Мнения. Государство и частный бизнес в космической сфере. Компания Boeing в космосе

 
Партнерство государства и бизнеса в создании космических проектов, сегодня и в дальнейшей перспективе, было главной темой Inspace Forum – 2017.
 
 
Статья журнала ВКС, №2 (91) июнь 2017
 
УЛИЦА С ДВУСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ. ВОЗМОЖНО ЛИ ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
 
Как видят ситуацию в ГК «Роскоcмос»? Позицию госкорпорации выразил директор по коммуникациям Роскоcмоса Игорь Буренков.
 
Наказ королевы
 
Королева говорит Алисе в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Для того чтобы остаться на своем месте, нужно очень быстро бежать». Так и России – для того чтобы быть в лидерах мировой космонавтики, нужно очень быстро развиваться.
 
Сравнивать наши космические агентствас иностранными – все равно что сравнивать круглое с коричневым. Их система отличается от системы Роскосмоса, как прежней, так и нынешней.
 
 
«Морской страт» – начало пути
 
Предметом нашей встречи является ситуация государственно-частного партнерства. Говорить о серьезном развитии частной космонавтики в России сегодня не приходится, потому что государство вкладывает в космос несоизмеримо больше, чем частные инвесторы.
 
С моей точки зрения, партнерство бизнеса и государства в этой области может осуществиться только в далеком будущем.  Однако это не отменяет тех проектов, которые существуют уже сегодня.
 
В нашей стране появился действительно серьезный инвестор – компания S7, которая приобрела «Морской старт», сделав серьезное финансовое вложение. Мы полагаем, что это только начало пути.
 
Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» недавно провел встречу с представителями частного бизнеса. Обсуждались направления, которые могут быть интересны инвесторам, и необходимость понимания, что вложения в космическую индустрию могут быть только очень долгосрочными.
 
Такому подходу к делу тоже нужно научиться. На Западе учились так жить не одну сотню лет. И всего 25 лет в новой России космическая отрасль пытается организовываться по-новому. На данном этапе система организации индустрии в виде государственных корпораций в космической сфере, вероятно, наиболее удачна. Понятно, что это не догма и впоследствии все будет меняться.
 
Говорить о серьезном развитии частной космонавтики в России сегодня не приходится, считают в госкорпорации «Роскосмос», потому что государство вкладываетв космос несоизмеримо  больше, чем частные инвесторы. Партнерство бизнеса и государства в этой области может осуществиться только в далеком будущем.
Правила игры
 
Разговоры о партнерстве с частным капиталом возникли впервые в Роскосмосе. Ни один проект не был возможен без поддержки государства. Поэтому успехи в космической отрасли зависят во многом от людей, работающих в госкорпорации.
 
Партнерство – улица с двусторонним движением. Когда появится реальный проект, можно будет искать пути и способы его реализации. Дорогу, как известно, осилит идущий. Тот, кто хочет что-то сделать, ищет пути и способы, а тот, кто не хочет, ищет причины, почему это нельзя сделать.
 
Понять, какое место занимает Россия в космической сфере, очень легко, когда вы оказываетесь на международных конференциях и форумах. Ни одно мероприятие, связанное с пилотируемой космонавтикой, с дальним космосом, с вопросами по поводу развития ракет-носителей и двигателей, не проходит без России. Мы осознаем необходимость двигаться быстрее и все для этого делаем.
 
В нашей стране появился действительно серьезный инвестор – компания S7, которая приобрела “Морской старт”, сделав серьезное финансовое вложение. И это только начало пути.
 
КОМПАНИЯ BOEING: ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС В КОСМОСЕ
 
Boeing – один из самых известных игроков на мировом рынке авиастроения, но это лишь одно из направлений, по которому сегодня работает корпорация. В сфере ее интересов также космос, пилотируемый и беспилотный. Деятельность Boeing – отличный пример участия частного бизнеса в космических программах. Об этом говорит участник Inspace Forum – 2017, директор космических программ Boeing Валерий Аксаментов.
 
Валерий, как вы относитесь к довольно распространенному тезису, гласящему, что в авиастроении есть место бизнесу, а космос – это прерогатива государства?
 
– Космос, конечно, дорогостоящая сфера деятельности. Создавать самостоятельные предприятия, которые работают над глобальными космическими проектами, очень тяжело. Однако сегодня существует множество ниш для появления новаторских решений. В них будут заинтересованы большие предприятия и государственные инвесторы. Главное – создать баланс между предприятиями и инвесторами. Союз между новизной и, как говорят в Америке, «советом седых бород» может обеспечить прорыв.
 
 
Стартапы могут быть разного типа. Не только с нуля, но и «спин-офф» – с разработки технологии для космических предприятий. Например, технологии, разработанные «Боингом» для космоса, на которые у «Боинга» есть патенты, корпорация передала для использования в других областях совершенно новым предприятиям, которые были в них заинтересованы. Так же поступали и другие крупные компании. Если есть бизнес-план и идея, техническая и экономическая, то можно обеспечить успех не только в авиационной, но и космической области.
 
Директор космических программ Boeing беседует с журналистами
Директор космических программ Boeing беседует с журналистами
 
– Составит ли космическая программа «Боинга» конкуренцию SpaceX Илона Маска?
 
– Это параллельные направления, которые разрабатываются под определенные задачи. Я представляю сегодня ту идеологию, ту дорожную карту, которая имеется в понимании «Боинга», – каким образом мы можем достичь Марса. У Илона Маска, мягко говоря, более агрессивный проект. Подход к решению многих важных задач у Маска и «Боинга» разный. А значит, и решение задач будет разное.
 
Мировые корпорации, такие как «Боинг», «Локхид», «Эйрбас», работают и на авиационном, и на космическом рынках. Эти два бизнеса дополняют и поддерживают друг друга, а на уровне технологий, компонентов и систем часто обеспечиваются одними и теми же поставщиками. Современный тренд – повышение эффективности бизнеса за счет создания многоразового авиационно-космического транспорта. В то же время в России по традиции, заложенной еще в 40–50‑х годах прошлого века, авиационное и ракетно-космическое направления развиваются параллельными курсами, создают свои двигатели, приборы и производственные технологии. Эти два направления растут от одного корня, но пересекаются лишь в отдельных комплексных программах.
Сейчас НАСА стремится расширить присутствие людей за пределами Земли, в том числе на поверхности Марса. В связи с этим компания «Боинг» считает своим долгом использовать опыт 60 лет участия в космической программе для выполнения новых задач: поиска новых живых организмов на других планетах и спутниках, поиска ценных минеральных ресурсов, защиты человечества «от неизвестных угроз», а также доставки колонистов на Марс.
 
В рамках будущей марсианской миссии инженеры «Боинга» готовы участвовать во всех необходимых конструкторских работах. Среди них компания перечисляет следующие: разработка радиационной защиты для безопасной доставки людей на Марс; тестирование новых технологий для обеспечения автономной работы астронавтов и техники на Марсе и в космосе;разработка систем жизнеобеспечения на солнечной энергии и тестирование их на орбите; проведение научных исследований на окололунной орбите и на Луне.
 
В 2017 году Boeing представил концептуальный проект транспортных систем, призванных доставить человека к Луне и Марсу, о чем было сообщено на сайте корпорации. Система Deep Space Gateway, собранная на окололунной орбите за четыре пуска сверхтяжелой ракеты, позволит создать плацдарм для дальнейшего освоения космоса, а также станет основой для реализации коммерческих и международных программ. В состав Deep Space Gateway может войти корабль Deep Space Transport, предназначенный для отправки человека к Марсу. Deep Space Gateway и Deep Space Transport планируется снабдить собственными солнечными электрическими двигателями, сочетающими в себе возможности ионной силовой установки и солнечных батарей.

ранее опубликовано

все статьи и новости