Сердце ракеты

 
О новых разработках двигателей для космической техники рассказали Игорь Арбузов, генеральный директор АО НПО «Энергомаш», и Петр Левочкин, генеральный конструктор этого предприятия.
 
 
Статья журнала ВКС, №3 (92) сентябрь 2017
 
Игорь Арбузов, генеральный директор АО НПО «Энергомаш»Игорь Арбузов, генеральный директор АО НПО «Энергомаш»
 
– Игорь Александрович, НПО «Энергомаш» всегда реагирует на нововведения в Федеральной космической программе. Расскажите, пожалуйста, о том, какие работы сейчас ведутся на предприятии. Все это перспектива на будущее?
 
– Был принят целый ряд принципиальных решений, которые определили дальнейший вектор в создании новых средств выведения – в частности, создании новой ракеты-носителя «Союз-5», которая в перспективе будет пилотируемым комплексом и станет основой для создания ракеты сверхтяжелого класса. 
 
Одним из основных элементов конструкции будут двигатели РД-171МВ (это их новая модификация в качестве двигателей первой ступени) и двигатели РД-124, которые используются сегодня на ракете-носителе «Ангара» в качестве двигателя второй ступени, в новой компоновке.
 
В каждом из двигателей будет применен целый ряд новых решений и усовершенствований.
 
– Двигатель РД‑170 имеет славную историю. Расскажите об этапах его модернизации и возможностях новых модификаций.
 
– На базе РД‑170 было создано целое семейство двигателей, которое сегодня включает РД‑180 – для ракет-носителей «Атлас» (более 70 полетов в составе ракеты), РД‑191 – для ракеты-носителя «Ангара», который совершил три полета в составе корейской ракеты, два пуска в легкой «Ангаре» и тяжелой с Плесецка.
 
И на базе этих двигателей мы создали еще одно семейство, которое сегодня перекрывает диапазон тяг от 60 до 800 тонн. Поэтому сегодня НПО «Энергомаш» располагает линейкой двигателей, удовлетворяющих потребности любого нового перспективного носителя.
 
Мне часто задают вопрос, есть ли у нас задел по многоразовым системам. Наш РД‑171МВ – один из двигателей, которые были созданы и отработаны в этих целях. Он уникален не только своими возможностями многократного использования. РД‑171МВ – единственный в мире двигатель с тягой более 800 тонн. Кроме того, он один из самых надежных и имеет очень хорошую статистику.
 
Для возобновления производства принято решение о масштабной реконструкции двигателя в НПО «Энергомаш». С 2017 по 2020 год мы будем проводить по нему работы и уже в 2021 году должны поставить первые двигатели для проведения летных испытаний, которые планируется начать 2022 году.
 
– Двигатель – сердце ракеты. На нем основная нагрузка – можно сказать, ответственность за весь полет.
 
– Двигатель – одна из наиболее сложных конструкций ракетного комплекса, средств выведения. Наверное, можно говорить о том, что двигатель является наиболее сложной инженерной системой из придуманных человечеством. От того, насколько совершенны, качественны и надежны двигатели, во многом зависит успех любых космических программ. Конечно, мы понимаем эту ответственность.
 
– Двигателестроение требует современных технологий, современного производства. Удается ли идти в ногу со временем?
 
– Сегодня мы активно внедряем в производство современные, в том числе аддитивные технологии. Наверное, один из наиболее существенных нынешних проектов – это переход на новые технологии проектирования. Происходит всеобщая «цифровизация», если так можно выразиться. Речь об активном внедрении IT-технологий в процесс конструкторских разработок и в процесс подготовки производства.
 
Мы продолжаем работать с двумя американскими компаниями. Сейчас наша продукция востребована, в том числе и на американском рынке. Объемы производства и поставок возрастают. Соответственно, есть возможность для значительного увеличения объема инвестиций в развитие предприятия.
 
РД-171МВ – двигатель разрабатывался в период с 1982 по 1988 год для использования в проекте «Энергия» – «Буран». Двигатель создавался как многоразовая система и был отработан для использования в десятикратном режиме. Впоследствии двигатель использовали для ракетного комплекса «Зенит» уже в модернизированном и адаптированном для этой ракеты варианте, в котором он стал называться РД-171, впоследствии РД-171М.