«Феникс», «Федерация», «Морской старт»: Владимир Солнцев о самых громких космических проектах последних лет

 
Круглая дата для юбиляра – повод подвести итоги и поделиться планами на будущее. «Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва» отмечает 70‑летие. О роли предприятия в развитии космических технологий рассказал президент РКК «Энергия» Владимир Солнцев.
 
 
Статья журнала ВКС, №2 (87) октябрь 2016
 
– Владимир Львович, расскажите, пожалуйста, о лунной пилотируемой программе. В какой стадии находится её реализация?
 
– В основу государственной программы в области космической деятельности заложено задание обеспечить пилотируемый полёт на Луну в 2029 году. Никто не отменял эту программу и эти сроки.  
 
Мы активно работаем с зарубежными партнёрами. У нас уже есть колоссальный опыт международного сотрудничества по МКС, и глупо было бы его не использовать в лунной программе. Сейчас приглашаем к участию в ней многие государства, в том числе Соединённые Штаты Америки и европейские страны.
 
У нас идут переговоры с ведущими компаниями этих стран по совместному созданию посадочного лунного модуля, идут обсуждения целесообразности создания на орбите Луны пилотируемой станции или какой-то другой инфраструктуры. Планы посещения Луны остаются в силе, невзирая на все сложности – финансовые, экономические и технические.
 
– На каком этапе разработка пилотируемого корабля «Федерация»?
 
– Плановый срок по проекту «Федерация» – 2021 год, когда должен состояться первый автоматический полёт корабля. То есть у нас есть график, по которому мы работаем: сейчас находимся в фазе отработки элементов корпуса и оборудования. Уверен, что уложимся в срок.
 
Разработка РКК «Энергия»: двигатель РД-171
Разработка РКК «Энергия»: двигатель РД-171
 
– В РКК «Энергия» идут работы по проекту ракеты-носителя (РН) среднего класса «Феникс» и сверхтяжёлого носителя. Почему эти разработки ведутся именно в вашей корпорации?
 
– У нас есть колоссальный опыт создания ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В корпорации до сих пор работают специалисты, которые этим занимались. А самое главное – сохранился подход, успешно реализованный ещё во времена Советского Союза. Изюминка комплекса «Энергия-Буран» заключалась в том, что сначала была создана ракета-носитель «Зенит». Она отлетала 11 раз, наработав успешную статистику. И только после этого «Зенит» стал боковым ракетным блоком для РН тяжёлого класса «Энергия».
 
Нового здесь изобретать ничего не надо, идём тем же путём. Во‑первых, работаем над созданием ракеты-носителя среднего класса «Феникс», которая в последующем должна стать боковым блоком ракеты сверхтяжёлого класса. Во‑вторых, мы используем то, что уже наработано или находится на конечной стадии разработки. Например, берём всё самое полезное от линейки ракет «Ангара». Уже прошли запуски лёгкой ракеты-носителя «Ангара‑1» и тяжёлой «Ангара‑5». В планах – создание модификации «Ангара‑5П» (это вариант ракеты для пилотируемых запусков новых кораблей «Федерация» с космодрома Восточный). Есть вариант ракеты «Ангара‑5В» с водородным блоком на третьей ступени. Элементы этих ракет мы тоже можем использовать. Например, вторая ступень «Ангары» будет третьей ступенью ракеты сверхтяжёлого класса.
 
На первой ступени ракеты «Феникс» будет установлен двигатель РД‑171, созданный в НПО «Энергомаш», тягой в 800 тонн. На сегодняшний день это самый мощный ракетный двигатель в мире. Его технология достаточно хорошо отработана.
 
Высока вероятность, что создаваемая нами ракета-носитель среднего класса сможет летать как с наземного космодрома, так и с морского старта. Этот путь наиболее прагматичный и экономически обоснованный, с обозримым и достижимым результатом.
 
Разработка РКК «Энергия»: ракета-носитель «Ангара» на выставке «Армия-2015» (макеты)
Разработка РКК «Энергия»: ракета-носитель «Ангара» на выставке «Армия – 2015» (макеты)
 
– РКК «Энергия» добилась соглашения с компанией Boeing об урегулировании спорных вопросов по проекту «Морской старт»?
 
– У этого проекта есть определённая история, которая исчисляется не одним десятилетием. За это время накопились некоторые проблемы. Мы столкнулись с судебным разбирательством, инициированным Boeing. Суд штата Калифорния постановил взыскать с нас более 300 млн долларов. Что касается этой задолженности, то мы достигли определённой договорённости с руководством компании Boeing на предмет, скажем так, мирного или досудебного решения всех возникших вопросов. Можно констатировать, что компромисс найден. Но эта тема является конфиденциальной, поэтому о деталях переговоров говорить ещё рано.
 
Полагаю, что до конца текущего года мы подпишем окончательный документ по урегулированию разногласий. Частично на это влияют, конечно, вопросы, связанные с дальнейшим развитием проекта «Морской старт». Но это не является каким-то непреодолимым препятствием. Так как позиции Boeing на территории США очень весомы, для нас мирный путь – самый приемлемый выход из сложившейся ситуации.
 
– Новый инвестор для проекта «Морской старт» уже найден?
 
– Инвестора для «Морского старта» мы сейчас, естественно, выбираем. Наибольший шанс имеет российская компания. Нам нравится программа инвестора, его подход. Я думаю, что у нас появится свой Элон Маск, а может быть, даже Элон Маск в квадрате. Нам комфортно с ним работать. И в этом есть определённый залог успеха.
 
Мы не бросаем «Морской старт» и сохраним своё участие в нём. Проект очень сложный, а у нас есть опыт, есть кадры. Инвестору одному вести этот проект будет очень сложно, поэтому будем работать в команде. Кроме того, как я уже говорил, мы создаём новую ракету-носитель среднего класса «Феникс», и её можно будет использовать в программе «Морской старт».
 
Но самое главное – мы, наконец, закроем финансовые риски, которые сегодня есть. Надеюсь, что закрытие сделки произойдёт в начале 2017 года.
 
 
– Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно заявил, что в московском суворовском училище появятся новые космические классы, будут проходить уроки о космосе.  Расскажите подробней о вашем образовательном проекте.
 
– Нечто подобное мы сейчас делаем в детских садах, где оборудуем комнаты специально для занятий по космической тематике. Для наших работников построен микрорайон с детскими садами и школами. Первого сентября открылась новая школа, с классами, посвящёнными космической теме. Ведь космос – это не только фантастические книги и полёт мысли. Это, в первую очередь, точные науки – физика, математика, астрономия. В этих классах будут углубленно изучаться именно эти предметы.
 
Работники корпорации преподают во многих учебных заведениях: живым доступным языком доносят до молодёжи философию космоса. Это наша политика не разовая акция, а системная работа, очень важная для нашей страны. Можно сказать, что сегодня мы растим новое поколение технической интеллигенции.
 
Ракета-носитель среднего класса «Феникс» должна заменить российско-украинскую РН «Зенит», которая со времен СССР производилась на предприятии «Южмаш» в Днепропетровске. В настоящее время «Зениты» больше не выпускаются. На РН «Феникс», как и на «Зените», предполагается устанавливать российский двигатель РД‑171.
Ракета-носитель среднего класса «Феникс» должна заменить российско-украинскую РН «Зенит», которая со времён СССР производилась на предприятии «Южмаш» в Днепропетровске. В настоящее время «Зениты» больше не выпускаются. На РН «Феникс», как и на «Зените», предполагается устанавливать российский двигатель РД‑171
 
***
«Морской старт» (Sea Launch) – плавучий космодром для коммерческих запусков РН «Зенит‑3SL». Место старта ракеты располагается в Тихом океане, на экваторе, вблизи острова Рождества.
 
Международный консорциум «Морской старт» (Sea Launch Company – SLC) был создан в 1995 году. В него вошли американская компания Boeing (40% капитала), российская РКК «Энергия» (25%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%), а также норвежская судостроительная компания Aker Kvaerner (20%). Штаб-квартира консорциума располагается в Лонг-Бич, штат Калифорния, США. 
 
Первый запуск РН «Зенит‑3SL» был осуществлён 27 марта 1999 года. Всего было выполнено 36 пусков, из них три аварийных. Последний пуск – 26 мая 2014 года.
 
В июне 2009 года консорциум «Морской старт» объявил о своём банкротстве и финансовой реорганизации из-за того, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков ракет. В апреле 2010 года совет директоров консорциума принял решение передать РКК «Энергия» ведущую роль в проекте «Морской старт». В июле 2010 года дочерняя компания РКК «Энергия» Energia Overseas Limited (EOL) получила 95% акций консорциума «Морской старт», Boeing – 3%, Aker Solutions – 2%. 
 
После реорганизации у Boeing возникли финансовые претензии к «Энергии». В августе 2016 года РКК «Энергия» и Boeing в основном разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 млн долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Часть долга планируется списать. В связи с этим суд в США приостановил действия по взысканию задолженности с РКК «Энергия».