АО «ММЗ Авангард»: всегда точно в цель

 
Головному изготовителю ракет для зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны С-300 и С-400 исполняется 75 лет!
Альгирдас Руйбис
Кирилл Валерьевич Плетнер , главный редактор журнала «Воздушно-космическая сфера», Москва, Россия, gersch@yandex.ru
 
 
Статья журнала ВКС, №3/4 (88/89) декабрь 2016
 
История предприятия – это, прежде всего, история его продукции. Каждый новый виток развития производства завода «АВАНГАРД» оставил след в мировой истории вооружений. Корреспондент журнала «ВКС» побывал в его уникальных цехах.
 
Генеральный директор АО «ММЗ АВАНГАРД» Ахмет Абдул-Хакович Мухаметов о военных и гражданских перспективах заводаГенеральный директор АО «ММЗ АВАНГАРД» Ахмет Абдул-Хакович Мухаметов о военных и гражданских перспективах завода.
 
– Ахмет Абдул-Хакович, Вы работаете на заводе с 1975 года. Что считаете своим главным достижением за все эти годы?
 
– Главное достижение – то, что нам удалось сохранить завод, который трижды пытались закрыть. И это не моя личная заслуга, а заслуга всех людей, которые здесь работают.
 
– Завод напрямую зависит от заказов Министерства обороны, а заказы, в свою очередь, от глобальной политической ситуации в мире. Какими Вы видите перспективы развития АО «ММЗ АВАНГАРД»?
 
– По объёмам производства мы сейчас выходим на уровень советских времён. И в ближайшие 5-8 лет объёмы «АВАНГАРДА» будут только увеличиваться. ПВО – основная защита страны, и я не думаю, что здесь могут быть какие-то сокращения. В этом году мы выполнили иранский заказ. Только по новому соглашению с Индией мы должны будем поставить несколько сотен экспортных вариантов ракет для ЗРК С-400. В будущее я смотрю с оптимизмом. Первую задачу – создание тех объёмов производства, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить потребности Министерства обороны Российской Федерации, – мы решили. А сейчас мы будем работать над тем, чтобы создавать и наращивать новые объёмы работ по гражданской тематике.
 
– Над чем будете трудиться в этой сфере?
 
– Это могут быть беспилотники. В перспективе. Но пока рано об этом говорить. Поживём – увидим. Буквально на днях вышло постановление Минпромторга о том, что Балашихинский литейно-механический завод – бывший монополист по цветному литью – фактически обанкротился. Нам, параллельно с уменьшением объёмов продукции БЛМЗ, удалось создать своё производство, и мы полностью закрыли свои потребности в литье крупногабаритных отливок. По сравнению с другими предприятиями у нас сегодня достаточно благоприятная ситуация. Сейчас мы помогаем литьём другим родственным предприятиям. Это была очень сложная задача. Магний – уникальный материал. По своим свойствам он очень хороший – лёгкий, прочный, прост в обработке, но пожароопасный – потушить загоревшийся магний практически невозможно.
 
Завод «АВАНГАРД» осуществляет полный цикл производства – начиная с отливки деталей до высокотехнологичных монтажных и проверочных операций при окончательной сборке и тестировании элементов изделия
 
Завод «АВАНГАРД» осуществляет полный цикл производства, начиная с отливки деталей до высокотехнологичных монтажных и проверочных операций при окончательной сборке и тестировании элементов изделия.
Всё для победы
Завод был создан Постановлением Государственного комитета по обороне в один из самых трудных периодов Великой Отечественной войны. Зимой 1942 года, когда Советская армия, неся огромные потери, переходила от обороны к наступлению, завод № 41 начал выпуск авиационного мотора М-11 (и его вариантов) для легендарного самолёта У-2 (ПО-2), сыгравшего не последнюю роль в исходе войны.
 
После окончания войны производство было приспособлено под мирные нужды. Некоторое время здесь выпускались детали и моторы для сельскохозяйственной техники.
 
Но перековка мечей на орала длится недолго. С началом холодной войны завод снова в авангарде советского военного производства – занимается разработкой и выпуском вооружения для первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4, который, неся ядерные заряды, должен был совершить перелёт через океан.
 
В это же время здесь проводятся опытные работы по конструктивной доводке газотурбинного двигателя – прообраза будущего турбореактивного двигателя. Они заканчиваются первым в СССР 25-часовым испытанием двигателя на открытом винтовом стенде завода.

 

Каждую партию ракет испытывают на знаменитом полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где начинал свой путь конструктор первых советских баллистических ракет Сергей Павлович Королев.

Каждую партию ракет испытывают на знаменитом полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где начинал свой путь конструктор первых советских баллистических ракет Сергей Павлович Королёв.

Отливка 4-го отсека ракеты. Рабочие заливают магниевый сплав МЛ5 в металлическую форму — кокиль

Отливка 4-го отсека ракеты. Рабочие заливают магниевый сплав МЛ-5 в металлическую форму – кокиль

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1946 года завод награждён орденом Красной Звезды.

В гонке вооружений
После того, как у двух сверхдержав на вооружении оказались межконтинентальные стратегические бомбардировщики с ядерными бомбами на борту, в гонку вооружений незамедлительно включились средства противовоздушной обороны.
 
На заводе «АВАНГАРД» разрабатывались и производились ракеты класса «земля-воздух» для зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-75. С ними связана целая эпоха в истории военных конфликтов середины ХХ века. Едва ли не решающее значение ЗРК С-75 сыграли в войне во Вьетнаме, где они за годы противостояния сбили сотни самолётов и вертолётов армии США. 
 
ЗРК С-75 постоянно модернизировались и производились до конца холодной войны. В рекордном количестве были поставляемы на экспорт – более 400 комплексов! Параллельно, с конца 1970-х годов, на заводе «АВАНГАРД» производилась совершенно новая ЗУР (зенитная управляемая ракета) для ЗРК С-300П – достойного противника американского комплекса Patriot.
 
В последние годы существования СССР на заводе были созданы, испытаны и сданы в эксплуатацию пять типов ракет-мишеней, разработанных на базе боевых образцов 20-Д и 5Я23 («Синица-1», «Синица-6», «Синица-23», «Коршун», «Бекас»), которые использовались Войсками ПВО. А ракета «Бекас» применяется и сегодня при проведении учебно-боевых стрельб.
 
С-300П «Фаворит» – семейство ракетных зенитных систем. Первые образцы были приняты на вооружение в 1978 году. Ракеты системы С-300 эксплуатируются и поныне. Ракеты этой системы, производимые «АВАНГАРДОМ», предназначены не только для уничтожения вражеских самолётов, но и для перехвата (ликвидации) баллистических ракет оперативно-тактического и тактического назначения.
 
6 марта 1962 года «за высокие достижения по освоению и выпуску новой техники» Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
 
 
Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. История завода «АВАНГАРД», отмечающего в эти дни 75-летие, как нельзя лучше подходит к этой пословице. Французское слово avantgarde состоит из двух корней: avant – впереди и garde – охрана. И действительно, на протяжении своей истории завод всегда был впереди научно-технического прогресса, выпуская продукцию для охраны и защиты рубежей нашей Родины.
 
 
Ракета 5Я23 класса «земля-воздух» системы С-75. За период с 1956 года по 1990 год для системы С-75 ПВО заводом было выпущено более 40 000 ракет различных модификаций. Ракеты этой системы нашли своё боевое применение: ими было сбито более 2 000 самолётов, в том числе летающие крепости Б-52. 
Обелиск установлен 24 января 2002 года в честь 60-летия основания завода
Обелиск установлен 24 января 2002 года в честь 60-летия основания завода
 
История завода в лицах и технике
Олег Петрович Куляхтин – заместитель главного конструктора. Трудится на заводе «АВАНГАРД» уже более 40 лет. Окончив МАИ, пришёл на завод по распределению, начинал простым инженером. Олег Петрович застал как эпоху славы, так и эпоху упадка предприятия.
 
– В 1990-е годы ситуация была действительно тяжёлая, – вспоминает он. – Заказов не было. В самом начале ещё немного делали, а потом 1-2 изделия в год… Не те объёмы. Однако как могли, мы завод спасали. Но много умных людей уволилось. Кто-то подрабатывал. В инструментальном цехе жгли костры. Не было отопления. Завод был на грани банкротства. В начале 2000-х ситуация начала меняться к лучшему; заказы на ракетные комплексы С-300 дали заводу возможность подняться. Мы делали ракеты, а другие предприятия – наземку. Заказы из Китая создали объёмы производства.
 
На территории «АВАНГАРДА» находится памятник зенитно-ракетному комплексу С-75. Олег Куляхтин рассказал его историю:
 
– Это последняя модернизация ракеты для системы С-75 – ракета 5Я23. Ракеты зенитного ракетного комплекса С-75 имели много модификаций: 11Д, 13Д, 15Д, 20Д. Они размещались на пусковой установке, которую, в свою очередь, можно было развернуть где угодно. Рядом с ней находилась мобильная станция. В основании ракеты располагался РДТТ – ракетный двигатель твёрдого топлива. Далее в дело вступает маршевая ступень ЖРД – жидкостный ракетный двигатель.
 
В 1969 году я как раз пришёл на этап заводских испытаний. ЗРК С-75 были вооружены все соцстраны. В фильме «Ключи от неба» есть эпизод: в поле среди ромашек и васильков вдруг поднимаются на перехват вражеских самолётов эти ракеты…
 
Эта ракета была с боевой осколочной поражающей частью. Но существовала её специальная модификация 5В29 с ядерной боевой частью. Этот вариант ракеты системы С-75 никогда не применялся, хотя успешно стоял на страже рубежей нашей Родины.
 
***
Первый заместитель главного конструктора, Евгений Яковлевич Ааронов, работает на заводе с 1960 года. Начинал в свои неполные 18 учеником слесаря, а потом и сам работал слесарем в цехе. Работал в военной приёмке. Окончил институт и в 1969 году перешёл работать в конструкторское бюро инженером.
 
Виктор Сергеевич Моисеев (справа) и Борис Леонидович Бобрышев (слева) – учёные, заведующие кафедрой «Технологии и системы проектирования металлургических процессов» МАИ.
 
.
Олег Петрович Куляхтин – заместитель главного конструктора завода «АВАНГАРД». С 2006 по 2016 год – председатель профсоюзного комитета завода.
 
Людмила Лаврентьевна Ивойлова – начальник отдела электрооборудования. Работает на «АВАНГАРДЕ» с 1964 года. После школы пришла на завод испытателем, потом стала техником. Закончила МАИ по специальности «системы энергоснабжения».
 
Надежда Константиновна Харитонович работает на заводе «АВАНГАРД» 60 лет, с 1956 года, и 50 из них – в конструкторском бюро. Пришла на завод сразу после окончания школы и работала в цехе выходного контроля испытателем приборов. Затем окончила МАИ по специальности «радиотелеметрия». «У нашего факультета было два выпуска, потому что наш декан – заместитель С. П. Королёва Л. А. Воскресенский – умер, когда мы должны были защищать диплом. Кафедры радиотелеметрии не стало – её распределили по разным факультетам. Но знания нам давали бесподобные. На лабораторных работах мы проектировали телеметрические станции, оборудования полигонов – все эти знания пригодились потом, во время работы на заводе».
 
1973 год – Постановлением Правительства СССР ММЗ «АВАНГАРД» определён изготовителем противоракет для ПРО страны. С 1973 года завод приступил к производству и поставке противоракет на объекты боевой системы.

В уникальных цехах завода АО «ММЗ АВАНГАРД»
Заместитель генерального директора, главный инженер Александр Круталевич:
 
– Наш «АВАНГАРД» – единственный завод в России, который выполняет задачу по производству зенитно-управляемых ракет для комплексов С-300, С-400. Мы полностью находимся на самоокупаемости, и нам есть что показать. Мы сами отливаем детали из магния, алюминия и стали; плюс изготовление деталей; вся механика; частично мы даже сами делаем электронику.
 
Заместитель главного конструктора Олег Куляхтин провёл корреспондента «ВКС» по цехам завода.
 
Самый большой цех – сборочный. В ТПК устанавливается уже собранная ракета: 1, 2, 4-й отсеки и 3-й фальш-отсек. Ракету тщательно проверяют: электрические схемы, герметичность и так далее. После этого ракету увозят на сборочно-снаряжательную базу.
 
– Сборочный цех был построен в начале 1970-х годов. Тогда в одном крыле собирали ракеты для системы С-75, а в другом начинали собирать ракеты для системы С-300. В советское время было разделение производства между союзными республиками. В Киеве делали ТПК для всех заводов. Когда в 1991 году Союз развалился, пришлось быстро организовать производство сборки пусковых контейнеров. Основу контейнера делают в агрегатном цехе, а здесь оснащают дополнительными узлами. Сегодня сборочный цех существенно обновлён.
 
Раньше в одном из цехов располагалась так называемая экспедиция – подходили железнодорожные пути, которые соединялись с нынешней МКЖД, – ракеты 75-го комплекса грузились в вагоны и отправлялись в войсковые части.
 
В одном из агрегатных цехов обрабатывают заготовки 2-го, 4-го отсеков ракеты и моноблока. Магниевая стружка пожароопасна, поэтому техника безопасности должна соблюдаться строго.
 
– Самый уникальный станок здесь – итальянский Olivetti, – рассказывает Олег Куляхтин, – прибыл к нам с выставки ещё в советские времена. Он обрабатывает каркас моноблока. Хотя, если задать нужную программу, он будет обрабатывать что угодно. Станок полностью автоматизированный.
 
Литейный цех, пожалуй, самый жаркий на заводе. Собственное литейное производство на «АВАНГАРДЕ» появилось шесть лет назад. У его истоков стояли 2 учёных, преподаватели МАИ: Виктор Сергеевич Моисеев и Борис Леонидович Бобрышев. До этого отливки производились в городе Балашихе. Это во многом усложняло и затрудняло производство.
 
Создание, а вернее возрождение собственного литейного цеха на «АВАНГАРДЕ», позволило существенно ускорить процесс производства ракет и оптимизировать транспортные расходы.
 
– На сегодняшний день технологиями литейного цеха АО «ММЗ АВАНГАРД» не обладает ни одно предприятие в России. Да и раньше, в Советском Союзе, ничего подобного не было, – утверждает Виктор Сергеевич Моисеев.
 
В ряд стоят электропечи сопротивления, в них, по разработанной учёными МАИ и специалистами завода «АВАНГАРД» технологии, приготавливается магниевый сплав для последующей заливки в формы.
 
Многофункциональный станок Olivetti
Многофункциональный станок Olivetti
 
Борис Бобрышев рассказал нам о работе в литейном цехе:
 
– Принцип работы литейных печей всегда одинаков. Многие в детстве отливали фигурки из расплавленного свинца. Отсеки ракет льются точно по такому же принципу: наливают ковшом в кокиль – это внешняя форма, а внутреннюю форму создаёт стержень из прессованного песка. Такой способ литья производителен и надёжен. Свободного места в цехе немного – везде стоят уже отлитые детали ракет, отдавая жар в и без того раскалённый воздух помещения.
 
Борис Леонидович продолжает рассказывать о литейном цехе:
 
– Здесь изготавливаются сложные корпусные отливки из магниевых сплавов. Сложнее всего отлить внутренние детали отсека. В соседнем помещении находятся пильные станки, освобождающие отлитые детали от прибылей, литников и выпоров.
 
– Специализированный станок «Руст-2» – модель отечественного производства – был сделан в Казани. Второй такой делают у нас на заводе. За счёт большего, чем в обычном станке, количества фрез пилит он в несколько раз лучше, чем обычный. За счёт литниково-питающей системы, а также стружки, перерабатываемой по специальным технологиям и возвращаемой в изготовление, производство на заводе «АВАНГАРД» близко к безотходному.
 
Песчаные стержни, создающие внутреннюю форму модуля ракеты
Песчаные стержни, создающие внутреннюю форму модуля ракеты
 
Литейый цех
Литейный цех
 
 
***
 
Ключевой элемент любой противовоздушной обороны – огневое средство, поражающее воздушный объект, летящий для уничтожения электростанций, административных зданий, наиболее важных пунктов управления, – говорит заместитель генерального директора, главный инженер АО «ММЗ АВАНГАРД» Александр Круталевич. – Эту главную задачу решает наша зенитная управляемая ракета. Конечно, есть и другие звенья ПВО, но если хромает огневая составляющая, то на выходе ничего не будет. Наша составляющая – самая главная, поэтому и ракета должна быть качественная.
 
С этой целью, наряду с тщательными проверками в ходе производства всех деталей, узлов и агрегатов, входящих в состав ракеты, в обязательном порядке проходит и реальная её проверка в ходе боевого пуска на полигоне Министерства обороны. Отбор ракет для испытания производит военное представительство по своему усмотрению, то есть любую. После отбора ракета доставляется на полигон, заряжается на пусковую установку, проверяется, а затем выполняет боевую задачу по уничтожению воздушной мишени. Это «выходной экзамен» для наших ракет.
 
Если мишень поражена ракетой, то вся партия ракет идёт в войска. Если не поражена, то всё останавливается. Но таких случаев у нас, к счастью, в последние годы не было. Качество нашей продукции всегда подкреплено практическим результатом на полигоне.
 
 
 
Старые советские станки всегда хорошо работают
Старые советские станки всегда хорошо работают
 
 
По мнению Александра Петровича Трегубова, главного конструктора завода, решить задачу опережающего развития страны можно только одним способом – восстановлением поколения квалифицированных специалистов. 
 
– Я считаю, что у молодого специалиста заработок должен быть достойным, чтобы он не думал о том, где бы ещё подработать, а сосредоточился только на своей профессии; чтобы инженерная профессия стала престижней и привлекательней, чем профессия менеджера, юриста или коммерсанта. Только тогда начнёт появляться молодое поколение квалифицированных специалистов, какими мы были когда-то, и которое придёт нам на смену.
 
Тем молодым специалистам, что нацелены на свою профессию, создадут все условия для профессионального роста, не забывая про зарплату. Мне всегда нравился старый лозунг: «Кадры решают всё!» Но для этого кадры должны быть! Только тогда нас никто и ничто не остановит в развитии.
 
АО «ММЗ АВАНГАРД»: второе рождение!
 
Вследствие ухудшающейся геополитической обстановки во всём мире руководством страны был предпринят ряд действенных инициатив по усовершенствованию военно-промышленного комплекса. Реформы не могли не затронуть и завод «АВАНГАРД».
 
В 2002 году Указом президента РФ образовано ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Постановлением правительства ММЗ «АВАНГАРД» преобразован в АО «АВАНГАРД» и включён в состав концерна.
 
С этого времени завод неуклонно наращивает своё производство. Старые корпуса ремонтируются, строятся новые помещения. Закупается самое современное оборудование. Многие цеха полностью обеспечены автоматизированными станками. Проблема кадров тоже перестаёт быть актуальной. Так, на сегодняшний момент штат завода составляют более 2,5 тысячи сотрудников, среди которых много молодых специалистов.

Посмотреть материал в формате PDF

ранее опубликовано

все статьи и новости