Юрий Власов: Человечество нельзя остановить на пути познания Вселенной!

Почему так долго остаётся ждать прилунения и когда, наконец, мы полетим на Марс?
Кирилл Валерьевич Плетнер, главный редактор журнала «Воздушно-космическая сфера», Москва, Россия, gersch@yandex.ru
Игорь Владимирович Косяк
Юрий Вениаминович Власов

Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016

Юрий ВласовЗачем нужна МКС в деле освоения дальнего космоса, какие вопросы надо решить человечеству, чтобы защитить планету от космических угроз, и как космос может способствовать установлению мира на Земле? Об этом мы беседуем с генеральным директором Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК), членом редакционного совета журнала «ВСК» Юрием Власовым.

Интерес не потерян
– Юрий Вениаминович, у нас год пятидесятипятилетия первого полёта в космос. Но сегодня в обществе нет такого интереса к космонавтике, как в советские времена. Может, мы просто задержались на околоземных орбитах и нам пора отправляться в дальний космос? Может, когда человек высадится на Луне или на Марсе, получится всколыхнуть всеобщий интерес?

– В чём-то я с вами согласен, а в чём-то нет. В определённой степени интерес человечества к  космонавтике снижается. Она становится обычным процессом, когда полёты идут планово, на потоке. Российские, американские, европейские космонавты просто решают рабочие задачи. МКС – наш общий дом, который практически каждый день показывают по телевизору. Сегодня полёт в космос похож на сложную командировку.

Первые самолёты, первые лётчики тоже были легендой, а сейчас это обычная работа пилота.

Но я хотел бы сказать, что интерес к космонавтике в нашей стране особый. Обратите внимание, что аварии, происходящие в космической отрасли, вызывают гораздо больший резонанс, чем аварии с пассажирскими самолётами. Вот упал «Глонасс» – ну да, дорого обошлось это падение, но это же в принципе железо, никто не погиб. Однако общество очень активно реагирует на аварию, как будто это ЧП имеет масштаб национальной трагедии. Значит, интерес не потерян. То есть в России особый менталитет и особое отношение к космонавтике.

– Сейчас идёт разработка многоместного корабля «Федерация», запланирован его пилотируемый полёт на МКС в 2023 году. Уложимся ли мы в сроки, и на каком этапе сейчас находится проект?

– Пока работы идут по графику. Задержки, конечно, возможны. Я боюсь, что в большей степени они могут быть связаны со строительством второй очереди космодрома «Восточный».

Строить для «Федерации» инфраструктуру на Байконуре не имеет смысла, когда строится новый РОССИЙСКИЙ космодром. И надо понимать, что Дальневосточный регион, хоть и не очень густо населён, зато очень сложен с точки зрения рельефа и природных условий. Чего стоит, к примеру, Татарский пролив, где всё время держится шторм в 3–5 баллов. А это трасса выведения пилотируемого корабля и возможность аварийной посадки.

На «Восточном» мы должны создать инфраструктуру, рассчитанную на новый подход к пилотируемой космонавтике, на полёты не только на околоземную орбиту, но и в дальний космос.

Это потребует других условий для подготовки корабля, ведь даже система посадки будет другая. Чтобы лететь в дальний космос, нам нужно обеспечить жизнедеятельность на долгий период кислородом, питанием, водой; обеспечить защиту космонавтов и другие условия для их размещения, потому что сейчас сами космонавты шутят, что на «Союзе» они летают в позе эмбриона.

Биопринтер будет конструировать человеческие органы в условиях невесомости

В 2018 году на МКС планируется доставить уникальный биопринтер, который сможет «печатать» живую ткань в условиях невесомости. Принтер создаётся в лаборатории фирмы 3D Bioprinting Solutions. На фото – разработанный той же компанией первый отечественный 3D-биопринтер FABION, на котором была напечатана функциональная щитовидная железа мыши. Фото предоставлены фирмой 3D Bioprinting Solutions.

Чего не хватает для длительных космических полётов
– Некоторые эксперты вообще сомневаются в целесообразности полётов на Луну, тем более на Марс. Говорят, что дорого, не нужно, экономический кризис и вообще – пустое…

– Я  бы сказал так: во-первых, человечество по определению нельзя остановить на пути познания Вселенной. Человек так устроен, что он всё равно ТУДА полетит. Другое дело, что никакой, даже самой богатой стране полёт на Марс в одиночку совершать нецелесообразно. Экспедиция на Луну, чтобы не просто прилуниться и вернуться назад, а решить там определённые задачи, тоже стоит очень больших денег. Поэтому полететь мы можем только вместе, несмотря на все разногласия, существующие между мировыми космическими державами.

– Насколько мы готовы сегодня к такому полёту?

– Возможно, это не очень красиво прозвучит с точки зрения пиара, но мы ещё не создали материалов, которые защитят человека в длительном космическом полёте. И до Марса сегодня, а учёные это прекрасно понимают, космонавт в лучшем случае долетит уже очень больным человеком. В худшем – просто не выживет. Радиационные всплески, вспышки, которым могут подвергаться корабль и его пассажиры, сегодня, в принципе, непредсказуемы. То же касается и экспедиции на Луну. Возможно, получится проработать там две недели, а возможно, придётся возвращаться уже через сутки.

Необходимы принципиально новые материалы, которые гарантированно обеспечат защиту человека от вредных космических воздействий.

Ещё один важный момент: мы летаем на химической энергии, но какой запас этого топлива можно взять с собой? То есть нужен новый источник энергии, способный обеспечить движение корабля на длительное время.

Работы по  всем этим направлениям ведутся. МКС всё больше становится лабораторией для отработки ключевых технологий, которые должны создать среду обитания для человека в условиях длительного полёта, подсказать источники энергии.

– То есть первоочередная задача МКС – подготовка полётов в дальний космос?

– Не только. Я хоть и не медик по образованию, но знакомился с результатами медицинских экспериментов, проходивших на борту станции, и могу сказать: наши учёные получают много знаний из  космоса, которые используют здесь и сейчас – в практической медицине на Земле. Это ответ на вопрос, который нам, бывает, задают: «Зачем нам нужна МКС? Ведь её содержание и эксплуатация стоят немыслимых денег…»

– Кстати, про медицину. В прессе мелькнула интересная новость, что запланирован амбициозный проект по отправке на МКС биопринтера для магнитной биофабрикации тканей и органных конструктов в условиях невесомости. Масштаб замысла поражает, но насколько это реально?

– Конечно, интересно выяснить, как в условиях космоса можно вырастить почку, например. Если эксперимент удастся, то человечество решит проблему с трансплантацией любых органов и кардинальным образом изменит ситуацию в здравоохранении. Но обойдёмся без иллюзий: всё это ещё достаточно далеко. Хотя над этим вопросом активно работают и американцы, и мы. Даже нашлись частные инвесторы для таких проектов, понимающие дальнейшую перспективу.

– Однако в новости про биопринтер был даже указан срок – 2018 год?

– 2018 год – это пока проведение экспериментов на МКС по отработке отдельных узлов биопринтера. В целом такой биопринтер имеет и массу, и геометрические размеры, и энергопотребление пока такие, что при всех наших возможностях доставить его на МКС очень сложно. Но это сегодня, а завтра может всё измениться.

– Срок эксплуатации МКС – 2024 год. Какова будет дальнейшая судьба станции, что будет после того, как она израсходует свой ресурс?

– 2024 год – это не срок эксплуатации МКС, а срок наших договорённостей с США, с НАСА по совместной эксплуатации станции. На самом деле МКС – космический объект, который ремонтируется, модернизируется. У нас в стране готовятся к запуску новые модули для станции. Мы даже предусматриваем ситуацию, при которой Россия сможет отделить свой сегмент от МКС и работать в автономном режиме. Сегодня американцы не могут эксплуатировать станцию без нас, но и мы пока не можем работать автономно. Но в ближайшие два года эта задача будет решена.

Дело освоение Марса
2010 год, 3 июня – начало уникального эксперимента «Марс-500». Трое россиян, француз, итальянец и китаец отправились на Красную планету. Но межпланетный перелёт пока совершался на Земле. Испытатели провели 520 дней в замкнутом пространстве специального модуля, в условиях, имитирующих космический полёт. А первая «репетиция» полёта на Красную планету состоялась ещё в 1967 году.

Участники эксперимента отрабатывают действия на Марсе. Фото предоставлены Институтом медико-биологических проблем РАН.

О наноспутниках, космическом мусоре, астероидах и космических туристах
– Сейчас говорят о том, что одно из самых прорывных революционных направлений, которые следует развивать в космосе, – это наноспутники. Есть интересный проект Миллера, который собирается инвестировать в запуск к Альфе Центавра армады спутников в поисках других цивилизаций.

– Нано, микро – тема, которая имеет право на существование. Ею занимаются и американские учёные, и европейские, и наши. Правда, с точки зрения практических целей, ради которых мы используем космос (в плане разведки, связи и так далее), наноспутники результата пока не дают. Но это не значит, что его не будет и завтра. Когда-нибудь человечество решит задачу управления распределённым облаком. Мы, например, поддерживаем идею запустить серию малых аппаратов, которые обеспечат глобальный интернет по всему земному шару. И с точки зрения коммерции, если это будут запуски на наших ракетах, то мы за!

Сегодня в  космосе есть многолучевые антенны, которые можно направлять с одного космического аппарата на геостационарную орбиту, чтобы обеспечить связь в разнесённых точках без сплошного покрытия. И это обойдётся гораздо дешевле, чем армада малых спутников, которые будут иметь намного меньший срок активного существования и требовать постоянного поддержания. Одно дело управлять одним спутником, другое – глобальной группировкой. Здесь другие затраты. Вопрос экономической выгоды. Ну и опять же сегодня никто пока не отвечает на вопрос о космическом мусоре.

– Как Вам кажется, насколько реальна угроза, исходящая от космического мусора, скопившегося на околоземных орбитах?

– При том, что космическое пространство огромно, уже был случай, когда наш спутник на непересекающихся орбитах столкнулся с американским. Есть определённые высотные зоны, которые используются для отделяемых ступеней ракеты-носителя. И эти зоны представляют особую опасность для космических аппаратов. Уже имеются примеры нарушения работоспособности космических аппаратов из-за столкновения с частицами космического мусора. Мы очень внимательно следим за МКС с помощью средств Министерства обороны РФ. Но эту систему наблюдения, информирующую нас о сближении станции с какими-то осколками мусора, которые могут нанести ей ущерб, использовать для глобального слежения за космическим мусором очень дорого, да и система Министерства обороны РФ предназначена для решения других задач.

– Не менее актуальна и тема астероидной опасности. В частности, учёный Игорь Ашурбейли выступил с инициативой создать боевую платформу, которая в случае появления опасности может этот астероид уничтожить направленной пушкой. Как Вы относитесь к этой идее, учитывая, что мы ограничены законами о космосе, в которых запрещён вывод в космос любого оружия?

– Каждый из нас уже наслышан о последствиях падения на Землю небольших метеоритов. Если наши учёные просчитают, что есть вероятность столкновения с астероидом, глупо будет сидеть и ничего не делать. Человечество себе такого не позволит. По крайней мере, теоретически оно обладает набором средств, которые могли бы эту задачу решить. Поэтому я считаю, что это абсолютно правильная мысль. О ней надо говорить, с ней надо работать. Я хорошо знаю Игоря Рауфовича и очень ценю его позицию как специалиста. Думаю, что он, как никто другой, может оценить реальность решения этой задачи. Но опять же, это не должно быть задачей отдельно взятой страны. Это проблема, которую правильнее решать всем «клубом» мировых космических держав.

– Способен ли космос объединить все страны?

– Во времена холодной войны существовала программа «Союз» – «Аполлон». Именно космонавтика была мостиком мира между Россией и Америкой. При всех обострениях в отношениях наших двух стран этот мостик остаётся. Ни один связанный с космонавтикой контракт ни нашей, ни американской стороной не был сорван. Без российских «Союзов» на МКС летать практически невозможно. Нам тоже трудно в короткий период воспроизвести у себя весь опыт ведущих мировых фирм по созданию электроники, электронной компонентной базы. Мы в космосе зависим друг от друга.

– Программа развития космического туризма притормозила? Мы отправили на орбиту семь туристов – и всё, хватит?

– Нет, она не притормозила, мы готовы развивать это направление, просто не педалируем его, не превращаем в самоцель. Но если люди готовы платить, почему нет? Просто сейчас наши космические корабли, что называется, нарасхват. На них летают и американские, и европейские астронавты. А наращивать производство кораблей ради отправки космических туристов нерентабельно.

Репетиции лунной экспедиции
В 2015 году с 27 октября по 4 ноября проходил эксперимент по имитации пилотируемого полёта на Луну, реализованный Институтом медико-биологических проблем. Экипаж, состоящий из шести девушек, провёл восемь дней в замкнутом пространстве. Условия перелёта к Луне были воссозданы в том же комплексе, где ранее проводился эксперимент «Марс-500».

Члены экипажа «Луна-2015» возле макета ПТК «Федерация». Разрабатываемый РКК «Энергия» транспортный корабль нового поколения предназначен для доставки людей и грузов к Луне и на орбитальные станции, находящиеся на околоземной орбите. Фото предоставлено РКК «Энергия».

В 2016 году, осенью, специалисты РКК «Энергия» начали серию экспериментов по отработке действий человека на Луне с использованием уникального стенда «Cелен», позволяющего имитировать силу тяжести на поверхности спутника Земли.

В ходе очередного эксперимента экипированные в скафандры «Орлан-ДМ» ведущий космонавт-испытатель лётно-испытательного отдела корпорации Марк Серов и инструктор, космонавт-испытатель 1 класса, руководитель научно-технического центра РКК «Энергия» Александр Калери отработали в условиях лунной гравитации комплекс движений, имитирующих работу космонавта на поверхности Луны. В частности, был смоделирован вход/выход космонавта из ровера, а также продемонстрирована возможность пешего передвижения по лунной поверхности.

Фото предоставлены РКК «Энергия».

Долгая репетиция прилунения
– Согласно Федеральной космической программе мы должны высадиться на Луну в 2030 году. Нет ли в этом уловки? Дата названа достаточно далёкая, и что произойдёт за это время, неизвестно. Невольно вспоминается притча про Ходжу Насреддина, который обещал шаху за тридцать лет научить говорить осла…

– В нашей стране за  основу стратегического планирования обычно берётся десятилетний период, это верно. Но прежде чем посылать на Луну космонавтов, мы должны отработать все системы нового корабля, новую пусковую схему, систему стыковки, сборку корабля на орбите. Нам нужно отработать систему точной посадки на Луну, поскольку садиться придётся в чётко заданные координаты. А потом взлетать и состыковываться с тем базовым кораблём, который работает на орбите. Всё это задачи, требующие другого конструкторского, технического решения, длинной «репетиции». Мы просто реально смотрим на вещи. Нужно всё время отвечать на вопрос: «Зачем, в какие сроки, ради чего». Я думаю, если бы требовалось этим полётом немедленно решить вопрос безопасности страны, мы бы слетали на Луну очень быстро. Если цель полёта познание, то это другое. Мы всё-таки должны думать о наших гражданах, об их достойной жизни, а не только о глобальных идеях.

Как популяризировать космонавтику
– Полёты в космос – это по-прежнему серьёзное испытание, работа на пределе, огромный риск для здоровья. Как Вам кажется, что необходимо для популяризации космонавтики? Что требуется от СМИ, пишущих на эти темы? Есть ли у Вас, как у члена редакционного совета журнала «ВКС», пожелания к нашему изданию?

– Вот NASA сильно популяризирует свои достижения. Когда изучаешь этот вопрос в США, кажется, что в космосе всё сделали американцы, а нас там вообще не было. Становится обидно. Невольно задумываешься о разнице в системе пиара.

На сегодняшний день у нас существует ряд космических журналов, которые на самом деле дублируют друг друга. А хотелось бы, чтобы каждое издание заняло свою нишу и, самое главное, по содержанию стало интересным широкому кругу читателей.

Надо создавать дискуссию по проблемам.

Никто не пишет о  людях, которые отдают свои знания, опыт, самоотверженно трудятся над созданием космических аппаратов, ракет-носителей, наземных средств управления и так далее. Моя корпорация – это 190 тысяч человек, и  только единицы из них космонавты. Я нисколько не умаляю труда космонавтов. Это, безусловно, очень храбрые люди, и у них очень тяжёлая работа. Но не только они «работают на космос».

Очень много было публикаций о космодроме «Восточный», о том, сколько там наворовали, написаны тома, хотя по факту это не совсем так. Виновных определяет суд, а остальное – сплетни.

Почему бы не написать о том, как, строя новый космодром, люди в очередной раз победили тайгу, заложили там красивый город, где по новому архитектурному проекту, в едином стиле, возводятся жилые дома, школы и детские сады – все обязательно с бассейном.

Я разговаривал на космодроме «Восточный» со строителями, местными жителями, учёными из будущего наукограда. Вы бы видели, как горели глаза этих людей, когда они мечтали о том, что у них будет космодром… Вот о них-то и надо писать!