Зачем нам нужны космические художники?

 
Если кто-либо читал научную фантастику Айзека Азимова и Артура Кларка, скорее всего, оригинальные обложки для этих книг иллюстрировал Дэвид A Харди, британский художник, изображающий космическое пространство.
 
 

Технический перевод статьи журнала ROOM, № 1(7) 2016

Дэвид A Харди (David A Hardy), Федеральное бюро информационной службы (FBIS),  член Международной ассоциации астрономических художников (FIAAA)

Дэвид A Харди (David A Hardy), Федеральное бюро информационной службы (FBIS), член Международной ассоциации астрономических художников (FIAAA) 

К тому же более половины столетия он проработал с сэром Патриком Муром, создавал космические корабли для фильма «Доктор Кто» и делал художественное оформление концертов Pink Floyd. Среди коллекционеров его работ фигурируют рок-группы Rolling Stones и Queen.

Всё произошло в 1950 году, когда 14-летний подросток нашёл в местной библиотеке книгу по астрономии, которая на всю жизнь пробудила в нём страстное желание изображать космическое пространство. На данный момент времени, проживающий в пригороде Бирмингема, он является одним из старейших в мире, ныне здравствующих, космических художников, который, и после празднования своего 80-летия в апреле этого года, продолжает создавать вдохновляющие образы Вселенной.

В этой статье специально для журнала ROOM Дэвид A Харди вспоминает историю развития космического творчества и утверждает, что на Земле всегда будет чем заняться художнику-астроному.

15 июля 2015 года в шестичасовых новостях на канале BBC были показаны, как результат первых снимков, полученных с космического аппарата New Horizons, несколько изображений Плутона (несколько лично моих) с комментарием: «Более нет нужды в полёте творческой мысли». Подобное утверждение было, конечно же, намеренно эксцентричным, но, как смогла оценить его широкая публика, в нём есть доля правды. Теперь у нас есть изображения всех основных тел нашей Солнечной системы.

Полёт творческой мысли будет присутствовать у художников всегда (совершенно независимо от эстетических аспектов: космическое искусство может быть, во всяком случае, столь же прекрасно, как и земное), потому что с помощью космических зондов мы видим только весь объект: планета, Луна, кометы, или их крупный план, как они выглядят из космоса. Только художники в состоянии передать, как они могли бы выглядеть, если бы кто-то на самом деле стоял на их поверхности.

Для большинства космических художников дорогого стоит посетить другие миры, даже совершить путешествие на орбиту Земли.

Разумеется, мы слышим одни и те же суждения, которые сопровождали изобретение фотографии, когда стало доступным цифровое искусство, когда космический телескоп «Хаббл» отправил обратно на Землю свои первые удивительные снимки далёких звёзд и туманностей… Впрочем, давайте взглянем на всю эту историю с точки зрения космического искусства.       

Астрономические художники подчас подразделяются на художников первого и второго поколений (и я полагаю, что теперь могут быть уже и другие).

К первой группе относятся пионеры: они были первыми в своей области и не располагали ничем, кроме своих собственных знаний, наблюдений, интуиции и таланта. К ним можно отнести Джеймса Нэсмита, который в 1874 году сделал модели поверхности Луны и сфотографировал их на тёмном, звёздным фоне для своей книги в соавторстве с Джеймсом Карпентером «Луна» (The Moon).

Скривен Болтон позже использовал подобную технику для журнала «Иллюстрированные лондонские новости» (Illustrated London News). Вне всякого сомнения, Люсьен Рюдо, французский астроном, слыл самым достоверным художником, который, поскольку он был наблюдателем и имел обсерваторию в Довиле, Нормандия, на самом деле знал, что лунные горы действительно похожи на профиль. Его книга «В других мирах» (Sur Les Autres Mondes), изданная в 1937 году, считается классикой жанра.

Изображение Плутона и Харона, сделанное в 1991 году, а также 3D- модель космического аппарата New Horizons, которую Дэн Дерба добавил в 2015 году. Обратите внимание на атмосферную дымку, аналогия со спутником Planum, и пропасти на Хароне! (Гуашь + цифра)

Изображение Плутона и Харона, сделанное в 1991 году, а также 3D-модель космического аппарата New Horizons, которую Дэн Дерба добавил в 2015 году. Обратите внимание на атмосферную дымку, аналогия со спутником Planum, и пропасти на Хароне! (Гуашь + цифра)

Стыковка космических аппаратов Gemini 6 и 7 в декабре 1965 года. Некому было сделать снимок этого исторического события, так что все на усмотрение самого художника! (Гуашь, нарисована в 1970 году для киноленты VP с Леном Картером)

Стыковка космических аппаратов Gemini 6 и 7 в декабре 1965 года. Некому было сделать снимок этого исторического события, так что всё на усмотрение самого художника! (Гуашь, нарисована в 1970 году для киноленты VP с Леном Картером)

 

Мастер космического жанра    

В сороковых и пятидесятых годах самым известным космическим художником считался американский художник Чесли Боунстелл. Сравнительно недавно стало известно, благодаря Рону Миллеру, художнику и куратору поместья Bonestell, что Боунстелл также увлекался изготовлением моделей, фотографировал их и писал сверху маслом, создавая удивительно реалистичные виды Луны и планет.

Однако, что более всего примечательно, его работы стали пользоваться успехом за счёт изображения неровных скалистых лунных пейзажей. Это было своеобразным результатом его уверенности в том факте, что при отсутствии воздуха, воды или климата горы будут оставаться столь же прочными, как в день своего рождения. Он не принимал во внимание миллиарды лет воздействия микрометеоритов или экстремальных температур, что приводит к постепенному отслаиванию горных пород, и в результате – к созданию чередующихся пейзажей, обнаруженных во время посадки Apollo в 1960-е годы. Тем не менее его влияние нельзя недооценивать.

Можно подумать, что он сидел с мольбертом на пленэре. Или, что ещё лучше, если это касается Луны, – на пленэре во Вселенной!

Чесли Боунстелл родился в 1888 году. Затем братья Райт в 17 и 21-м, Герберт Уэллс в 22-м, но Чесли ещё не печатался. Тем не менее Боунстелл был в состоянии предвидеть людей, шагающих по Луне, и зонды, посещающие большинство основных планет, что стало реальностью, потому что он умер лишь в 1986 году.

Впервые Боунстелл опубликовал свои астрономические творения в виде серии изображений Сатурна и его (на тот момент девяти) спутников для выпуска журнала Life в 1944 году. Артур Кларк был возмущён близоруким комментарием редактора, провозгласившим, что «фигуры (космонавтов) использовались, только чтобы добавить масштабности»!

Боунстелл работал над спецэффектами для фильмов режиссёра-постановщика Джорджа Пэла, включая «Пункт назначения: Луна» (Destination Moon) и «Покорение Космоса» (Conquest of Space). Он продолжал руководить командой иллюстраторов, работая с учёными-писателями в команде Вернера фон Браун и Вилли Лейя над серией статей для журнала Collier's, давая понять, каким образом люди могли бы исследовать космическое пространство: от колесовидной станции на орбите до флота лунных космических кораблей, а затем космического полёта на Марс.

Не может быть никаких сомнений, что им удалось эффектно представить общественности США, чьи жизни находились во власти Кореи, и холодную войну, видение новой границы, и великую славу. На самом деле, они подготовили общественное мнение к началу работы НАСА. Позже Фон Браун разработал двигатели, которые использовались для запуска первого искусственного спутника Америки и Сатурна 5, который доставил астронавтов Аполлона на Луну.

Но в то же время весьма реалистичные, хотя и написанные поверх маслом, фотографические картины Боунстелла имели сосем другие последствия. Как мы уже поняли, его лунные пейзажи изображали резкие, возвышающиеся горы – гораздо более впечатляющие, чем плоский однообразный пейзаж, на котором совершил посадку Аполлон-11! Могли ли подобные обманутые надежды стать причиной столь быстрого разочарования широкой общественности в космической программе?       

На протяжении 1950-х годов научная фантастика и прочие иллюстраторы, которые никогда даже не смотрели в телескоп, выдавали вариации Луны Боунстелла (в назидание всем нам – заниматься своими собственными исследованиями, а не копировать работу других).

Даже в этом случае книги, которые последовали после статей в журналах Life и Collier's: «Покорение Космоса» (Conquest of Space) (1949), «По ту сторону Вселенной» (Across the Space Frontier (1952) и «Человек на Луне» (Man on the Moon) (1953), среди прочего, привнесли вдохновение будущим поколениям космических художников, в том числе, разумеется, и мне.        

Космический отель, стадион с нулевой перегрузкой и супер-челноки (гуашь + цифра). От издательского дома Futures: 50 лет в космосе, Дэвид Харди и Патрик Мур, 2004 год

Космический отель, стадион с нулевой перегрузкой и супер-челноки (гуашь + цифра). От издательского дома Futures: 50 лет в космосе, Дэвид Харди и Патрик Мур, 2004 год

 

Ранние космические художники    

В Великобритании, в 1950-х годах, Ральф Смит работал вместе с Артуром К Кларком и Британским межпланетным обществом. Смит был по образованию инженером, а заодно и художником, так что вполне мог проектировать свои собственные летательные аппараты и оборудование, которые он с успехом и творил: предшественник «грузовых ракет» Космического челнока, космическая станция с питанием от солнечной энергии, лунные базы и многое другое.

Чешский художник Людек Песек также часто упоминается как один из таких первопроходцев, но на самом деле до 1960-х годов его работы не были замечены; он стал известен только в 1970 году благодаря своим великолепным изображениям Марса в National Geographic. Между тем его довольно свободный живописный стиль сильно контрастировал с жёсткой фототехникой Боунстелла. Можно подумать, что он сидел с мольбертом на пленэре. Или, что ещё лучше, если это касается Луны, – на пленэре во Вселенной!

У художников есть преимущество: путешествовать во времени и космическом пространстве.

Первое время эти художники имели возможность в качестве справочной информации использовать только свои наблюдения через телескопы или результаты наблюдений крупных обсерваторий, таких как Маунт Уилсон и Маунт Паломар.

Я считаю, что мне повезло: я мог бы даже использовать применительно к себе набившее оскомину выражение «привилегированное положение», потому что моя собственная карьера перекрыла два последних направления.

Начинал я незадолго до 1950 года. Несколько лет спустя я увидел рассвет космической эры, с запуском первого искусственного спутника Земли Sputnik 1, когда пришло время художников второго поколения, которые могли использовать опыт своих предшественников.

И что более важно, не так много лет прошло, как мы стали получать фактические изображения из космического пространства, снятые зондами и орбитальными аппаратами, по мере их путешествия между Землёй и Луной, и даже приземления или выхода из строя, последнее из двух.

В семидесятых годах данные и изображения поступали с Марса, Венеры, а позже даже Юпитера, а в восьмидесятые годы последовали Сатурн, Уран и Нептун. Они представляли собой существенный скачок в наших познаниях о Солнечной системе и Вселенной. Давайте посмотрим, какое влияние они оказали на космических художников.  

Ночной запуск Discovery (акрил, 1995 год) частный заказ         

Ночной запуск Discovery (акрил, 1995 год) частный заказ

 

Смена ландшафтов

Марс всегда считался самой землеподобной планетой. Он имеет полярные шапки и тёмные области, которые изменяются со сменой времён года.

Благодаря контрасту с окрашенными в красный цвет пустынными районами, они могут казаться зеленоватыми, так что было бы вполне естественно предположить, что там может быть растительность, которая развивается и разрастается по мере того, как полярная шапка тает весной.

Некоторые астрономы, в частности Персиваль Лоуэлл, даже думали, что они видели «каналы», вырытые разумными обитателями, чтобы орошать пустыни. Благодаря телескопическим наблюдениям с использованием спектроскопов, стало известно, что Марс имеет атмосферу, поэтому он должен иметь голубое небо, не так ли? Точно так же как Титан – гигантский спутник Сатурна.

Теперь известно, что небо Марса оранжево-розовое и вместо каналов простирается вниз над кратерами и огромными каньонами. Небо Титана тоже оранжевое, и, как минимум, частично непрозрачное, с облаками и почти землеподобными ландшафтами, с морями и озёрами, полными не воды, а жидких углеводородов.

Венера, как давно было известно, обладает плотной облачной атмосферой, которая обволакивает её поверхность, так что когда-то её можно было изобразить с океанами, полными содовой воды (из-за двуокиси углерода в её атмосфере); или даже с пышными доисторическими джунглями; или, возможно, с продуваемыми ветром пыльными пустынями с изъеденными эрозией камнями странных форм? Сейчас это пузырящаяся, враждебная, подобная аду планета, с массивными щитовидными вулканами, дождями серной кислоты и молниями.

Когда-то считалось, что одна сторона Меркурия всегда смотрит на Солнце, так что одна сторона была окутана Стигийским мраком вечной ночи, а другая обжаривалась в постоянном сиянии огромного Солнца. Теперь понятно, что он покрыт кратерами и, что примечательно, лунного типа (Боунстелл получил это право), со странным приливным циклом вращения в 59 дней и через год – 88.              

Не исключено, что у Юпитера было 11 спутников, в то время как у Сатурна девять, и это была единственная планета, возможно, во всей Вселенной, благословенная уникальным явлением колец. Сегодня мы знаем, что все внешние планеты-гиганты обладают подобным ореолом, а их совокупное число спутников насчитывает сотни.

Тем не менее кто бы мог предугадать активные вулканы Ио, солёный океан под ледяной коркой Европы, а гигантские ледяные овраги на Миранде или гейзеры Тритона и Энцелады? Официально Плутон больше не планета, а «карликовая планета», но это не мешает ему оставаться одним из самых интересных и загадочных небесных тел, которые мы посетили. Художники не посчитали это несправедливым: мы можем работать только с данными, которые нам предоставляют! И мы очень рады обнаружить, что Солнечная система оказалась гораздо более увлекательной и динамичной, чем мы её воспринимали ранее.

Мы в восхищении осознать, что Солнечная система оказалась гораздо более захватывающим и динамичным местом, чем считалось ранее.

Исследование Марса с помощью передвижной лаборатории (цифра), от издательского дома Futures (как указано выше)

Исследование Марса с помощью передвижной лаборатории (цифра), от издательского дома Futures (как указано выше)

 

Международная ассоциация астрономических художников (IAAA)

В июне 1982 года девять художников из США и Канады впервые вместе посетили вулканический остров на Гавайях и заложили основу Международной ассоциации астрономических художников (IAAA). Через год 19 художников встретились в Долине Смерти, штат Калифорния, и, поскольку молва бежит вперёд, вскоре к ним присоединились и другие единомышленники обоих полов не только из Америки, но и из Великобритании и многих других стран.

На сегодняшний день организация насчитывает около 120 членов. Не все являются реалистами, кое-кто создаёт работы, которые представляются импрессионистскими, экспрессионистскими, абстрактными или сюрреалистическими, но большинство из них (в отличие от художников – научных фантастов и фэнтези, которые работают почти исключительно в силу своего воображения) имеет опыт работы в области астрономии, физики и математики, что позволяет им с точностью интерпретировать данные обсерваторий и космических зондов и выстраивать на их основе правдоподобные сюжеты.

Время от времени, иначе и быть не может, они также изображают те самые зонды и спутники (часто работают с НАСА или учёными из космических агентств) для тех, кто находится там, кто же сфотографирует их? Они рисуют маслом, акрилом, гуашью и маркерами, используют ручки, пастели или цветные карандаши, или новейшие цифровые технологии. Не все космические художники являются членами IAAA, что вполне естественно; но почему те, кто, иногда совершая путешествия за тысячи миль, чтобы встретиться с другими художниками, должны считаться конкурентами?

«Два Мира» («Two Worlds») – моя поздняя «традиционная» живопись. Я хотел изобразить «обжитой» интерьер лунной базы, но в противоположность мрачному, монохромному лунному пейзажу, голубое небо, облака, снежные горы, озера и растительность нашей собственной планеты Земля. (Акрил, 2015 год).

«Два Мира» («Two Worlds») – моя поздняя «традиционная» живопись. Я хотел изобразить «обжитой» интерьер лунной базы, но в противоположность мрачному монохромному лунному пейзажу – голубое небо, облака, снежные горы, озёра и растительность нашей собственной планеты Земля. (Акрил, 2015 год)

 

Что касается лично меня, то после работы в качестве «одинокого волка», с 1954 года (дата выпуска первой книги, которую я иллюстрировал для Патрика Мура), было сродни, что выйти из стенного шкафа, когда я наконец-то встретил художников, которые были со мной на одной длине волны. Они проводят критические анализы, обмен заметками и практическими советами и получают от всего этого массу удовольствия.

Большинство из них дорого заплатили бы, чтобы посетить другие миры, даже совершить путешествие на орбиту Земли. К сожалению, это пока невозможно, но они используют наилучшие альтернативы. В 1988 году порядка дюжины советских художников встретились в Исландии с аналогичным количеством американских художников и одним британцем (догадаться несложно?).             

Серия семинаров была проведена в Каньонлендс, штат Юта; в Крыму; парке Йеллоустоун, Гранд-Каньон, и Аризонском кратере, штат Аризона, и так далее ( почти все «планетарные аналоги»). В некотором смысле, они следуют по стопам художников Hudson River School (Школа реки Гудзон), таких как Фредерик Черч и Томас Моран, которые путешествовали с первопроходцами, открывавшими дикие части Америки, увлекая широкую публику огромными полотнами гор, пустынь и курящимися тепловыми долинами, схожими с вратами Ада.

В глубоком космосе – епархии звёзд, туманностей и галактик. Ни космический телескоп Хаббл, ни новейшие разработки в области наблюдений за поверхностью Земли не заменяют, а лишь добавляют космическим художникам множество нового материала: чёрные дыры, пульсары, квазары и сотни экзопланет. По мере того, как каждый новый космический зонд или спутник отправляет обратно свои данные, и происходит новое открытие – художники анализируют и пересматривают свои прежние визуализации.               

При этом они будут продолжать своё дело, насколько человечество будет дальше прокладывать свой путь в космическом пространстве. Художники также имеют преимущество путешествовать во времени и космическом пространстве, потому что они в состоянии представить начало и конец Вселенной, рождение нашей Солнечной системы, или Земли и Луны, в зависимости от того, что захватит их мысленный образ. Несмотря на вторжение объектива камеры в область их искусства, кисть (или краскопульт, или компьютер) всегда будет далеко впереди.

Технический перевод статьи журнала ROOM

Оригинал статьи можно прочитать по этой ссылке
Why We Need Space Artists
 журнал ROOM №1 (7) 2016

ранее опубликовано

все статьи и новости