный (например, метеорные тела).

Метеороиды возникают внезапно из недр космоса, быстро пролетают мимо Земли и чаще всего сгорают в нижней атмосфере. В редких случаях их фрагменты (метеориты) достигают поверхности нашей планеты.

Созданные человеком космические объекты, как правило, запускаются с Земли на орбиту на длительное время и могут оставаться там тысячи или даже миллионы лет (как в случае с геостационарными спутниками). Разрушаясь, они создают постоянную угрозу для активных космических аппаратов и искусственных спутников. Постоянное накопление космического мусора в космосе до сих пор недооценено и является огромной угрозой для нашей планеты.

Фото: NASA На околоземной орбите Земли концентрируется самое большое количество космического мусора. 95% объектов на изображении являются тем самым космическим мусором, а не действующими спутниками
Фото: NASA. На околоземной орбите Земли концентрируется самое большое количество космического мусора. 95% объектов на изображении являются тем самым космическим мусором, а не действующими спутниками

На 31 августа 2015 года максимальное число искусственных космических объектов, которые находились в космосе, составляло 17 250. Из них только 1362 космических объекта были активны, в то время как 15 888 являлись космическим мусором.

Из действующих космических аппаратов, находящихся в космосе, большинство принадлежит США (446), России (135) и Китаю (132). Положение космического мусора (неактивных космических аппаратов, ступеней ракет, фрагментов и так далее) в околоземном пространстве на 31 августа 2015 года описано в таблице.

Самой главной опасностью является каскадный эффект столкновения космического мусора, известный как «синдром Кесслера»: после столкновения тела уходят со стационарных орбит, в результате чего вероятность последующих столкновений резко увеличивается. Сегодня мы находимся в фазе чудовищного космического загрязнения. Согласно мнениям некоторых учёных, очень скоро каскадный эффект может выйти из-под контроля.

Фото: Articlesbase Графическое изображение реальной угрозы для Земли из-за мусора, получающегося из орбитальных спутников
Фото: Articlesbase. Графическое изображение реальной угрозы для Земли из-за мусора, получающегося из орбитальных спутников

Информация и данные о местонахождении космического мусора сейчас очень актуальны для планирования космических миссий. Кроме того, такие данные играют огромную роль для национальной безопасности.

Несложно представить, как проблема увеличения космического мусора может стать предлогом для широкомасштабной военной операции против космического потенциала противника. Можно уничтожить спутник другой страны, и никто не сможет выяснить причину его выхода из строя, так как спутник мог в любой момент столкнуться с космическим мусором. А если бы существовали какие-то данные о расположении мусора, такие ситуации можно было бы отслеживать.

Кроме того, случайная поломка космического корабля, который играет важную роль в защите той или иной страны, может спровоцировать потенциальный конфликт. В отсутствии подкреплённых исследованиями данных такая поломка может быть интерпретирована как целенаправленное враждебное действие одной из стран по отношению к другой.

URBOCOP как возможный путь к решению проблемы

За всю историю своего существования человек никогда полностью не контролировал угрозы, которые сам создал.

В мае прошлого года на конгрессе, посвящённом космическим исследованиям, в Канаде, я предложил странам объединиться для создания оборонительной космической станции, способной минимизировать как искусственные, так и естественные угрозы в космосе.

Для решения данной задачи мною была предложена модель платформы URBOCOP, которая функционировала бы как беспилотная космическая станция, способная следить за Землёй и космосом. Система имела бы оружие для уничтожения как естественных, так и искусственных объектов, приближающихся к Земле, в том числе баллистических ракет. Управлялась бы платформа абсолютно самостоятельно.

Я сделал акцент на том, что это лишь модель, потенциальное изобретение, способное однажды спасти Землю от космической угрозы так же, как от военной. Такая космическая защита как URBOCOP способна защитить нашу планету от всего, что может её разрушить.

Фото: Room, The Space Journal. Модель изображения платформы мониторинга и обороны URBOCOP на орбите Земли

Для того чтобы создать эффективную систему защиты, необходимо обеспечить тесное международное сотрудничество. В противном случае даже самая сильная, богатая, развитая страна столкнётся с правовым барьером в случае неправомерных действий.

Космические ресурсы должны принадлежать всему миру, каждой стране, каждому человеку. Неважно, насколько идеалистично это звучит – каждый должен иметь равные возможности защиты своей планеты».

Опубликовано на сайте «Сноб»