Какие работы ведутся в НПО «Энергомаш»?

 
– Мы существенно повысили защиту двигателя от возгорания, внедрив в конструкцию фильтр тонкой очистки кислорода с ячейкой 80 микрон (0,08 миллиметра), – рассказывает о двигателе РД‑191 генеральный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин.
 
 
Петр Левочкин, генеральный конструктор АО НПО «Энергомаш»– Такой фильтр не был внедрен в свое время, потому что не было технологий, позволяющих создать прочную конструкцию, удерживающую довольно высокий перепад давления, необходимый для запуска двигателя с Земли.
 
В новой модификации применяются более легкие технологические приводы управления, заложены конструктивные решения, позволяющие регулировать двигатель по тяге от режима глубокого дросселирования – 27 % – до режима форсирования – 110 %.
 
Ни один двигатель в мире не обеспечивает такого глубокого дросселирования и устойчивого режима работы для ракеты-носителя, как РД‑191.
 
Двигатель центрального блока, пока работают боковушки, должен экономить топливо и работать в режиме глубокого дросселирования – эти решения также заложены в двигатель РД‑171МВ.
 
 
Ведется работа по созданию высоконадежной, быстродействующей и эффективной системы аварийной защиты. Это позволит отключать двигатель до разрушения. Это лишь страховка. В основу заложены проверенные технологические конструкторские решения, обеспечивающие безаварийную работу двигателя и его многократное использование в дальнейшем.
 
Есть ключевое решение, с которым мы готовы выйти к ракетчикам: это двигатель с тягой 1000 тонн. Его ключевая особенность заключается в том, что он выполнен по схеме с двумя турбонасосными агрегатами, в которых насосы соединены последовательно, а турбины параллельно. Это позволяет существенно снизить нагрузку на элементы главного агрегата двигателя – турбонасосного агрегата. Этот двигатель полностью вписывается в хвостовой отсек ракеты «Союз‑5».
 
Модернизированная версия РД-124М базируется на уже отработанных и поставляемых серийно двигателях для ракет «Ангара» и «Союз-2.1б». Эти двигатели имеют рекордный в мире удельный импульс тяги – 359 секунд.
 
Взяв за основу элементы и добавив новую камеру, мы вышли на еще более высокий удельный импульс тяги – 363 секунды, прибавив, таким образом, четыре единицы. Это обеспечивает дополнительный прирост массы полезного груза.
 
Двигатель отработан в различных диапазонах и сегодня уже летает. Он послужит очередным этапом в достижении более высоких параметров с внедрением более совершенной аварийной защиты.