Русская рулетка. Астероиды вместо пуль

Наши планетные геополитические разборки меркнут перед лицом угроз из космоса — астероидно-кометной опасности, солнечных бурь и вспышек.
Игорь Рауфович Ашурбейли, доктор технических наук, основатель холдинга «Социум», Москва, Россия, www.ashurbeyli.ru@gmail.com

Статья журнала ВКС, №1 (86) июль 2016

Нынешняя ситуация напоминает игру в русскую рулетку, где вместо пуль – бессчётный набор астероидов, потоков солнечной энергии и прочих космических сюрпризов.

О безопасности в воздушно-космической сфере мы обычно начинаем говорить буквально снизу вверх: противовоздушная оборона, противоракетная оборона и далее. Но если пойти от обратного и начать с дальнего космоса, возможно, это поможет найти золотую середину воздушно-космической обороны в её глобальном понимании. Ибо перед лицом угрозы из космоса все наши планетные геополитические разборки попросту исчезнут.

Очевидно, что человечество в основном пребывало в неведении относительно космических угроз вплоть до наступления космической эры в середине XX века. Создание космических зондов с датчиками позволило определить характеристики геомагнитосферы, открыть радиационный пояс Ван-Аллена и установить состав верхней атмосферы Земли. Каждый из этих геофизических элементов обусловливает существование жизни на Земле, хотя оно ими и не исчерпывается.

Новый век является не только эпохой всевозрастающего могущества человечества, но и временем, когда приходит осознание хрупкости нашей планеты перед лицом как техногенной деятельности самого человека, так и природных опасностей в воздушно-космической сфере.

УГРОЗЫ ИЗ КОСМОСА

Анализ космического пространства позволяет выделить основные виды космических рисков, угрожающих Земле:

1. Солнечные бури и солнечные вспышки, известные как корональные выбросы массы.

2. Изменения в магнитосфере Земли, в результате которых происходит уничтожение эффективного защитного слоя, способного отразить выбросы солнечной корональной массы.

3. Потенциально опасные астероиды и кометы, способные привести к массовому или полному уничтожению человечества. Помимо вышеупомянутых основных рисков, существуют и другие космические угрозы, в том числе орбитальный мусор, производимый человеком. Изменения климата также являются результатом влияния техногенного фактора и солнечной радиации на земную атмосферу.

Не стоит забывать и о том, что Земля постоянно находится под воздействием космического излучения, порождаемого ядерными реакциями триллионов звёзд, пульсаров и иных космических объектов. Такая ситуация напоминает игру в русскую рулетку, где вместо пуль – бессчётный набор астероидов, потоков солнечной энергии и прочих космических сюрпризов.

СОЛНЕЧНЫЕ ВСПЫШКИ И БУРИ

Солнце – основной источник излучения, оно щедро наделяет энергией Солнечную систему и Землю, особенно в ультрафиолетовой области спектра и через поток рентгеновских и гамма-лучей. Точно так же действуют и миллиарды звёзд; на наше текущее понимание активности Солнца, солнечных вспышек и выбросов корональной массы в значительной мере влияет опыт изучения других звёзд в галактике и за её пределами.

Александр МИСУРКИН,
российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина». 116-й космонавт России (СССР) и 531-й космонавт мира, Герой РФ, подполковник запаса ВВС: Астероиды с МКС не видны.

Видно, как сгорают в атмосфере метеориты. Космический мусор – «уснувшие спутники» – видны, как и с Земли, маленькими звёздочками, летящими, а не стоящими на месте.

Угрозы уничтожения Земли в результате столкновения с астероидами и кометами очень реальны. И главной опасностью является как раз непредсказуемость и «внеплановость» космических угроз.
Солнечная активность, как известно, имеет 11-летний цикл, последний пик цикла был пройден осенью 2013 года. Количество энергии, ежедневно поступающей на Землю с расстояния около 150 млн км, в 10 тысяч раз превышает количество энергии, суммарно потребляемой человечеством.

В 1859 году гигантский выброс корональной массы поразил Землю и вызвал комплекс мощных активных явлений, в том числе отказ всех телеграфных систем, существовавших тогда на планете. Случись такое сегодня, по всему миру были бы разрушены линии электроснабжения, телекоммуникационные и навигационные спутники, системы нефте- и газопроводов.

Монреальский ледяной шторм 1998 года и «разряд Хеллоуин» в Скандинавии в 2003 году – уже недавние примеры выброса корональной массы, которые могут вывести из строя энергетические энергосистемы и жизненно важные инфраструктуры. Мы не знаем, когда может случиться следующий крупный солнечный удар, но если он будет подобен «событию Керрингтона» в 1859 году, его результаты могут стать самыми плачевными.

Вспомним и о солнечных вспышках, которые генерируются с помощью магнитных перезамыканий на Солнце, приводящих к выбросу радиации мощностью в тысячи атомных бомб и посылающих потоки рентгеновских и гамма-лучей высокой мощности в космическое пространство со скоростью света. Этот «радиационный взрыв» отличается от выбросов корональной массы, которые сопровождаются высвобождением массы и ионов, а не излучения. Вспышки могут выводить из строя спутники, повышают риски онкологических заболеваний и приводят к генной мутации в регионах планеты, находящихся вблизи озоновых дыр.

По мере увеличения населения Земли, примерно с 8 миллиардов до 10–12, к концу XXI века и при соответствующем росте жизненно важной инфраструктуры для человечества, уязвимой к воздействию солнечных бурь и солнечных вспышек, критичность подобных солнечных рисков будет только обостряться.

ГЕОМАГНИТОСФЕРА

Угрозы, исходящие от сильных солнечных бурь и вспышек, вызывают беспокойство не только из-за увеличения численности населения и расширения электронной инфраструктуры на Земле и в космическом пространстве, но и из-за их влияния на эффективность наших защитных слоёв, например на радиационный пояс Ван Аллена, магнитосферу и атмосферу Земли, которые могут увеличиваться или сокращаться.

Смещение Северного и Южного полюсов, зафиксированное спутниками различных стран, также уже не является секретом. И, может быть, они вообще готовятся перевернуться. Магнитное поле Земли меняется, геомагнитосфера стала приблизительно на 15 процентов менее эффективна в отражении суперзаряженных ионов в коронарных выбросах массы, чем всего лишь 20 лет назад. Многие специалисты считают, что от поистине сильного солнечного шторма вообще нет защиты.

Удар почти 20‑метрового Челябинского метеорита привёл к значительным разрушениям, было ранено около 1500 человек. Если бы вход в атмосферу был под более крутым углом и пролети болид на долю секунды дольше, взрыв произошёл бы не на высоте 25 километров, а в непосредственной близости от Земли. Это была бы одна из величайших катастроф современности. Впору говорить о божественном покровительстве России.

Падение таких небесных тел на военные и гражданские атомные объекты, химические комбинаты, хранилища токсичных отходов может привести не только к большим человеческим жертвам и материальному ущербу, но и стать спусковым крючком для глобального экологического кризиса или военного конфликта.

Ведь в той же ситуации с Челябинском находились горячие головы, высказывавшие предположение о нанесении России военного удара новым видом ракетного оружия. Самое смешное, что с точки зрения массогабаритных характеристик объекта, его скорости, траектории движения и высоты, Челябинский метеорит мог бы быть поражён обычной системой ПВО дальнего действия типа С‑300, С‑400. Только знать бы заранее, куда он прилетит.
АСТЕРОИДЫ И КОМЕТЫ

Реальность астероидно-кометной опасности (АКО) была научно обоснована в конце XX столетия. Доказано, что столкновения с Землёй многокилометровых небесных тел способны практически в мгновение ока уничтожить нашу цивилизацию или отбросить её на столетия назад в своём развитии. Тела размером в десятки и сотни метров при падении в океанской акватории могут вызвать цунами, способные смыть прибрежные поселения, а при падении на сушу – уничтожить крупный город или государство, дезорганизовать работу телекоммуникационных, энергетических и других систем, разрушить ядерные объекты, химические комбинаты, хранилища токсичных отходов и тому подобное.

Именно поэтому данной проблеме уделяют всё большее внимание научные, общественные и правительственные круги многих государств мира, а также международные организации (ООН, Парламентская ассамблея Совета Европы, Организация экономического сотрудничества и развития).

Поскольку АКО является серьёзнейшим фактором риска для нашей цивилизации, то разработка мер по её предотвращению должна стать одной из важнейших задач, которые необходимо решить человечеству в XXI веке.

В зависимости от размеров, скорости и других параметров астероидов и кометных ядер, их столкновения с Землёй приводят к катастрофам глобального, регионального или локального масштабов. За последние 600 млн лет произошло около 60 столкновений с небесными телами диаметром более 5 км, что приводило к глобальным катастрофам. Столкновения с объектами размером от сотен метров до километров, которые происходят с интервалами от десятков до сотен тысяч лет, приводят к региональным катастрофам.

Локальные катастрофы, вызванные падением объектов размером от десятков до сотен метров, происходят с интервалами от десятков до тысяч лет. Зона поражения при этом может превышать территории крупнейших мегаполисов мира и даже небольших государств. Примерами этому могут послужить падения Аризонского и Тунгусского метеоритов.

В течение последних 100 лет на материковой части Земли отмечено падение четырёх небесных тел размером от 40 до 60 метров. Это означает, что с учётом акватории Мирового океана столкновения с Землёй подобных объектов происходят примерно через каждые 10 лет. А взрывы в верхних слоях атмосферы мощностью до 1 Мт происходят почти ежемесячно.

На текущий момент обнаружены более 90 % объектов размером 1 км, которые, как ожидается, не несут угрозу столкновения с Землёй в ближайшие несколько веков. Обнаружены также около 30 % объектов размером около 150 метров и только 1 % объектов около 50 метров. Такие объекты малого и среднего размера представляют наибольшую реальную угрозу.

Мы знаем также, что астероиды размером до 30 метров при достаточно высокой скорости падения относятся к разряду так называемых городских убийц, способных уничтожить крупный населённый пункт. А таких в большинстве своём вообще не изученных, пересекающих орбиту Земли – от 500 000 до 1 000 000 в год. Только с начала XXI века уже произошло пять заметных событий, связанных с падением такого рода небесных тел в Индии, Перу, Норвегии.

КОСМИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ-УБИЙЦЫ

Нельзя исключать и опасность биологического заражения из космоса. Метеориты, кроме физических разрушений, могут принести с собой из дальних уголков космоса неизвестные науке формы жизни в виде вирусов, бактерий и других микроорганизмов. Подобные «гости» могут найти на нашей планете питательную среду для жизни и дальнейшего размножения. Это может грозить гибелью человечеству и всей жизни на Земле.
КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР

С началом космической эры необходимо связывать не только открывшиеся возможности и перспективы научного, технического, экономического, военного, социального развития человечества, но и практически неизбежные негативные последствия освоения околоземного космического пространства.

После запуска первого искусственного спутника Земли происходит принципиальное экологическое изменение – появление и накопление техногенного космического мусора, количество которого прогрессивно увеличивается, представляя всё большую угрозу для населения Земли.

Существенное отличие техногенного космического мусора от естественного (метеорного происхождения) состоит в следующем. Если метеорные тела, придя извне, быстро проходят через ОКП, сгорая в плотных слоях атмосферы, либо (в редких случаях) достигают поверхности Земли, то техногенные космические объекты (КО), будучи запущены с Земли, остаются на орбитах длительное время, создавая постоянную угрозу для действующих космических аппаратов (КА), объектов на Земле и её населения. Длительность пребывания таких объектов в ОКП зависит прежде всего от высоты их орбит и может достигать тысяч и миллионов лет (например, для геостационарных КО). Этот фактор постоянного накопления мусора в космосе долгое время недооценивался обществом.

Главный риск здесь – возможность развития каскадного эффекта (синдрома Кесслера) – стремительно расширяющегося цепного процесса образования вторичных осколков космических объектов из-за всё возрастающего числа столкновений космических объектов вследствие чрезмерного повышения плотности космического мусора в околоземном космическом пространстве.

Фактор «космического мусора» одновременно играет важную роль с точки зрения обеспечения интересов национальной безопасности государств, что связано со следующими основными причинами:

• информация о состоянии космического мусора характеризует фоноцелевую обстановку, которая необходима при планировании операций в околоземном космическом пространстве;

• ситуации, связанные с космическим мусором, могут стать предлогом для начала широкомасштабных военных действий против космических средств потенциального противника, если они будут истолкованы как посягательство на права, технические средства и свободу действий в космосе;

• космический мусор служит удобной легендой для прикрытия целенаправленных действий против космических средств потенциального противника, например с использованием малых космических аппаратов (МКА).

Примером потенциально конфликтной ситуации является внезапный отказ КА, играющего важную роль в поддержании обороноспособности страны. Если отсутствуют доказательные данные наблюдений, такое событие можно трактовать как результат преднамеренного внешнего воздействия, в том числе при использовании МКА.

Все мы сейчас являемся свидетелями жесточайшей эскалации международной напряжённости из-за трёх трагических катастроф в воздухе – Боинга‑777 на Украине, Эйрбаса‑321 в Египте и СУ‑24 в Турции. До сих пор работают международные комиссии, чтобы установить причины случившегося, а дипломаты – чтобы не допустить военной эскалации. Можно представить себе международные последствия, если бы что-то подобное произошло в космосе. Там ни чёрных ящиков, ни следов боевых частей...

Олег НОВИЦКИЙ,
российский космонавт, член отряда космонавтов ЦПК, командир космического корабля «Союз ТМА-06 М», Герой РФ, лётчик-космонавт Российской Федерации Реальность космических угроз мы ощутили на орбите, когда проводили манёвр уклонения станции для того, чтобы космический объект пролетел мимо.

Однажды в течение трёх суток мы наблюдали комету над обрезом Земли. Представляете, какие это масштабы, если такой объект на огромной скорости «летел мимо нас» в течение трёх суток. Это, конечно, впечатляет.

Это всё вопрос времени: человечество должно быть готовым к тому, чтобы либо спасти себя, либо погибнуть.
КАК ЗАЩИТИТЬ ПЛАНЕТУ ОТ КОСМИЧЕСКИХ УГРОЗ

Концепция создания перспективной системы защиты планеты от космических угроз и от самих себя сформулирована в документе под названием УРБОКОП – универсальная роботизированная боевая космическая платформа (англ. URBOCOP – Universal Robotic Battle Cosmic Platform).

Возможно, именно такие УРБОКОПы, или космические воины, и станут в уже недалёком будущем на защиту нашей планеты как от внешних космических угроз, так и от нарушителей мира на Земле. В начале XX века основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский сказал: «Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Это, по сути, глобальная доктрина предназначения человечества, призванного не только смотреть в небо, но и стремиться всё выше и выше. Но с приходом холодной войны и космической гонки философские идеи ноосферы отошли на второй план, важнее стали технические достижения. В течение многих десятилетий инновации в космонавтике обусловливались соревнованием между странами, своего рода идеологически-технологическим антагонизмом. Именно в этих условиях был совершён первый космический полёт, сделаны первые шаги на Луне, заложен фундамент современной космонавтики.

Однако теперь необходимо обеспечить тесное международное сотрудничество с целью создания эффективной защиты от космических рисков. Любое одностороннее действие одного государства, даже самого богатого и технически продвинутого, может столкнуться с многочисленными правовыми, политическими и стратегическими барьерами.

Технология ничего не значит без высокой цели и идеи. Для дальнейшего прогресса в области космонавтики нужно вернуть в неё Циолковского,  вернуть вдохновение, человеческую общность в своём стремлении к звёздам и защите своего родного дома – Земли.

УРБОКОП – универсальная роботизированная боевая космическая платформа (англ. URBOCOP –
Universal Robotic Battle Cosmic Platform).

Универсальная. Подразумевается двунаправленность платформы как в сторону Земли, так и в сторону космического пространства. Это касается как информационно-разведывательных средств, так и средств поражения.

Роботизированная. Подразумевается отсутствие человека на платформе. Это не МКС. Система управления – искусственный интеллект комплекса – должна быть свободна от человеческих пристрастий, например, при необходимости принятия решения о поражении опасных пусков вооружений с Земли, независимо от страны запуска.

Боевая. Подразумевается наличие оружия на борту, направленного на поражение космических объектов как естественного, так и искусственного происхождения, а также стратегических баллистических ракет на начальных участках их траектории и в заатмосферном пространстве.

Космическая. Подразумевается исключительно космическое базирование платформы с возможностью изменения орбит движения и дислокации.

Платформа. Подразумевается длительный период эксплуатации, модульность и наращиваемость, открытость архитектуры построения и максимальная автономизация жизнедеятельности.

***
Статья подготовлена по материалам доклада председателя президиума Вневедомственного экспертного совета по вопросам воздушно-космической сферы, доктора технических наук Игоря Ашурбейли «Воздушно-космическая сфера как фактор взаимной безопасности».