Астрономия возвращается в школу

Предмет «Астрономия» снова вернётся в школьную программу.
Максим Николаевич Фалилеев, специалист пресс-службы Московского музея космонавтики, Москва, Россия, moojaa@mail.ru

Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016

Заявление об этом стало одним из первых публичных высказываний нового министра образования и науки Ольги Васильевой и, возможно, подвело черту под многолетней борьбой учёных, космонавтов и неравнодушной общественности за возвращение этой дисциплины в школьный курс.

Вернуть в массы астрономическую грамотность!
Астрономия как отдельный предмет отсутствовала в школе почти 10 лет, с 2008 года. Это серьёзный срок, за который успело вырасти целое поколение, слабо представляющее себе устройство Солнечной системы.

Анатолий Черепащук, директор Государственного астрономического институ- та имени П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ)Так, по данным опроса ВЦИОМ, уже в 2005 году почти треть россиян заявила, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот – Солнце вокруг нашей планеты. Для страны, запустившей первый искусственный спутник Земли и первого космонавта, подобный уровень астрономической грамотности недопустим, считает Анатолий Черепащук, директор Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ): «Да, многие западные страны отдельного предмета «Астрономия» в школе не имеют. Но они и не открывали человечеству дорогу в космос. И поэтому, конечно, им всё равно. Но ведь наши-то чиновники при этом твердят о патриотическом воспитании молодёжи…»

Кто и как будет учить школьников астрономии
Однако, чтобы вернуть астрономию в школу, надо решить ряд серьёзных задач. Учебники, написанные несколько лет назад, устарели. Наука шагнула далеко вперёд, открытия в области астрономии и астрофизики происходят едва ли не ежемесячно. Нет и учителей – в пединститутах перестали готовить специалистов. Чтобы подготовить преподавателей астрономии, потребуется не один год. И ещё: чтобы вернуть урок астрономии в школьную программу, необходимо убрать из неё какой-то другой предмет.

По мнению учёных, вводить астрономию в 11-м классе (как это было в Советском Союзе) не совсем правильно. Когда все мысли школьников и их родителей связаны с ЕГЭ и поступлением, вузы, как правило, уже выбраны, мало кто решится и успеет всерьёз погрузиться в астрономию или смежные науки, и потому разумнее вводить её не в выпускных классах, а раньше. Иначе возвращение астрономии окажется в лучшем случае популизмом, а в худшем – профанацией.

Как формируется картина мира
Те немногие преподаватели, которые и сегодня занимаются с детьми астрономией, отмечают наибольший интерес к предмету в возрасте с 5-го по 7-й класс. Благодаря изучению астрономии, уверяют учителя, школьники подтягиваются и по всем остальным предметам. Для правильного понимания астрономии ученику необходимы знания физики, математики, химии и даже биологии. Это хорошо согласуется с главной задачей астрономии – формировать у ребёнка научную картину мира. Астрономия, безусловно, нужна, но как предмет, интегрированный в разные курсы: в окружающий мир, природоведение, географию и физику.

Сегодня же системного курса в рамках школьной программы нет, а разбитое по возрастам и предметам преподавание астрономии даёт ученикам разрозненные сведения, в результате чего у ребёнка не складывается научная картина мира – то, что мы и называем мировоззрением.

Сергей Попов, астрофизик и популяризатор наукиВыход из сложившейся ситуации может быть в изменении самой системы преподавания, считает известный астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов: «С точки зрения школы астрономия действительно особая наука. Она, с одной стороны, везде «подходит», с другой стороны – не подходит никуда. И эту её междисциплинарность необходимо использовать. Сейчас очень большое значение приобретает так называемая «проектная деятельность». Нам обещают, что портфолио ученика будет накапливаться и учитываться наряду с результатами ЕГЭ при поступлении в институты, и астрономические проекты в этом смысле идеальны. Они подходят и истории, и географии, и химии, и литературе, и, конечно же, физике. Поэтому все апологеты астрономии, на мой взгляд, должны собраться и написать книжку: «164 идеи проектов для школьных работ по астрономии», например. И уже тогда эти идеи проектов могут быть во что-то воплощены. Учителю останется только направлять ребёнка».

Впрочем, до окончательной победы над невежеством и мракобесием пока далеко. Обещание нового министра – лишь первый шаг на пути к восстановлению престижа точных наук. Самое главное – всесторонняя поддержка научного и профессионального сообщества, готового поддержать нового министра в её начинаниях.