День космических войск в Главном испытательном космическом центре имени Г. С. Титова

ГИКЦ – закрытый объект. Но накануне праздника, который отмечается 4 октября, руководство Центра сделало исключение для представителей некоторых СМИ, освещающих интересы безопасности страны в области воздушно-космической обороны, в том числе для корреспондентов журнала «ВКС», пригласив их в воинскую часть «Щёлково-7».

Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016

Офицеры Центра показали журналистам наиболее интересные объекты, расположенные в воинской части Щёлково-7. Это командно-измерительная система «Тамань-база-МС», навигационный комплекс ГЛОНАСС, квантово-оптическая система «Сажень-Т» и другие.

4 октября отмечается День Космических войск России. Этот профессиональный праздник учреждён Указом Президента РФ в 2002 году, в память о 4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. В этот день поздравления принимают учёные, конструкторы, военные, многие специалисты, которые трудятся для обороны нашей Родины.

Различные командно-измерительные комплексы Центра расположены на всей территории России – от Калининграда до Камчатки. Всего около 10 точек.

С них передаётся информация в Центр управления космическими аппаратами российской орбитальной группировки. Там она анализируется. Принятые в результате командные решения передаются на борт космических аппаратов.

Всей этой сложной техникой управляют высококлассные специалисты – выпускники Военной академии имени Можайского.

О том, какого уровня эта техника, можно судить, к примеру, по установке «Сажень-Т», лазерный луч которой может обозначить заданную точку на расстоянии тысяч километров с погрешностью всего два сантиметра.

«Тамань-база-МС» – это универсальный комплекс, который проводит отслеживание и корректировку орбит разных типов космических аппаратов на различных орбитах. Выглядит он как громадный локатор весом в 70 тонн, вращающийся по заданной траектории. Малейшее превышение допусков в механической части при осевом вращении этой махины может привести к физическому разрушению и выходу из строя каналов связи.

Среди важнейших задач Центра – применение системы единого времени и эталонных частот «Цель». Она обеспечивает нужды Министерства обороны РФ. Вся частотно-временная корректировка производится именно отсюда.

Главный испытательный космический центр имени Г. С. Титова – важное звено в структуре Министерства обороны РФ. За время своего существования Центр выполнил более 9 миллионов сеансов управления космическими аппаратами; запуск и управление более чем 3 тысячами различных аппаратов; провёл лётные испытания более 250 типов космических аппаратов. Ежедневно на боевое дежурство в структуре ГИКЦ заступает около тысячи военнослужащих.

Пилотируемые полёты, исследования Луны, Марса, Венеры, эксперименты в открытом космосе, запуск многоразового корабля «Буран», управление станцией «Мир», создание МКС осуществлялись при непосредственном участии ЦИКЦ имени Г. С. Титова

В настоящее время Главный испытательный центр возглавляет полковник С. И. Марчук.