Владимир Ремек: «Космонавтика возможна только как международный и межгосударственный проект»

 
Участие в форуме действующего посла Республики Чехии в Российской Федерации Владимира Ремека еще раз доказало, что бывших космонавтов не бывает. Почти сорок лет прошло с момента его полета в качестве космонавта-исследователя на борту «Союза‑28».
 
 
Статья журнала ВКС, №2 (91) июнь 2017
 

Владимир РемекВладимир Ремек стал политиком, но всегда оставался верен главному делу своей жизни. В интервью журналу «ВКС» он рассказал о том, как видит будущее космонавтики.

– Вы стали космонавтом в эпоху противостояния двух сверхдержав. Сегодня дела обстоят иначе. Каковы, по-вашему, перспективы мировой космонавтики?
 
– Я был еще мальчишкой, когда в СССР запустили первый спутник и отправили первого человека в космос. Вдохновленный этими достижениями, я сам захотел стать космонавтом. На протяжении всей своей жизни я храню веру в то, что космонавтика возможна только как международный и межгосударственный проект. Ведь в Чехии никогда не делали ракетосителей. И если бы я полагался только на свою страну и собственные силы, то в космос я бы никогда не полетел.
 
При всех трудностях того времени, при всех идеологических противоречиях были яркие примеры того, что сотрудничество держав в космосе возможно и необходимо. Так, в 1975 году был осуществлен знаменитый полет «Союз» – «Аполлон», который стал предпосылкой развития международной пилотируемой космонавтики.
 
Сегодня деятельность в космосе в одиночку уже невозможна. Задачи, стоящие перед космонавтикой сегодня, под силу решить только группе государств.
 
 
Константин Циолковский говорил: «Земля – колыбель человечества». Но младенец не остается в колыбели навечно. Я думаю, что мы пока еще в самом начале большого путешествия, которое может быть осуществлено только во имя спасения своего рода – переселения на другие планеты.
 
Около 10 лет я был депутатом в Европарламенте и членом Комитета по промышленности и техническому развитию. Помимо прочих вопросов мы обсуждали и космонавтику с точки зрения политики.
 
Особым предметом наших обсуждений была система «Галилео». Мы прорабатывали вопросы, касающиеся законодательной базы. Между Европейским и Российским космическими агентствами всегда было плодотворное сотрудничество. Я надеюсь, что оно будет развиваться и впредь.
 
Бизнесу побыстрее нужен доход, а государство занимается глобальными проектами и может идти на большие риски, которые бизнес не может себе позволить. Но польза того или иного космического проекта должна измеряться не только в финансовых дивидендах.
– Есть ли, на ваш взгляд, разница в подходах частного бизнеса и государства к такому сложному проекту, как космонавтика?
 
– Разумеется! Я всегда сталкивался с различными взглядами на космонавтику. Сегодня не всегда понимаешь, где кончается космонавтика и начинается другая отрасль. В подходах частного инвестора и государства есть существенная разница.
 
Когда мы готовили базу для развития проекта «Галилео», определяли структуры, которые будут управлять выведением всех объектов и всей системой, мы осознали эту разницу в восприятии проблемы представителями бизнеса и государства.
 
Консорциум частных компаний, давно уже к тому времени сформированный, в последний момент отказался принять на себя ответственность за развитие Европейского космического агентства. В итоге это пришлось сделать государству. Роль государства в космонавтике, с моей точки зрения, в том, чтобы помогать развиваться инфраструктуре.
 
Что такое, например, ГЛОНАСС? Это глобальная система, к которой можно привязать прикладные направления, относящиеся к медицине, банков ской системе и сельскому хозяйству, на первый взгляд, никак не связанные с космическими технологиями. Именно в некосмических сферах нашей жизни в ближайшем будущем в первую очередь будут реализовывать себя новые космические технологии. Естественно, бизнесу побыстрее нужен доход, а государство занимается глобальными проектами и может идти на большие риски, которые бизнес не может себе позволить. Но польза того или иного космического проекта должна измеряться не только в финансовых дивидендах.
 

Сегодня деятельность в космосе в одиночку уже невозможна. Задачи, стоящие перед космонавтикой сегодня, под силу решить только группе государств.
Владимир Ремек родился 26 сентября 1948 года в городе Ческе-Будеёвице ЧССР.
 
Окончил Высшую офицерскую школу в городе Кошице (Словакия). Затем служил в Военно-воздушных силах Чехословакии, где получил квалификацию летчика 2‑го класса. После этого проходил обучение в Военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина в Москве.
 
В конце 1976 года стал участником программы «Интеркосмос». Со 2 по 10 марта 1978 года Владимир Ремек совершил полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз‑28», который пилотировал Алексей Губарев. Корабль состыковался с орбитальной станцией «Салют‑6», на которой в тот момент находились Георгий Гречко и Юрий Романенко.
 
Владимир Ремек носит звание Героя Чехословакии (1978) и Героя Советского Союза (1978) «За проявленные в ходе космического полета мужество и героизм».

ранее опубликовано

все статьи и новости