Воздушно-космическая сфера экономических интересов бизнеса и воздушно-космический театр войны для их реализации

 
Экономическое освоение воздушно-космической сферы и его правовое регулирование объективно нуждается в военном обеспечении воздушно-космической силой.
 
 
Статья журнала ВКС, №1 (90) февраль 2017
В настоящее время развернувшаяся глобализация является, по причине своей выгоды, заманчивой, а значит, определяющей и долговременной перспективой во всех сферах жизни человеческого сообщества. 
 
Это относится, в первую очередь, к глобализации экономических отношений. 
 
В свою очередь, глобализация экономических отношений, для охвата всех потенциальных источников выгоды, в своей реализации нуждается в географической глобализации. Последняя достигается за счет установления и поддержания всех видов взаимоотношений, опирающихся в первую очередь на физическую связь и материальное обеспечение этой связи. Это именно физическая связь, которая необходима для обеспечения исчерпывающей информацией всех глобальных участников таких экономических отношений. 
 
«Воздух» как физическая среда, за счет связи на основе электромагнитной энергии и перемещения всего необходимого со скоростью полета летательного аппарата, и «космос», тоже как физическая среда, за счет глобальности охвата электромагнитной связью и глобальной доступности, являются экономически необходимыми для глобализации экономики. 
 
Такая взаимообусловленность, единство глобальных экономических отношений и их инвариантность по отношению к физическим средам делают «воздух» и «космос» из разных физических сред единой экономической средой.
 
Деньги из вакуума
Вместе с тем, есть и другая сторона рассматриваемого вопроса. «Воздух» и «космос» как единая экономическая среда, помимо того, что они экономически крайне востребованны и необходимы, являются еще баснословно выгодными. В воздушной сфере деньги можно делать (и они уже делаются), в прямом и переносном смысле, из «воздуха», а в космосе - из «вакуума». 
 
Воздушно-космическая сфера по своей прибыльности и рентабельности потенциально гораздо выгоднее «суши» и «моря». А в ней есть еще и сопутствующая прибыль, как то: торговля оружием и прямое разворовывание госбюджета под фантастические космические нужды.В силу своей привлекательности, «воздух» и «космос» как единая экономическая среда будут все плотнее и плотнее осваиваться и «заселяться» всеми видами экономической деятельности, механизмами, аппаратами. Скоро здесь уже всем будет тесно. Нужно договариваться, основа для этого есть.
 
Воздушно-космическая сфера является в настоящее время – и как следствие, и как необходимое условие – единой экономической средой для глобализации экономики.
Космическое право, или Анархия – мать порядка? 
В воздушной сфере каждое государство объявляет в своих границах суверенитет. Внутри своих границ государство устанавливает все необходимые договорные отношения и оно же их регулирует. 
 
После Второй мировой войны, испытав весь ужас ее последствий, и под угрозой третьей мировой войны люди более или менее научились договариваться, создав международные институты, которые наделены специальными правами регуляторов всех видов деятельности в воздушной сфере. 
 
Однако все равно необходимо выделить, что и в межгосударственных договоренностях основным в договорных отношениях является государство и его суверенитет в воздушной сфере, который затем «разменивается», в той или иной пропорции, на блага и (или) необходимость международного регулирования.
 
В космосе совершенно иное положение, здесь принципиально нет и не может быть суверенитетов как основы для формирования одного или единых регуляторов. Однако попытки установления такого суверенитета со стороны «избранных» все-таки есть. 
 
Необходимо указать, что подобные действия противоестественны глобальности космоса и в силу этого не только деструктивны, но даже глобально опасны. К последнему следует добавить, что не менее опасными являются и анархические, вседозволенные действия в космосе (например, КНР сбила свой космический аппарат и наделала столько космического мусора, что это не может не волновать мировое сообщество). 
 
Указанное лишний раз подтверждает, что в космосе также нужен «регулятор». Таким «регулятором» могут и должны быть только договорные отношения, возведенные в ранг международного космического права. Мы пока здесь лишь в начале пути. В настоящее время в этом космическом праве слишком много пустот, позволяющих предпринимать попытки ввести какой-то свой суверенитет, а также провоцирующих действовать без оглядки на соседей, по принципу «анархия – мать порядка».
 
Слабакам здесь не место
Вместе с тем и в воздушной сфере, и в космосе договариваться будут только с сильным. Слабому государству в лучшем случае лишь укажут, что делать. Нельзя исключать и такой вариант развития событий, при котором сильные державы будут договариваться за счет слабых государств. В воздушной сфере и в космосе, чтобы быть полноправным участником процессов законотворчества, нужна сила, и отнюдь не экономическая, а военная. 
 
Сама сила космического права, как итог договорных отношений, тоже будет результатом этой военной силы и будет постоянно нуждаться для своей реализации в военной силе. И никаких иллюзий здесь строить не стоит. Иначе космическое право без опоры на военную силу в воздушно-космической сфере станет не обязательным к исполнению, а лишь желаемым, а значит, нарушаемым любым из тех, кто имеет такую военную силу и кто ею не обладает. 
 
Таким образом, с позиции экономики и для правового регулирования воздушно-космическая сфера объективно нуждается в военной воздушно-космической силе. Отсюда следует очень важный вывод, что, если даже военные практики сознательно будут упорствовать, не пожелают «летать», а по-прежнему предпочтут «ездить» на танках по «суше» и не захотят «идти» в воздушно-космическую сферу, их туда в шею затолкают политики, обслуживающие интересы бизнесменов. 
 
Это значит, что объявленные в справочниках и словарях, но преданные забвению в нормативных документах воздушно-космический театр войны, воздушно-космический театр военных действий, стратегические воздушно-космические и воздушные на-правления, космические зоны будут не-минуемо возвращены и востребованы в практике войск. 
 
Рассмотренное выше – это взгляд на воздушно-космическую сферу со стороны экономики. Но если теперь выйти на определенный уровень абстрагирования и посмотреть на воздушно-космическую сферу чисто с военной точки зрения, то можно увидеть еще более удивительные в своей очевидности вещи. А именно, в воздушно-космической сфере наиболее полно реализуются извечные чаяния военных всех времен и народов – применять свои вооруженные силы и вооружение как можно быстрее и как можно дальше. В воздушно-космической сфере это можно делать глобально с космическими скоростями.
 
Таким образом, в воздушно-космической сфере органически интересы военных практиков и бизнесменов совпадают. Поэтому, хотим мы или не хотим, воздушно-космическая сфера будет выделяться не только по своей физической природе, но и по экономическим и во-енным причинам, и в силу именно этих причин она и станет главной и определяющей сферой современной вооруженной борьбы, а оружие и силы, применяемые в ней, будут главными. 
 
Жаль, что это не понимают танкисты в юфтевых сапогах, готовящиеся по-старинке механизированными, по-современному названными, межвидовыми, но все равно сухопутными соединениями и группировками защищать и обеспечивать воздушно-космические глобальные экономические интересы РФ. Также достойно сожаления и то, что и в ученой среде имеются «певеошные» танкисты, готовые по территориальному принципу сухопутно распятнать военными округами ВС РФ единую глобальную воздушно-космическую сферу планеты Земля.
 
Завершая рассмотрение заявленной проблематики, необходимо указать, что на сегодняшний день, помимо решения задачи стратегического сдерживания, надежно защитить и повседневно защищать глобальные экономические интересы России в воздушно-космической сфере может и должна воздушно-космическая оборона (ВКО) РФ. Для этого ее надо развивать не как ВКО столицы РФ Москвы, а как ВКО государства РФ.
 
Четыре главных фактора развития ВКО России
1. Главное содержание современных войн и вооруженных конфликтов, их ход и исход определяют войска, силы и средства, действующие и применяемые из и через воздушно-космическое пространство.
 
2. Агрессивные наступательные действия в воздушной сфере можно успешно предотвратить войсками и силами ПВО во взаимодействии с надлежащим образом развитыми и возрожденными ВВС в их традиционном понимании. К указанному необходимо добавить, что наступательные действия в воздушной сфере невозможны без нарушения нашего суверенитета. А это чревато большой войной, чего никто не хочет.
 
3. Войска и силы воздушно-космической обороны, будучи оборонительными по названию и предназначению, в космосе, фактически, по возможностям своего вооружения могут, а исходя из военной целесообразности должны действовать упреждающе, а значит, наступательно. Иными словами, войска и силы ВКО могут и должны реализовывать все виды военных действий, а именно оборону и наступление. Англосаксы, а под их руководством и вся Европа, в этом вопросе давно отбросили все условности и развивают свою ПРО наступательно.
 
4. Полнокровная ВКО, во-первых, симметрична по пространству действий воздушно-космическим интересам РФ, во-вторых, будет надежной позицией сильного для установления договорных отношений, в-третьих, будет силовым гарантом выполнения достигнутых соглашений, и не только в воздушно-космической сфере.
 

Автор материала: Анатолий Корабельников, доктор военных наук, профессор,
почетный работник высшего профессионального образования,
почетный профессор ВА ВКО (г. Тверь), действительный член АВН

ранее опубликовано

все статьи и новости