Газета «Военно-промышленный курьер». №6 (670) 15-21 февраля 2017 года - page 9

реклама
Дмитрий БОЛТЕНКОВ
Необходимо заметить, что если
боевые корабли ВМФ советской по-
стройки в основном из 80-х годов, то
вспомогательные суда ВМФ, как пра-
вило, старше.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ГЛУБИН
В интересах Главного управления
глубоководных исследований МО РФ
ведется строительство нескольких
судов и подлодок. На наших глазах
создается новый специализирован-
ный флот.
В 2016 году на заводе «Янтарь» за-
ложен второй корпус океанографиче-
ского исследовательского судна
«Алмаз» проекта 22010. Первый ко-
рабль – «Янтарь» был передан ВМФ в
2015-м и ушел служить на Северный
флот. Он уже совершил ряд походов
в Атлантику, Средиземноморье,
район Персидского залива и предпо-
ложительно занимался поиском и изу-
чением проложенных по дну кабелей
связи. Как минимум один поход был
совершен в интересах Федерального
агентства по недропользованию.
«Алмаз» должен быть передан ВМФ
для Тихоокеанского флота в 2019 году.
Новый корабль нужен для обеспечения
запусков с российского космодрома
Восточный. И «Янтарь», и «Алмаз»
могут нести на борту и использовать
широкий спектр обитаемых и необита-
емых подводных аппаратов.
Петербургский завод «Пелла»
ведет строительство двух кораблей
проекта 11982 «Ладога» и «Ильмень».
«Селигер», головной в этой серии, по-
строен на верфях «Янтаря» и передан
ВМФ в 2012 году. Эти корабли пред-
назначены для проведения испытаний
разнообразных подводных аппаратов
и исследования морского дна. «Ладо-
га» заложена в 2013-м, спущена на
воду в 2016-м и будет передана ВМФ
(на Балтийский флот) в этом году.
«Ильмень» заложен в 2014-м. Время
передачи и флот, которому предна-
значается корабль, пока неизвестны.
В 2016 году на заводе «Пелла» за-
ложен океанографический исследова-
тельский корабль проекта 16450
«Академик Агеев». Он скорее всего
строится для проведения работ в созда-
ваемой Российской системе подводно-
го наблюдения.
В 2016-м на «Янтаре» был заложен
корабль – носитель подводных аппара-
тов «Евгений Горигледжан» проекта
02670. Он будет передан на ЧФ в 2017
году.
Помимо этих кораблей, в интере-
сах ГУГИ было построено не менее
пяти рейдовых буксиров проектов
16609 и 90600, оборудованных раз-
личной техникой для про-
ведения подводных
исследований.
В 2015 году
на Северный
флот был пере-
веден плавучий
док проекта 22570
«Свияга». Он предназна-
чен для обслуживания подводных ап-
паратов.
Завод «Севмаш» продолжает стро-
ительство подводной лодки проекта
09852 «Белгород» и не исключено,
что работает еще и над атомной стан-
цией проекта 10831 («Глубочайшая
тайна России», «ВПК», № 30, 2015).
В декабре 2016-го после длитель-
ной модернизации флоту была пере-
дана атомная лодка-носитель авто-
номных глубоководных станций
БС-64 «Подмосковье».
Особо стоит отметить, что два
глубоководных подводных аппарата
проекта 16811 «Русь» и «Консул», за-
ложенные еще в советское время для
Министерства геологии, были в 2000
и 2011 годах достроены, но переданы
не геологам, а в состав флота ГУГИ.
МОРСКИЕ ТРАНСПОРТЫ
Перспективный облик вспомога-
тельного флота формируется на основе
следующих основных классов: много-
функциональные суда тылового обеспе-
чения, суда комплексного портового
обслуживания, морские транспорты
оружия и боеприпасов, танкеры и ледо-
колы. При этом в проект сразу заклады-
вается многофункциональность, позво-
ляющая выполнять разные операции,
при этом количество судов обеспечения
может быть в будущем снижено. Также
характерно широкое использование
гражданских технологий, в том числе и
адаптация под ВМФ образцов, постро-
енных для гражданских заказчиков.
Морские буксиры проекта 23120
изначально закладывались на Север-
ной верфи как суда тылового обеспе-
чения, однако затем их класс был
сменен. В 2012-м был заложен «Эль-
брус», в 2013-м – «Всеволод Бобров»,
в 2014-м – «Капитан Шевченко». Ко-
рабли планировалось передать в тече-
ние 2014–2016 годов на Северный,
Черноморский и Тихоокеанский
флоты, однако по разным причинам,
в частности из-за недопоставки части
оборудования из-за санкций, строи-
тельство затянулось. В 2016 году
«Эльбрус» вошел в состав ВМФ, «Все-
волод Бобров» спущен на воду. «Ка-
питан Шевченко» законсервирован
на стапеле завода. Представители
этого проекта во многом схожи с
судами-снабженцами, построенными
Северной верфью для иностранных
заказчиков, а также с теми, что станут
основой флота ОАО «Газпром» при
освоении арктических шельфовых
месторождений.
ЦКБ «Алмаз» разработало базо-
вый проект 20180. К нему относится
спасательно-буксирное судно «Звез-
дочка», являющееся по сути платфор-
мой для испытания различных видов
подводного оружия и техники.
В 2016 году в состав Тихоокеан-
ского флота вошел морской транс-
порт вооружения проекта 20180ТВ
«Академик Ковалев». Основное на-
значение – перевозка и погрузка бал-
листических ракет «Булава» для под-
водных лодок проекта 955. ЦС
«Звездочка» продолжает строитель-
ство спасательно-буксирного судна
проекта 20183 «Академик Алексан-
дров» и морского транспорта воору-
жений проекта 20181 «Академик
Макеев». И возможно, этим дело не
ограничится.
В течение 2014 года завод «Пелла»
передал флоту четыре судна ком-
плексного портового обслуживания
проекта 01380. «Умба» и «Печа»
вошли в состав СФ, «ВТН-73» – ЧФ,
«ВТН-74» – БФ. Ведется подготовка
к строительству судов обеспечения
ледового класса проекта 03183 с пе-
редачей первых образцов в состав
ВМФ в 2020 году.
В июле 2016-го Адмиралтейскими
верфями был спущен на воду первый за
долгие годы ледокол для ВМФ «Илья
Муромец» проекта 21180. Он обладает
функционалом еще и морского букси-
ра, а также патрульного корабля и
может использоваться для обеспечения
деятельности арктической группиров-
ки. В планах – заказ трех подобных ле-
доколов, но подписанных контрактов
на них пока нет. А
«Илья Муромец» в
этом году войдет в
состав СФ.
ТАНКЕРЫ
Резко возросшая
активность ВМФ
РФ в дальней океан-
ской зоне вызвала
необходимость
в
новых
танкерах-
снабженцах. В 2013
году ВМФ заказал
Невскому
судостроительно-судоре-
монтному заводу средний морской
танкер проекта 23130 «Академик
Пашин». Весной 2016-го он был спу-
щен на воду и в 2017-м будет передан в
состав СФ. ВМФ рассчитывает полу-
чить еще три таких судна.
В 2014-м на заводе «Залив» в
Керчи были заложены два танкера
проекта 23131, не имеющие пока на-
звания. Они должны быть переданы в
состав ВМФ в 2017–2018 годах.
Также в 2014 году ВМФ заказал
строительство четырех танкеров про-
екта 01382. Восточная верфь и Зеле-
нодольский завод должны построить
по два таких судна, причем по одно-
му – с ледовым усилением корпуса.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА
В 2015 году ВМФ принял спаса-
тельное судно нового поколения
«Игорь Белоусов» проекта 21300. Оно
было заложено на Адмирал-
тейских верфях еще в
2005-м, долго строи-
лось, в первую оче-
редь из-за сложной
начинки, глубоко-
водного водолазного
комплекса. В 2016 году
судно совершило переход на
ТОФ. В 2014-м состав ВМФ
пополнил спускаемый аппарат проекта
18271 АС-40, который будет базиро-
ваться как раз на борту «Белоусова».
На Астраханском филиале ЦС «Звез-
дочка» для Черноморского флота и
Каспийской флотилии строятся четыре
спасательных буксира проекта 22870.
В состав ЧФ уже вошел «Профес-
сор Николай Муру», Каспийскую
флотилию пополнили «СБ-45» и «СБ-
738». «СБ-739» строится.
Новый корабль сможет
обеспечивать запуски
с российского космодрома
Восточный
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
СО СВИТОЙ
БЕЗ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ РАКЕТЫ НЕ ЛЕТАЮТ
В настоящее время ведется
строительство широкого
спектра кораблей и судов
вспомогательного флота
– от огромных, в 10 тысяч
тонн водоизмещения
океанских судов обеспечения
до рейдовых буксиров.
Новый иранский «Рассвет» не вылетит в трубу
Минобороны Ирана представило новейшую 333-мм управляе-
мую ракету. Новинка – версия широко распространенной неуправ-
ляемой ракеты Fajr-5 («Рассвет»). Способная поражать цели на
дальности 75 километров, Fajr-5 уже активно используется бое-
выми отрядами ХАМАС и «Хезболлы». Появление управляемой
версии открывает этим организациям широкие возможности для
поражения целей в Израиле.
Первые сообщения о разработке ракеты появились в мае 2014
года. Тогда духовному лидеру Ирана на одной из баз ВВС КСИР
представили прототип нового изделия. Внешне управляемая вер-
сия ракеты отличается четырьмя рулевыми плоскостями в носовой
части. По мнению экспертов, такое техническое решение говорит о
том, что именно там находится ГСН, тогда как боевая часть разме-
щена за ней. Пусковая установка новых ракет – четыре направляю-
щие на шасси грузовика. Вероятно, большой калибр и вес застави-
ли иранских инженеров отказаться от привычных пусковых труб.
«Раскаты грома» пережили Обаму
Штурмовики А-10 Thunderbolt-2 («Раскат грома») останутся в
строю до 2021 года, заявил начштаба ВВС США генерал Дэвид
Гольдфейн. Решение было принято на обсуждении проблем авиа-
ции с новым министром обороны Джеймсом Мэттисом. По сло-
вам высокопоставленного военного, А-10 остается ведущей плат-
формой, выполняющей задачи непосредственной поддержки войск
на поле боя. Заменить штурмовик пока не получится. Гольдфейн
привел пример успешных действий ВВС США в Афганистане, где
А-10 решают достаточно сложные задачи при относительно не-
высокой цене эксплуатации. Обсуждение необходимости списа-
ния штурмовиков началось еще в 2014 году. По мнению прави-
тельства экс-президента Барака Обамы, это позволило бы сэко-
номить деньги для более важных авиационных программ.
«Элбит» поможет экипажам Ми-17
работать по ночам
Израильская корпорация заключила пятилетний контракт на
модернизацию вертолетов Ми-17 с неназванной страной из
Азиатско-Тихоокеанского региона. Как сообщили представители
корпорации, речь идет об установке на самолеты новой оптико-
электронной системы (ОЭС) ANVIS/HUD 24T, а также доработке
авионики винтокрылых машин. Контракт оценивается в 110 мил-
лионов долларов. Количество модернизируемых машин не раз-
глашается, по заявлению пресс-службы Elbit их будет не менее
дюжины.
ANVIS/HUD 24T включает в себя не только ОЭС, но и специ-
альный индикатор на лобовом стекле в кабине пилота, а также
нашлемную систему отображения видеоинформации. Разработка
уже принята в авиаподразделениях нескольких стран. Наиболее
крупные заказчики – Израиль и США. Система в несколько раз
увеличивает ситуационную осведомленность экипажей, отражает
на забрало шлема пилота параметры полета, подсвечивает пре-
пятствия, указывает направление к цели и курс. Такая информа-
ция особенно важна во время полетов ночью и в плохих метеоус-
ловиях.
Систему «Иджис»
проверили на совместимость
Японские и американские военные успешно испытали новей-
шую противоракету SM-3 Block IIA совместной разработки. Она
должна стать одним из основных компонентов системы ПРО Aegis
BMD. В заявлении оборонных ведомств двух стран указывается,
что ракета, запущенная с борта эсминца «Джон Пол Джонс», по-
разила мишень, имитирующую баллистическую цель.
Развертывание системы на кораблях планируется начать в
2018 году. Aegis BMD обеспечит защиту и уверенный перехват
ракет малой, средней и большой дальности. SM-3 Block IIA осна-
щается двумя дополнительными разгонными ступенями. Они по-
зволяют не только развить необходимую для перехвата скорость,
но и выбрать оптимальную траекторию. На ракете установлены
кинетическая боевая часть, инфракрасная ГСН, система ускоре-
ния и ориентации в пространстве.
SM-3 Block IIA производится совместно американской корпо-
рацией Raytheon и японской Mitsubishi Heavy Industries (MHI).
Американский производитель отвечает за «начинку», японская
сторона – за элементы конструкции и покрытия ракет.
Источник:
ПРЕССА
Израильская корпорация IAI представит
на  выставке Aero India 2017 в Бангалоре
экспортную модель сверхдальнего
беспилотника Heron ХP. БЛА поднимается
до 12 тысяч метров, боевая нагрузка
составляет тонну
БС-64 «ПОДМОСКОВЬЕ»
Плавучий док проекта 22570 в 2015 году
переведен на Северный флот
sdelanounas.ru
janes.com
09
ОРУЖИЕ
МОНИТОРИНГ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook