Журнал «Воздушно-космическая сфера». №4 (93) декабрь 2017 года - page 48-49

Наличие коммерческих космических средств на‑
блюдения высокого разрешения оказалось выгод‑
ным из‑за участившихся выходов из строя воен‑
ных КА, а также в связи с трудностями реализации
перспективных проектов их создания в рамках
программ FIA, IOSA‑2, SBR, ORS.
Окончательное признание коммерческих кос‑
мических средств наблюдения в качестве суще‑
ственного элемента национальной стратегии
было закреплено американской администраци‑
ей в 2004 году. Президентская директива PDS‑3
установила новую космическую политику. Эта
политика предусматривала закупку в оборонных
целях не только материалов, но и самих коммер‑
ческих КА и выступала катализатором деятель‑
ности американских и зарубежных компаний,
заинтересованных в проникновении в закрытый
сектор космических услуг.
Ряд других основополагающих американских до‑
кументов – National Security Presidential Directive 27,
National Security Space Strategy‑2011 и другие – про‑
декларировал необходимость роста космического
коммерческого сектора, доведение его возможно‑
стей до максимального уровня и защиты его ин‑
тересов за счет государственного инвестирования
иподдержания лидеров в области создания косми‑
ческих средств наблюдения.
Также было принято решение о снижении по‑
рога закрытости радиолокационных снимков
по разрешению. Вслед за выходом на рынок гер‑
манских и итальянских компаний с материа‑
лами радиолокационной съемки высокого раз‑
решения и американские компании получили
лицензию на создание КА радиолокационного
наблюдения высокого разрешения.
Все эти факторы привели к мощному вспле‑
ску деятельности новых космических компаний
по созданию недорогих инновационных косми‑
ческих аппаратов оптико‑электронного и радио‑
локационного наблюдения, привлекательных для
рынка и для военных потребителей. Началась ра‑
бота под конкретного заказчика (инвестора) и его
задачи, реализация информационных услуг под
ключ в форме стартапных проектов двойного на‑
значения. Цель этой деятельности – обеспечить
эффективную эксплуатацию мощного потенциа‑
ла новых, в том числе рискованных, космических
технологий через возрождение концепции МКА
на базе прорывных технических решений и вне‑
дрения новых бизнес‑моделей на базе стартапов.
Сегодня в эту деятельность вовлечены более
100 компаний из разных стран мира, формиру‑
ется более 48 новых орбитальных группировок,
половину из которых реализуют американские
компании.
Содержание этой деятельности, а также реализо‑
ванные и планируемые проекты свидетельствуют
о возникновении принципиально новой ситуа‑
ции в области создания коммерческих космиче‑
ских средств наблюдения двойного назначения
и формирования на их основе разнородных взаи‑
модополняющих орбитальных группировок. Эту
ситуацию уже определили как новую космиче‑
скую революцию.
Для новой космической революции характерно
создание орбитальных группировок из десятков
и даже сотен недорогостоящих КА с различной
полезной нагрузкой, увеличение количества
и расширение географии размещения наземных
станций для повышения оперативности полу‑
чения информации, использование недорогих
средств запуска, предоставление новых инфор‑
мационных продуктов и услуг, недорогостоящих
сервисов.
Вслед за свершившейся революцией в коммер‑
ческом использовании КА оптико‑электронного
наблюдения высокого разрешения аналогичные
процессы идут и в области создания и приме‑
нения по двойному назначению КА радиолока‑
ционного наблюдения и КА радиоэлектронного
наблюдения. Новые космические провайдеры
устанавливают партнерские отношения с заин‑
тересованнымиобороннымиведомствами(NGA–
Национальное агентство геопространственной
разведки, NRO – Национальное управление
воздушно‑космической разведки, NSA – Нацио‑
нальное агентство безопасности, DIA – Pазведы‑
вательное управление Министерства обороны,
SOF – Силы специальных операций), что, с од‑
ной стороны, стимулирует инвесторов, а с дру‑
гой стороны, консолидирует многочисленные
компании на создание интегрированных струк‑
тур для выживания в возрастающей конкурент‑
ной борьбе.
При этом американское правительство высту‑
пает в качестве «миноритарного игрока» в новой
космической революции, рожденной частными
инвесторами и компаниями. Несмотря на ярко
выраженнуюориентациюсубъектов новойкосми‑
ческой революции, наблюдается их выход за рам‑
ки требований военных стандартов и принятие
разработчиками и инвесторами более высоких
рисков для уменьшения стоимости проектов при
готовности инвесторов к возможным выходам КА
из строя и к необходимости их периодической за‑
мены на орбите, но при условии получения каче‑
ственной услуги за приемлемую для них плату.
Это дает разработчикам КА много степеней сво‑
боды в выборе рискованных технических реше‑
ний, в использовании коммерчески доступных
комплектующих, в привлечении зарубежных
партнеров для разработки составных частей КА
и полезной нагрузки, а также избавляет от необ‑
ходимости избыточного резервирования борто‑
46
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
вых систем и комплексов. И что немаловажно –
от излишнего контроля со стороны заказчиков.
Военные заказчики, несмотря на активный
интерес к результатам новой космической рево‑
люции и готовность использовать часть ресурса
коммерческих космических средств наблюде‑
ния, не планируют обнуление традиционных
проектов КА для решения их уникальных задач.
Вместе с тем принятая в 2015 году американ‑
ским оборонным ведомством научно‑техни‑
ческая стратегия в области космоса требует
создания недорогостоящих орбитальных груп‑
пировок для их применения в нужное время
и в требуемом районе для обеспечения постоян‑
ства и непрерывности оперативного их исполь‑
зования в ходе современных военных действий.
Это предопределило сотрудничество военных
заказчиков с новыми космическими провайде‑
рами и инвестирование в ряд стартапных про‑
ектов, имеющих потенциальное применение
в интересах национальной безопасности.
Для стимулирования и координации старт‑
апных проектов создан специальный орган
DIUx (Defense Innovation Unit Experimental),
обеспечивающий взаимодействие с наиболее
продвинутыми новыми космическими компа‑
ниями Planet Labs, Terra Bella (ранее Skybox),
BlackSky Global, XpressSAR, ICEYE, UrtheСast,
HawkEye 360 и другими.
Несмотря на то, что главным поставщиком
коммерческих снимков высокого разрешения
дляNGA в рамках программыEnhanceViewоста‑
ется компания Digital Globe, а покупка радиоло‑
кационных снимков осуществляется в Канаде,
Германии и Италии (КА радиолокационного
наблюдения Radarsat, TerraSAR, CosmoSkymed),
идет процесс заключения соглашений и проб‑
ных контрактов со стартапными компаниями.
Это достигается на основе детально прорабо‑
танных директивных и нормативных докумен‑
тов, регулирующих космическую деятельность
по двойному назначению, и на основе форми‑
рования принципиально новых концепций
создания коммерческих космических средств
наблюдения и формирования орбитальных
группировок.
В качестве нормативной базы для такого со‑
трудничества используется учрежденная NGA
в 2016 году революционная программа CIBORG
(Commercial Initiative to Buy Operationally
Responsive GEOINT), обеспечивающая оператив‑
ный доступ к новой коммерческой геопростран‑
ственной информации, а также программа CGA
(Commercial GEOINT Activity), учрежденная со‑
вместно NGA и NRO для оценки новых коммер‑
ческих информационных продуктов и услуг.
ДЛЯ НОВОЙ КОСМИЧЕСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ ХАРАКТЕРНО:
• создание орбитальных группировок из десятков и даже
сотен недорогостоящих КА с различной полезной
нагрузкой,
• увеличение количества и расширение географии
размещения наземных станций для повышения
оперативности получения информации,
• использование недорогих средств запуска,
• предоставление новых информационных продуктов
и услуг, недорогостоящих сервисов.
Запуск МКА ОЭН Dove с МКС
МКА ОЭН Dove
47
Воздушно-космическая сфера №4(93) декабрь 2017
1...,28-29,30-31,32-33,34-35,36-37,38-39,40-41,42-43,44-45,46-47 50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,66-67,68-69,...124
Powered by FlippingBook