Разговор перед стартом

20 июля 2019 года в 16:26 ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-13» стартовала с космодрома Байконур к Международной космической станции. Возвращение космонавтов на Землю планируется 6 февраля 2020 года. Наш корреспондент побеседовал с экипажем перед стартом.
Наталья Леонидовна Бурцева, преподаватель факультета журналистики Института массмедиа РГГУ, аспирант, Королёв, Россия, natalya.burtseva@rsce.ru

English

Prelaunch talk

20th July 2019 at four twenty six p.m. the Soyuz-FG launch vehicle with the Soyuz MS-13 manned spacecraft launched from the Baikonur cosmodrome to the International Space Station. The return of cosmonauts to the Earth is planned on the 6th of February 2020. Our correspondent had a prelaunch talk with the crew.

Александр Скворцов

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Российской Федерации

Порядковый номер: 105-й космонавт РФ / 510-й космонавт мира

Количество полетов: 2

Налет: 345 суток 6 часов 23 минуты

Выходы в открытый космос: 2

Суммарная продолжительность нахождения в открытом космосе: 12 часов 34 минуты

Лука Пармитано

Итальянский астронавт Европейского космического агентства, летчик-испытатель, полковник ВВС Италии, командир МКС-61

Порядковый номер: 6-й астронавт Италии / 532-й космонавт мира

Эндрю Морган

Астронавт НАСА, военный врач, полковник сухопутных войск США.

Порядковый номер: 347-й астронавт НАСА / 563-й космонавт мира

Для капитана корабля, бортинженера МКС-60/61 Александра Скворцова это третий космический полет. Итальянский астронавт Лука Пармитано отравляется в космос во второй раз. Астронавт НАСА Эндрю Морган – в первый. О самоощущении перед стартом и ожиданиях от полета рассказывает Александр Скворцов.

Возвращение в космический дом

– Очень хочется вернуться на станцию – в наш космический дом. Это вторая попытка, потому что к своему третьему полету я уже готовился. Но получил травму во время спортивных занятий, и по медицинским показаниям ушел из экипажа.

Третий полет будет достаточно длительным, дольше, чем первые два. Пройдена серьезная подготовка. Мне очень нравится экипаж, с которым сейчас отправляемся: профессиональные астронавты. Два дублирования, которые мы провели, показали, что мы сработались ‑ в этом смысле я спокоен. А дальше посмотрим, как будет складываться полет. Достаточно много вводных данных, приходится работать в режиме реального времени по мере поступления задач. Но пока все штатно, все хорошо, и я надеюсь, так и будет в продолжение всего полета. И посадка будет удачной.

Эмблема экипажа

Эмблема экипажа – своего рода визитная карточка. Капитан корабля рассказал об идее, которая заложена в его шевроне.

– Каждый космонавт желает сделать шеврон значимым. Мне хотелось с помощью нашей эмблемы поблагодарить всех, кто участвует в запуске. Здесь отражен стартовый стол - это «гагаринская» площадка номер 1. В скором времени начнется реконструкция старта, и полеты на время прекратятся.

Бортовые эксперименты

Предполагается, что космонавты проведут около 50 экспериментов в интересах российской космической программы. Александр Скворцов вспоминает прошлые и предполагает, какими будут предстоящие научные исследования.

– К эксперименту «Биопринтер» (Bioprinter) мы готовились еще дублерами, вместе с Олегом Кононенко. Судя по всему, перед нами снова будет стоять эта задача. Сделаем все, что требуется! Это интереснейший эксперимент, и радостно, когда полученные результаты удовлетворяют разработчиков.

Эксперимент «Плазменный кристалл» (Plasma crystal) продолжается. Я участвовал в «Плазменном кристалле – 3». Сейчас появляются новые задачи, есть исследования и на более новой научной платформе.

«Плазменный кристалл» –  эксперимент, в ходе которого на борту орбитального комплекса «Мир» исследовался процесс кристаллизации пылевой плазмы в условиях микрогравитации. Опыты продолжаются на Международной космической станции в сотрудничестве с немецкими учеными.

«Роботы-пчелы» (Robotic bees) – совместный с НАСА уникальный проект. На данный момент наша задача – подготовить все оборудование, настроить его и запустить. В ближайшем будущем таким роботам предстоит самостоятельно обслуживать МКС и собирать данные для усовершенствования устройств. Они будут играть важнейшую роль в проекте по возвращению человека на Луну, а также для исследования дальнего космоса. На роботов-пчел можно будет переложить самую сложную, опасную работу. Они помогут сделать более продуктивными исследования человека.

Astrobee – свободно летающая система роботов, именно поэтому ее так назвали. Внешне система совсем не похожа на медоносное насекомое, но по функционалу и философии работы точь-в-точь. Пока на МКС отправили всего двух роботов серии Astrobee, но в скором времени ожидается прибытие еще одной «робопчелы» - Queen.

Исследование болевой чувствительности (Algometriya) – сравнительно простое. Есть аппаратура, которая позволяет, не причиняя травм, оценивать порог болевой чувствительности. Как только я испытываю неприятные ощущения, я прекращаю воздействие.

Работа с «Федором»

22 августа антропоморфный робот Skybot F-850 присоединился к российскому экипажу. Старт - на ТПК «Союз МС-14».

Человекоподобный робот Skybot F-850 (прежнее название – «Федор») создан компанией «Анероидная техника» и Фондом перспективных исследований по техническому заданию МЧС. Для выполнения задач на МКС он был доработан. Согласно планам, робот пробудет на орбите почти две недели, а затем вернется на Землю. В будущем Skybot F-850 отправится на Луну.

На борту станции Александр Скворцов будет проводить эксперименты по работе с «Федором»: для космонавта разработали специальный экзоскелет, который позволит передавать все движения человека роботу.

- Это очень интересная и невероятно важная работа. Многого я сейчас и сам не знаю, будут приходить радиограммы, и мы будем вместе выполнять задания.

Исследовательская работа предстоит всей команде. Лука Пармитано и Эндрю Морган также вкратце рассказали о своем участии в планируемых научных опытах.

Лука Пармитано

‑ Я видел нашу программу, и согласно ей мы проведем 250 научных экспериментов: 50 ЕКА, шесть экспериментов от Италии, а также исследования для университетов и научных сообществ.

Я бы не хотел выделять отдельный эксперимент, каждый из них важен и уникален по-своему. Что отличает научную программу от моих предыдущих исследований – в этот раз я буду уделять внимание физиологии человека, тому, как наше тело и мозг ведут себя в невесомости. Я буду подопытным, в качестве субъекта экспериментов, и с нетерпением жду этого.

Эндрю Морган

‑ Я врач, и для меня изучение человека в космосе особенно интересно. Я приму участие в эксперименте под названием «Флуд шифтс» (Fluid shifts) – он направлен на изучение движения жидкости в человеческом организме. Этот эксперимент, помимо прочего, включает ультразвуковое исследование. И что интересно: будет задействовано оборудование, которое находится и на американском сегменте, и на российском.

Индикатор невесомости

Александр Александрович в третий раз отправляется на МКС с тем же индикатором невесомости.

‑ Я не меняю его с первого полета. Утенок по имени Квак летал со мной на орбиту, только каждый раз он получает новую эмблему, как и мы.

В качестве индикатора невесомости Эндрю Морган собирается взять игрушечного героя одного из мультфильмов «Пиксар» - Уолли. Лука Пармитано считает, что индикаторов коллег будет достаточно.

Члены экипажа поделились своими мыслями о предстоящей командной работе.

Александр Скворцов:

‑ У нас был долгий период подготовки. И сейчас наша команда ‑ единое целое. Я горжусь тем, что мы сдали комплексные экзамены на отлично. Это радует и доказывает, что экипаж сложился.

Эндрю Морган:

‑ О нашем экипаже хочу сказать, что вместе мы работаем намного лучше, чем по отдельности.

Лука Пармитано:

‑ Важно, что на станции мы не только работаем, но и живем вместе, и надеюсь, это будет так же комфортно, как на Земле.

Здесь фото экипажа, а внизу подпись:

Девиз экипажа: «Мы все выполняем с искорками в глазах!»

Выход в открытый космос

Выход в открытый космос – это всегда шаг в неизвестность. Поэтому к внекорабельной деятельности космонавты тщательно готовятся на Земле. В ЦПК имени Ю. А. Гагарина они приобретают необходимые навыки на специализированном тренажере «Выход-2».
Экипаж рассказывает о работе на станции и за ее пределами.

Александр Скворцов:

‑ В 2014 году у меня был второй полет. Тогда многие отмечали, что станция стареет, и она действительно старела. Но мы как раз проводили мероприятия по изменению интерьера, делали косметический ремонт. А аппаратура, на самом деле, очень хорошая, она полностью исправна и сейчас. Мой опыт и опыт других космонавтов помогает поддерживать станцию в рабочем состоянии. Можно и нужно продлевать ее ресурс, работать и работать.

На 20 ноября у нас запланирован выход в открытый космос - с Олегом Скрипочкой. Как и перед многими операциями, мы провели тренировки на Земле - «пеший по-летному», как говорят в авиации.

Эндрю Морган:

‑ Наш старт запланирован на очень важную дату – годовщину высадки «Аполлона-11» на Луну. Мне и Кристине Кук придется находиться на станции длительное время. Мы проведем несколько выходов в открытый космос и будем принимать корабли посещения.

Лука Пармитано:

‑ Стартовать в 50-летнюю годовщину полета «Аполлона-1» ‑ невероятная возможность и волнительное событие. Я бы сказал всем астронавтам и экипажам: это ваша собственная миссия «Аполлон-11». Если представить события 50-летней давности, я не могу с уверенностью сказать, был бы я участником той лунной миссии.

Каждая ВКД по-своему сложна, и каждая миссия, начиная с уборки на станции, важна. Принимать корабли посещения не менее ответственно, чем выходить в открытый космос. Однажды Пегги Уитсон сказала мне: «Что самое важное в космическом полете? То, что там постоянно все меняется». И я с таким же энтузиазмом и с улыбкой на лице иду ремонтировать туалет, как и выполнять ВКД.

Дублеры космонавтов о тренировочных ВКД в ЦПК имени Ю.А.Гагарина (можно как врез/подверст, можно не брать)

Сергей Рыжиков

‑ Подготовка всегда насыщена новой информацией, сама возможность принимать участие в ней – большая честь и возможность повысить свой уровень. Особенно в преддверии такого грандиозного юбилея.

Томас Машберн

‑ Для меня возвращение к тренировкам много значит, это как возвращение домой: я вижу знакомые лица.

Соичи Ногучи

‑ У меня долгие отношения с ЦПК, я был здесь и в 1998 году, и при подготовке к полету на шаттле в 2005 году. В 2009 году готовился к полету. Пока не известен точно корабль, на котором я полечу в следующий раз, но мои правила остаются неизменными: не спешить, доверять, но проверять. При этом я абсолютно уверен во всех членах основного и дублирующего экипажей.

В завершение беседы космонавты поделились своими планами, надеждами и предположениями о результатах полета.

Александр Скворцов:

‑ Осталось постучать по дереву, чтобы работа была плановой и как можно реже возникали нештатные ситуации. Для меня 4-витковая схема сближения будет в новинку: во втором полете мы шли на короткую схему, но ушли на 2-суточную. Пока мое мнение таково, что 2-суточная схема для экипажа лучше. Есть возможность отдохнуть, восстановиться, привыкнуть к невесомости, использовать преимущества специальной закрутки в корабле, которая позволяет за счет центробежной силы уменьшить влияние невесомости на организм. Но дальше будет видно, посмотрим.

Планируется работа над проектами по социальным сетям, многие задачи ставятся в процессе полета. Они бывают утомительными, веселыми – разными. Собираемся не терять связь с Землей и популяризировать космонавтику своим примером. Мы каждый раз подчеркиваем, что представители разных стран могут работать вместе, единой командой. Я также хочу выразить благодарность правительству Италии: в день нашего отлета на Байконур стало известно, что военная субординация в космосе не нарушится, и Лука Пармитано, который сейчас в форме подполковника, 4 июля станет полковником.

Лука Пармитано:

‑ Мы хотим рассказать о нашей работе и показать, что люди, которые являются представителями разных стран и носят разные формы, могут работать на общую мечту: проводить исследования, апробировать новые технологии. В наше время это особенно важно.

Эндрю Морган:

‑ Для меня имеет большое значение возможность поделиться с людьми на Земле опытом, который я собираюсь приобрести. Поскольку я лечу в космос в первый раз и увижу все своими глазами, мне интересно говорить о своих впечатлениях с семьей, друзьями, учителями и со всем миром. Я единственный из экипажа, кто увидит космос впервые. Возможно, они забыли ‑ каково это. Я буду рассказывать с помощью видео и фото о нашей повседневной работе – такой у меня план.